Решение по делу № 2-2596/2020 от 26.06.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2020 г.                                                                                     г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зуевой А.Н., при секретаре судебного заседания Неминущей Ю.В., с участием истца Дергуновой Н.Н., представителя ответчика по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                        № 38RS0036-01-2020-003207-03 (производство №2-2596/2020) по исковому заявлению Дергуновой Н.Н. к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Иркутска о признании незаконными приказов о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии с учета в качестве безработной, обязании выплатить пособие по безработице,

установил:

Дергунова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным приказ от <Дата обезличена> о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработной, обязать ответчика выплатить пособие по безработице за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, указав в обоснование требований, что <Дата обезличена> зарегистрирована в качестве безработной, <Дата обезличена> ей назначена очередная явка для прохождения перерегистрации в качестве безработной, на которую она не явилась в связи с необходимостью ухода за новорожденным ребенком своей заболевшей дочери. В период с <Дата обезличена> до <Дата обезличена> пройти перерегистрацию также не представлялось возможным, так как ответчик не осуществлял личный прием граждан в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией и установления режима нерабочих дней. По инициативе ответчика она снята с учета в качестве безработной с <Дата обезличена> в связи с длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин. Полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания к снятию с учета и прекращению выплаты пособия по безработице, так как в связи с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с короновирусной инфекцией, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> прием ответчиком граждан, в том числе для прохождения перерегистрации в качестве безработного, не осуществлялся. Кроме того, в силу положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» срок для наступления последствий в связи с неявкой для перерегистрации наступал не ранее <Дата обезличена>, однако ответчик, не дожидаясь истечения данного срок В дальнейшем Дергунова Н.Н. повторно принята на учет в качестве безработной, однако без выплаты пособия по безработице в течение 1 года.

Определением судьи от <Дата обезличена> административный иск принят к производству суда, по нему возбуждено административное дело.

<Дата обезличена> определением судьи о дополнительной подготовке дела к судебному разбирательству суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства с учетом разъяснений, содержащихся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36, поскольку заявленные требования касаются защиты социальных прав истца на получение пособия по безработице.

Ответчик Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения город Иркутска (далее – Центр занятости) представил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указал на необоснованность требований Дергуновой Н.Н., поскольку она без уважительных причин не явилась в назначенное время для перерегистрации, будучи извещенной о необходимости такой явки. В связи с чем приказом от <Дата обезличена> ей приостановлена выплата пособия по безработице на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в дальнейшем с учетом того, что истцом не представлено никаких доказательств уважительности причин пропуска даты перерегистрации, изданы приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о прекращении с <Дата обезличена> выплаты пособия по причине длительной (более месяца) в Центр занятости без уважительной причины, а также приказ                   <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Дергунова Н.Н. снята с регистрационного учета в качестве безработного с <Дата обезличена> по причине длительной (более месяца) неявкой в Центр занятости без уважительных причин. Органом не допущено нарушений срок, так как истечение месячного надлежит исчислять с даты последней явки безработного для перерегистрации. Кроме того, распоряжений о приостановке или прекращении деятельности Центра занятости с <Дата обезличена> не издавалось, в связи с чем истец не лишена была возможности известить сотрудников центра о невозможности явки, в дальнейшем представить документы, обосновывающие уважительность неявки.

Истец представила возражения против отзыва ответчика указала, что месячный срок ее неявки в любом случае не мог истечь <Дата обезличена>, кроме того, ответчик в данный день прием граждан не осуществлял, так как Указом Президента РФ от <Дата обезличена> дни с 30-<Дата обезличена> объявлены нерабочими днями. Кроме того, ответчиком не приведено уважительности причин неявки               Дергуновой Н.Н. в органы занятости населения в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, что свидетельствует незаконности действий ответчика и нарушении прав истца.

Ответчик представил отзыв на возражения ответчика, в которых указал, что доводы о несоблюдении срока снятии с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия являются надуманными, так как с момента последней явки Дергуновой Н.Н. <Дата обезличена> по состоянию на <Дата обезличена> прошло более месяца, кроме того, выплата пособия была приостановлена с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Также Дергуновой Н.Н. не представлено документов, подтверждающих уважительность причин неявки в Центр занятости, при этом режим самоизоляции на территории Иркутской области, а также порядок передвижения на территории Иркутской области введен с <Дата обезличена>.

В судебном заседании истец Дергунова Н.Н. поддержала заявленные требования, просила об их удовлетворении, указала, что осуществляла уход за ребенком своей дочери, не могла явиться назначенную дату для перерегистрации. С сотрудниками Центра занятости она до <Дата обезличена> г. связаться не пыталась, так как была занята домашними делами и опасалась новой короновирусной инфекции.

Представитель ответчика Центра занятости по доверенности                        ФИО5 возражал против заявленных требований, поддержав правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление и возражениях на отзыв истца. Указал, что ответчиком не приведено доказательств уважительности причин неявки на перерегистрацию в назначенный день, при этом все действия ответчика соответствовали требованиям Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Порядок и условия признания граждан безработными закреплены в п. 1 ст. 3 названного закона, в соответствии с которым, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005№ 421-О).

В силу ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

При этом п. 6 ст. 31 цитируемого закона пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего по общему правилу о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 698-О-О). Решение органа службы занятости о приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке.

Согласно абз. 6 п. 13 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего по общему правилу о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.

В соответствии со ст. 3 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (далее - Правил), которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.

Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.

Положениями п. 14 цитируемых правил установлено, что безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.

Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н утвержден перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, к ним относится среди прочего листок нетрудоспособности.

Согласно п. 15 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

В соответствии с п. 17 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.

Пунктом 18 Правил безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения, для подбора подходящей работы.

При этом возможность переноса сроков перерегистрации граждан, признанных безработными, в учреждениях службы занятости в связи с временной нетрудоспособностью ни Законом о занятости, ни иными нормативно-правовыми актами о занятости населения в РФ не предусмотрена.

В силу абз. 3 пункта 2 статьи 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Положениями п.п. «в» п. 20 Правил регистрации безработных граждан, предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета безработных граждан в случае длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявки в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин.

Как установлено судом, и следует из материалов личного дела                       получателя государственных услуг от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, на основании приказа ОГКУ Центр занятости населения города Иркутска от <Дата обезличена> Дергунова Н.Н. с <Дата обезличена> признана безработной, ей назначено пособие по безработице с <Дата обезличена>, установлен период выплаты пособия по безработице <Дата обезличена> месяцев с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере .... средней зарплаты гражданина (.... рублей, но не выше .... рублей с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в размере .... средней зарплаты гражданина ....) .... рублей, но не выше .... рублей с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В соответствии с распиской Дергуновой Н.Н. от <Дата обезличена> она предупреждена, что в случае неявки в службе занятости более одного месяца без уважительных причин прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета, а в случае болезни обязана оформить больничный лист и в течение месяца со дня последней явки сообщить о наступлении временной нетрудоспособности в Центр занятости. Также <Дата обезличена>                    Дергуновой Н.Н. разъяснена обязанность посещения Центра занятости в установленные дни и часы, предъявлять при перерегистрации - паспорт, документ об образовании.

Согласно листу учета посещений гражданина для подбора подходящей работы <Дата обезличена> Дергунова Н.Н. <Дата обезличена> в <Дата обезличена> являлась в Центр занятости для перерегистрации, извещена о необходимости следующего поседения <Дата обезличена> в <Дата обезличена> часов под роспись, ей предложены вакансии для трудоустройства. <Дата обезличена> в <Дата обезличена> часов Дергунова Н.Н. явилась для перерегистрации в Центр занятости, извещена под роспись о дате следующего посещения <Дата обезличена> в <Дата обезличена> часов, ей предложены вакансии для трудоустройства.

В соответствии с карточками учета получателя социальных выплат в виде пособия по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице на Дергунову Н.Н. за период с <Дата обезличена>.-<Дата обезличена> ей <Дата обезличена> получено пособие в размере .... рублей, за период с <Дата обезличена>.-<Дата обезличена> ей <Дата обезличена> получено пособие по безработице в размере .... рублей, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ей <Дата обезличена> получено пособие в размере .... рублей.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства. Дергунова Н.Н., будучи зарегистрированной в качестве безработной, получающей пособие по безработице, обязана являться на перерегистрацию в качестве безработной в установленное Центром занятости время, а в случае невозможности такой явки ставить учреждение в известность, предоставлять документы, подтверждающие уважительность причин неявки, в противном случае, она несет риск наступления неблагоприятных последствий. Вместе с тем она в установленное время для перерегистрации не явилась.

Истцом в подтверждение уважительности причин неявки для перерегистрации <Дата обезличена> суду представлены свидетельство о рождении ее дочери ФИО6, выписной эпикриз из истории родов <Номер обезличен>, выданный ....» <Дата обезличена> на ФИО6, в соответствии которым <Дата обезличена> у нее родился ребенок, а также паспорт операции кесарева сечения, а также свидетельство о рождении ФИО7 <Дата обезличена>, родителями которой являются ФИО8 и ФИО6

В судебном заседании истец Дергунова Н.Н. пояснила, что не оформляла листок нетрудоспособности, когда ухаживала за своей заболевшей внучкой, какие-либо документы, подтверждающие болезнь ребенка у нее отсутствуют. В Центр занятости до <Дата обезличена> г. она не являлась, никаких документов не предоставляла, с сотрудниками по телефону также не связывалась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Дергуновой Н.Н. в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не приведено доказательств уважительности причин неявки для перерегистрации <Дата обезличена>, так как отсутствует листок нетрудоспособности, документы, подтверждающие болезнь ребенка в данный период, а также факт того, что за ним не могли осуществить уход в данный день родители ребенка.

Также судом установлено, что <Дата обезличена> приказом Центра занятости <Номер обезличен> Дергуновой Н.Н. приостановлена выплата пособия по безработице с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. В адрес Дергуновой Н.Н.: <адрес обезличен>, направлено уведомление о принимаемом решении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, что подтверждается журналом учета исходящих уведомлений <Номер обезличен>, а также реестром почтовых отправлений (маркированные конверты) от <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> Центром занятости изданы приказы <Номер обезличен>                           <Номер обезличен> о снятии Дергуновой Н.Н. с <Дата обезличена> с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин, о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета. Дергуновой Н.Н. по адресу ее проживания направлены уведомления от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, <Номер обезличен> что подтверждается журналом учета исходящих уведомлений <Номер обезличен> реестром почтовых отправлений (маркированные конверты) от <Дата обезличена>.

В судебном заседании истец указала, что не ставила в известность Центр занятости об уважительности причин неявки на перерегистрацию <Дата обезличена>, самостоятельно в центр до <Дата обезличена> г. не обращалась, так как была занята уходом за внучкой, а также опасалась новой короновирусной инфекции, в связи с чем у Центра занятости имелись основания к принятию оспариваемых приказов о снятии Дергуновой Н.Н. с регистрационного учета, и прекращении выплаты пособия.

Вопреки доводам истца оспариваемые приказы приняты в установленные вышеприведенным законодательством сроки, в период осуществления учреждением своих полномочий.

Согласно представленным в материалы дела документам последняя явка Дергуновой в Центр занятости состоялась <Дата обезличена>, с указанной даты в силу положений п.п. 3 п. 2 ст. 35 Закона о занятости начинается исчисление месячного срока, являющегося основанием для снятия безработного с регистрационного учета.

Поскольку порядок расчета сроков не предусмотрен Законом о занятости, суд исходит из положений ст. 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В связи с чем суд приходит к выводу, что с момента неявки                              Дергуновой Н.Н. в Центр занятости до издания оспариваемых приказов                             от <Дата обезличена> прошло более одного месяца.

Также суд принимает во внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 установлены с 30.03. по 03.04.2020 нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, вместе с тем органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30.03 по 03.04.2020 функционирование этих органов.

Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 № 59 уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» также не приостановлена работа органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, изданы методические рекомендации по режиму труда исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, не предусматривающих приостановление осуществляемой ими деятельности.

Согласно письму министерства труда и занятости Иркутской области                     от 18.03.2020 № 02-74-1641/20 о профилактике короновирусной инфекции, приказу Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения              г. Иркутска от 18.03.2020 № 70 деятельность органа не приостанавливалась и не ограничивалась, рекомендовано установить график приема граждан, позволяющий избежать их скопление в помещениях ОГКУ ЦЗН города Иркутска, сотрудникам предписывалось следовать основным правилам гигиены.

В соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 04.04.2020                  № 78-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 18.03.2019 №59-уг на территории Иркутской области с 05.04.2020 по 12.04.2020 введен режим самоизоляции граждан в соответствии с установленным подрядом передвижения.

Только 29.05.2020 на основании распоряжения министерства труда и занятости Иркутской области №194-мр «О переводе Центров занятости населения городов и районов Иркутской области на дистанционный режим работы» Только с 01.06.2020 Центры занятости переведены на дистанционной режим работы, исключающий личное посещение гражданами данных учреждений.

В связи с чем, судом установлено, что Дергунова Н.Н. имела возможность после <Дата обезличена> беспрепятственно посетить Центр занятости, представить доказательства уважительности причин неявки для перерегистрации, либо предупредить сотрудников учреждения по телефону.

С учетом установленных судом обстоятельств дела, а также приведенных сторонами доказательств, суд, исходя из положений действующего законодательства, а именно Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», приказа Минтруда России                              от 15.01.2013 № 10н, приходит в выводу о законности оспариваемых приказов ответчика, и отсутствии оснований к удовлетворению требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

в удовлетворении исковых требований Дергуновой Н.Н. к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Иркутска о признании незаконными приказов о прекращении выплаты пособия по безработице, снятии с учета в качестве безработной, обязании выплатить пособие по безработице,- отказать.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

    Судья                                                                    А.Н. Зуева

....

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу <Дата обезличена> подлинник находится в материалах дела <Номер обезличен>Свердловского районного суда <адрес обезличен>.

Судья А.Н. Зуева

2-2596/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дергунова наталья Николаевна
Ответчики
ОГКУ "Центр занятости населения города Иркутска"
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Судья
Зуева Анна Николаевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
24.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее