Дело № 2а-1691/ 2021
УИД 21RS0016-01-2021-002074-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.
с участием: представителя административного истца Арсентьевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михайлова О.С. к Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, о возложении обязанности по заключению соглашения о перераспределении земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
Михайлов О.С. с уточнениями и дополнениями обратился в суд с административным иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности по заключению соглашения о перераспределении земельного участка.
Административный иск мотивирован тем, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 441 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на том основании, что Правилами землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 (зона общественно-делового назначения).
Данными правилами регламентированы виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, их предельные размеры. Минимальный размер образуемого земельного участка составляет 100 кв. метров.
Также в ответе указано, что при перераспределении земельного участка была возможность образовать самостоятельный земельный участок площадью 239 кв. метров без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен административный иск и отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка признан незаконным, на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возложена обязанность по заключению соглашения о перераспределении земельного участка.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики оставлено в силе с уточнением абзаца второго, изложив его в следующей редакции: Возложить обязанность на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление Михайлова О.С. о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Однако администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики заявление в установленном порядке не было рассмотрено, ответом от ДД.ММ.ГГГГ без мотивов и оснований ему сообщено, что оставляет без изменения решение администрации Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ №, несмотря на то, что судом данное решение было признано незаконным.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ административный иск о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Чебоксарского района Чувашской Республики ему в третий раз отказала в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по тем же основаниям, которые ранее решениями судом были признаны незаконными.
Далее административный истец в обоснование незаконности отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации кафе «<данные изъяты> площадью 202 кв.м, адрес объекта: <адрес>
На указанном земельном участке расположено одноэтажное нежилое здание общей площадью 145,9 кв. м, принадлежащее истцу на праве собственности.
Электроснабжение здания осуществляется за счет трансформаторной подстанции, расположенной на прилегающей территории, находящейся в ведении администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксасркого района Чувашской Республики.
Кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО3 был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
По проекту межевания от ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания, по результатам которых по ППТ и ПМТ замечаний не поступило. испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне О-1, где предусмотрено размещение объектов общественного питания, на испрашиваемом земельном участке находится трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ мощностью 63 кВА, используемого для электроснабжения кафе «<данные изъяты> принадлежащего административному истцу на праве собственности, испрашиваемый земельный участок охватывает по периметру принадлежащий ему земельный участок, имеет форму изломанного многоугольника, и не может быть самостоятельным предметом кадастрового учета для приобретения его путем проведения публичных процедур.
По приведенным основаниям административный истец просит признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Административный истец Михайлов О.С., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.
Представитель административного истца Арсентьева Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Михайлова О.С. поддержала по вышеизложенным основаниям, пояснив, что испрашиваемый земельный участок площадью 239 кв.м. охватывает по периметру земельный участок площадью 209 кв.м., где находится здание кафе, принадлежащее на праве собственности истцу Михайлову О.С.
На части сформированного земельного участка расположена трансформаторная подстанция, используемая для электроснабжения здания кафе, земельный участок имеет форму неправильного многоугольника с незначительными отступами от стен строения, принадлежащего Михайлову О.С.
Вступившими в законную силу решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заключение соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 кв.м. не противоречит требованиям земельного законодательства, соответствует проекту развития и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Полагает, что административный ответчик имеет все законные снования для заключения с Михайловым О.С. соглашения о перераспределении земельного участка, однако уклоняется от его заключения, в связи с чем просит также обязать ответчика заключить данное соглашение в целях окончательного разрешения судьбы испрашиваемого земельного участка.
Административный ответчик- администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание представителя не направила, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо- администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики представителя в судебное заседание не направила, не известив о причинах неявки представителя.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в судебное заседание представителя не направило, представив отзыв на административный иск, и просив дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика и заинтересованного лица, явка которых в судебное заседание обязательной не признавалось.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Михайлов О.С. является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации кафе <данные изъяты>», площадью 202 кв. метров с кадастровым номером № адрес объекта: <адрес>
Кроме того, Михайлову О.С. принадлежит на праве собственности одноэтажное здание смешанной конструкции, назначение: нежилое, этажность –мансарда, 1, общая площадь 145,9 кв. метров, адрес объекта: <адрес> право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером № установлены, сведения о характерных точках границы земельного участка внесены в ЕГРН, также внесены сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с установлением охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Михайловым О.С. в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики подано заявление о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории), ограниченной улицами <данные изъяты> проездом за счет собственных средств.
Постановлением главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову О.С. рекомендовано обеспечить подготовку проекта планировки и проекта межевания территории согласно приложенной схеме.
Согласно материалам дела, документация по планировке территории (проект межевания территории) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, была подготовлена ООО «<данные изъяты>», из которого усматривается, что территория разработки проекта относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: общественное питание, расположена в общественно –деловой зоне (О-1).
Постановлением главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту межевания территории и проекту планировки территории земельного участка с кадастровым номером №, на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по проекту межевания территории и проекту планировки территории земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> признаны состоявшимися.
Постановлением главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект планировки территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> согласно приложению № и №. Этим же постановлением утвержден проект межевания указанного земельного участка согласно приложениям № и №.
По заказу Михайлова О.С. ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ изготовлен межевой план в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
В результате выполненных кадастровых работ сформирован земельный участок площадью 441 кв. метров за счет земельного участка с кадастровым номером № площадью 202 кв. метров и земельного участка площадью 239 кв. метров, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образуемый земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №.
Как усматривается из письма администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову О.С. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на том основании, что Правилами землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 (зона общественно-делового значения).
Данными Правилами регламентированы виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и их предельные размеры. Минимальный размер образуемого земельного участка составляет 100 кв. метров.
Изучив образованный земельный участок, выявлено, что при перераспределении земельного участка была возможность образовать самостоятельный земельный участок площадью 239 кв. метров без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ данное решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики признано незаконным.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставлено в силе с уточнением абзаца второго, изложив его в следующей редакции: Возложить обязанность на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление Михайлова О.С. о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Как усматривается из письма администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Михайлова О.С. направлено сообщение следующего содержания: «Администрация Чебоксарского района, рассмотрев повторно Ваше заявление, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> отнесенного к категории земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Общественное питание», оставляет решение администрации Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ № без изменения». (л.д. 105).
Данные действия административного ответчика и представленный ответ Михайлову О.С. решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными, на администрацию <адрес> Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Михайлова О.С. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: общественное питание, расположенного по адресу: <адрес>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Михайлову О.С. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с ссылкой на то, что Правилами землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 (зона общественно-делового значения).
Данными Правилами регламентированы виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и их предельные размеры. Минимальный размер образуемого земельного участка составляет 100 кв. метров.
Изучив образованный земельный участок, выявлено, что при перераспределении земельного участка была возможность образовать самостоятельный земельный участок площадью 239 кв. метров без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федрации.
Данный отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не может быть признан законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 названного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельног кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Пунктом 11 названной статьи установлено, что лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
При этом, в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Вышеуказанные требования по рассмотрению вопроса о заключении соглашения о перераспределении земельного участка по заявлению Михайлова О.С., поступившего в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком при повторном рассмотрении также не соблюдены.
Как следует из материалов дела, заявление о рассмотрении вопроса о заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером № по установленной форме Михайловым О.С. было подано ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве приложения к заявлению указан кадастровый паспорт земельного участка, который согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с категорией: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общественное питание, площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №.
Из письма администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на запрос администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по поводу поступившего заявления Михайлова О.С. дано обоснование возможности заключения соглашения о перераспределении земельного участка.
Также представлены документы- основания для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет: (проект планировки территории, межевания территории), копия постановления о подготовке ППТ и ПМТ, копия постановления о назначении публичных слушаний по ППТ и ПМТ, копия протокола и заключения публичных слушаний в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании которого был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №.
Исходя из даты подачи заявления Михайловым О.С. ДД.ММ.ГГГГ, полученного вышеприведенного ответа администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в силу п.8 ст. 39.29 ЗК РФ не более чем в тридцать дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик обязан был рассмотреть заявление и совершить одно из приведенных в данной норме действий, что не было выполнено.
Из сообщения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в адрес Михайлова О.С. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в целях всестороннего рассмотрения заявления было принято решение вынести рассмотрение данного вопроса на районную земельную комиссию.
Однако данное сообщение не содержат сведения кем, и когда было принято такое решение, передача заявления на рассмотрение земельной комиссии не предусмотрено пунктом 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, и не является основанием для продления сроков рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком сроков и процедуры рассмотрения заявления административного истца.
При этом суд считает необходимым отметить, что вопрос о заключении соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка подлежал рассмотрению на основании проекта планировки территории, и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> утвержденного постановлением главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное постановление не было оспорено и незаконным не признано, при этом из документации по планировке территории усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах утвержденного проекта планировки территории.
При наличии вышеприведенного пакета документов, представленных заявителем Михайловым О.С., администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков допустим был лишь при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельного основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрена возможность образования самостоятельного земельного участка. Приведенная норма ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса). Разрешение вопроса о возможности формирования самостоятельного земельного участка в каждом конкретном случае связано с исследованием фактических обстоятельств.
По общему правилу, установленному пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 239 кв. метров, за счет которого образован земельный участок площадью 441 кв. метров, охватывает по периметру земельный участок площадью 209 кв. метров с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Михайлову О.С.
Также установлено, что на части испрашиваемого земельного участка расположена трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ мощностью 63 кВА столбового типа, используемый для электроснабжения кафе «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> на земельном участке площадью 209 кв. метров с кадастровым номером №, и принадлежащая истцу Михайлову О.С. на праве собственности.
При принятии решения о невозможности заключения соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, административном ответчиком не принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок ограничивается к прилегающей к исходному земельному участку территорией, имеет форму неправильного многоугольника с незначительными отступами от стен строения, принадлежащего истцу Михайлову О.С.
В случае формирования самостоятельного земельного участка площадью 239 кв. метров его использование по назначению в зоне О-1 для организации общественного питания не представляется возможным, поскольку исключает возведение на нем каких-либо объектов общественно -делового назначения с учетом необходимости соблюдения требований градостроительных регламентов и действующих строительных, санитарных норм и правил.
Кроме того, судом установлено, что часть испрашиваемого земельного участка, расположенная перед входом в здание кафе «<данные изъяты>» в случае формирования самостоятельного земельного участка перекроет вход в здание кафе «<данные изъяты> Образованный таким образом земельный участок не может являться объектом кадастрового учета для дальнейшего проведения публичных процедур для реализации иными лицами права на приобретение такого земельного участка.
Судом отмечено, что заключение соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка площадью 441 с кадастровым номером №, с административным истцом не противоречит требованиям земельного законодательства к образованию земельных участков, не нарушает баланс частных и публичных интересов, соответствует проекту развития территориальной зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденными решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, основания, по которым письмом от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову О.С. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, полностью повторяют предыдущие основания отказа, которые вышеприведенными решениями Чебоксарского районного суда Чувашской Республики были признаны незаконными.
Между тем, установленные вступившими в законную силу решением суда обстоятельства, в силу положений части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п.1 ст. 16, ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательны для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В нарушение приведенных положений законодательства, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не учтены обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями судов, в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не приведено обоснование возможности формирования земельного участка с разрешенным видом использования: для организации общественного питания не только по минимальным нормам предоставления, но и с соблюдением градостроительных, санитарных и иных норм и правил.
Таким образом, обстоятельства, которые приведены административным ответчиком в качестве основания невозможности заключения соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 с кадастровым номером № не могут быть признаны обоснованными, и с учетом установленных по делу обстоятельств суд усматривает основания для признания незаконным отказа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Также суд находит необходимым удовлетворить требования о возложении обязанности по заключению соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка, поскольку возложение обязанности по повторному рассмотрению заявления Михайлова О.С. от ДД.ММ.ГГГГ не гарантирует восстановление нарушенного права административного истца и не устраняет препятствия в реализации им права на приобретение испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в требований статей 16 и 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов и об исполнении решения суда, а также разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и подлежит безусловному исполнению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В рассматриваемом случае суд усматривает возможность достижения целей административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, и окончательного разрешения вопроса, обязав административного ответчика заключить с административным истцом соглашения о перераспределении земельного участка в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. метров с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: общественное питание, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики заключить с Михайловым О.С. соглашение о перераспределении земельного участка площадью 441 кв. м с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: общественное питание, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева.
Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2021 года.