УИД 85 RS0006-01-2024-001650-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2024 г. п.Усть-Ордынский
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Желтухиной Е.Ю., при секретаре Филипповой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-773/2024 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к Михайловой Татьяне Вячеславовне об обязании представить отчет об использовании лесов,
установил:
истец Министерство лесного комплекса Иркутской области с учетом уточнений обратилось в суд с иском к ответчику Михайловой Т.В. об обязании предоставить отчет об использовании лесов формы №-ИЛ за январь-октябрь 2023 года по договору купли-продажи лесных насаждений № от 30.01.2023 г. с приложением материалов фото- и видеофиксации лесосеки (выдела) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование, что 30.01.2023 г. между ответчиком Михайловой Т.В. и Министерством лесного комплекса заключен договор купли-продажи лесных насаждений №. Согласно п.2 Порядка предоставления отчета об использовании лесов к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №451от 21.08.2017 г. «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронном форме», граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять Отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение вышеуказанного законодательства, несвоевременное предоставление отчета об использовании лесов ведет к нарушению интересов Российской Федерации. 19.02.2024 в адрес ответчика была направлена претензия о необходимости исполнения обязательств, а именно о предоставлении отчета об использовании лесов, однако до настоящего времени требования по предоставлению отчета об использовании лесов, с приложением материалов фото- и видеофиксации лесосеки (выдела), на которой производилась заготовка древесины не исполнены.
Представитель истца Шобоева А.О. ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Ответчик Михайлова Т.В. надлежащим образом извещенная в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила..
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия ответчика.
Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их защиты, воспроизводства.
Использование лесов предусматривает собой заготовку древесины, в том числе гражданами для собственных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 25, ст. 30 ЛК РФ).
Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, в проверяемом периоде осуществляется министерством лесного комплекса Иркутской области.
В соответствии с задачами, возложенными на государственные органы управления лесным хозяйством, указанные органы обеспечивают соблюдение всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями, другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
При этом государственному контролю подлежат перечисленные ниже сведения, которые содержатся в отчетах об использовании лесов и на основании которых такие отчеты формируются: достоверность отчетных данных об использовании лесов; соблюдение лесопользователями обязанностей, предусмотренных законодательством и гражданско-правовым договором; использование лесозаготовителями выделенного им лесосечного фонда; сравнение выхода деловой древесины в отведенном лесосечном фонде и фактически заготовленной древесины; причины допускаемых нарушений, меры по их профилактике и пресечению.
Статьями 49, 66 ЛК РФ предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих использование лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение, предоставлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, отчет об использовании лесов, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Согласно ч. 1 ст. 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из изложенной нормы следует, что граждане, использующие леса, обязаны представить отчет об использовании лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 12 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса на предоставление лесных участков, а так же на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня: -приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в п. 6 ч. 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Целью создания Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок является обеспечение учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществление анализа, обработки представленной в нее информации и контроль за достоверностью такой информации (ч. 3 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ).
Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 49 Лесного кодекса РФ).
В силу п. 2 Приложения №3 Порядка представления отчета об использовании лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451, отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным. Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять Отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным
В соответствии с п. 8 ст. 4 Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного комплекса Иркутской области, в лице заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству и Михайловой Т.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 25 от 30.01.2023 г., по условиям которого ответчику переданы в собственность лесные насаждения, расположенные на землях находящихся в федеральной собственности, по адресу: <адрес>, с целью заготовки древесины для отопления на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение).
Михайлова Т.В. уведомлена о необходимости предоставления отчета об использовании лесов в день заключения договора, о чем ей выдана памятка.
По сведениям истца по состоянию на момент рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком Михайловой Т.В. отчет об использовании лесов формы №-ИЛ за январь-октябрь 2023 года по договору купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением материалов фото- и видеофиксации лесосеки (выдела) не предоставлен. Требование об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов, не исполнено.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст. ст. 4, 15 Конституции РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, возражений относительно заявленных требований, в связи с чем, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ, суд принимает решение по имеющимся в материалах дела доказательствам и приходит к выводу об обоснованности требований истца и находит их подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района "Эхирит-Булагатский" подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск Министерства Лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.
Обязать Михайлову Татьяну Вячеславовну (паспорт серии №), предоставить отчет об использовании лесов формы №-ИЛ за январь-октябрь 2023 года по договору купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением материалов фото- и видеофиксации лесосеки (выдела) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Михайловой Татьяны Вячеславовны (паспорт серии №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области.
Судья Е.Ю. Желтухина
Мотивированное решение составлено 30.09.2024.