Дело №2-1720/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Хасановой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можейкиной Регины Константиновны к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, Гробову Александру Михайловичу о признании недействительным формирования земельного участка, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Можейкина Р.К. обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением, которым просила признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >, договор аренды № земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области и Гробовым А.М., о предоставлении последнему земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, применить последствия недействительности ничтожной сделки – договора аренды от ДД.ММ.ГГ года № указанного выше земельного участка, возвратив земельный участок в распоряжение администрации Гурьевского городского округа Калининградской области.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Можейкиной Р.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес >, для строительства индивидуального жилого дома. Указанный земельный участок приобретен Можейкиной Р.К. на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГ года, заключенного с администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области по итогам открытого аукциона по продаже права собственности на земельный участок. Постановлением главы администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГ года № Гробову А.М. в аренду без проведения торгов предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес > для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района и Гробовым А.М. заключен договор аренды указанного выше земельного участка №. Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в аренду Гробову А.М., полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Можейкиной Р.К. В границах земельного участка истца возведен индивидуальный жилой дом, однако право собственности на жилой дом истец зарегистрировать не может ввиду пресечеения границ земельных участков. Таким образом, при предоставлении Гробову А.М. в аренду спорного земельного участка нарушено право собственности Можейкиной Р.К. на земельный участок.
В судебном заседании истец Можейкина Р.К. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – Мануйлов С.А., действующий на основании доверенности, не возражал против заявленных требований.
Ответчик Гробов А.М. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, материалы надзорного производства №, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Можейкиной Р.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес >, для строительства индивидуального жилого дома. Указанный земельный участок приобретен Можейкиной Р.К. на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГ года, заключенного с администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области по итогам открытого аукциона по продаже права собственности на земельный участок. Право собственности Можейкиной Р.К. зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ года.
Земельный участок был сформирован администрацией Гурьевского района и поставлен на кадастровый учет с установленными границами ДД.ММ.ГГ года
В границах указанного выше земельного участка истцом возведен индивидуальный жилой дом.
При обращении истца в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома и регистрации права собственности на него, выяснилось, что в границах земельного участка с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в аренду Гробову А.М.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГ года № без проведения торгов предоставлен в аренду Гробову А.М. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес >, сроком до ДД.ММ.ГГ года.
На основании указанного выше ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района и Гробовым А.М. заключен договор № аренды указанного выше земельного участка, зарегистрированный в ЕГРП ДД.ММ.ГГ года.
Земельный участок с кадастровым номером № сформирован администрацией Гурьевского муниципального района и поставлен на кадастровый учет с установленными границами ДД.ММ.ГГ года
Исследовав доводы истца по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.
Так, согласно ст.ст. 1,7 Федерального закона от 24 июля 2007 №221 «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о местоположении его границ.
На основании п. 3 ст. 1 названного выше Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст.ст. 22, 38 указанного выше Федерального закона одним из основных документов, являющихся основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, является межевой план, представляющий собой документ, в котором указывается местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 9 ст. 38 приведенного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из положений п.п. 1,3 ст. 39 данного Федерального закона при проведении кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана, для вновь образованного земельного участка или уточнения местоположения границ смежных с ним земельных участков, согласование его границ является обязательным. Предметом согласования является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 39 Федерального закона).
Из смысла и содержания названных норм следует, что установленный ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» порядок согласования границ земельного участка имеет своей целью урегулировать споры по местоположению границ во внесудебном порядке, а если спор на этой стадии не был урегулирован, вопрос о местоположении границы разрешается судом.
В соответствии с абзац. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в ранее действующей редакции) месторасположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Месторасположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, месторасположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Данные законоположения воспроизведены в действующих в настоящее время ч.ч.8 и 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости», по сути, направлены на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений с учетом данных, содержащихся в правоустанавливающих и иных документах, и предусматривают необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ определены требования к образуемым земельным участкам. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1. ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Проанализировав материалы кадастровых и регистрационных дел земельных участков с кадастровыми номерами №, схемы расположения указанных земельных участков, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован за счет территории земельного участка с кадастровым номером № и находится в границах землепользования участка истца.
Доказательств, опровергающих установленные выше обстоятельства, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Суд приходит к выводу, что на момент формирования и предоставления участка в аренду Гробову А.М., спорная территория входила в интересы Можейкиной Р.К., находилась уже длительное время в ее фактическом пользовании.
При этом решение об осуществлении кадастрового учета земельного участка ответчика с кадастровым номером № было принято ДД.ММ.ГГ года, тогда как сведения о земельном участке истца с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГ года и уже существовали с установленными границами.
Несмотря на это, администрацией было принято решение о формировании спорного земельного участка в месте расположения земельного участка, которым администрация ранее распорядилась, предоставив в собственность Можейкиной Р.К.
При таком положении, учитывая установленные судом обстоятельства о месторасположении спорного участка в границах участка истца, об отсутствии законных оснований для предоставления земельного участка Гробову А.М., суд приходит к выводу, что формирование спорного земельного участка и последующее предоставление осуществлено в нарушение требований закона, его формирование и предоставление нельзя признать законным.
При предоставлении в аренду спорного участка с кадастровым номером № для администрации было очевидным, что земельный участок не свободен, ранее уже предоставлен и находится в фактическом пользовании истца Можейкиной Р.К.
В связи с чем, такой земельный участок не мог быть предоставлен в аренду Гробову А.М.
Признание формирования земельного участка с кадастровым номером № незаконным влечет за собой ничтожность всех сделок в отношении такого земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании изложенных выше норм права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Можейкиной Р.К. исковых требований и наличии достаточных оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно требованиям ст. 167 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки), недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Признавая недействительным договор аренды спорного земельного участка, заключенный между администрацией Гурьевского городского округа и Гробовым А.М., суд полагает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ года №, возвратив земельный участок в государственную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ >
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1000 ░░.░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░