Дело № 2-3570/2023
55RS0002-01-2023-004166-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 01 ноября 2023 года
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Мякишевой И.В. при секретаре Пчелиной А.В., с участием представителя истца Николаева И.Ю., представителя Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО3, представителя Федеральной антимонопольной службы России ФИО4, представителя Министерства финансов Российской Федерации (УФК по <адрес>) ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о взыскании убытков, судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец, являясь начальником отдела контрактной службы казенного учреждения <адрес> «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения <адрес>» признана виновной постановлением заместителя руководителя УФАС по <адрес> ФИО9 в совершении административного правонарушения по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ по административному делу №.32- 289/2023 с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу №.32-289/2023, истец обжаловала его в судебном порядке в Центральном районном суде <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> по делу № жалоба удовлетворена в полном объеме. Судом вынесено решение, которым постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновной в назначении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение суда вступило в законную силу.
В связи с необходимостью защиты в суде прав и интересов, истец вынуждена была обратиться за оказанием квалифицированной юридической помощи к адвокату ФИО2, состоящем в Омской коллегии адвокатов «Бизнес и право», о чем ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО2 заключено соглашение № об оказании юридической помощи.
Результатом оказания услуг по настоящему соглашению является дата вступления в законную силу судебного акта об отмене постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ по делу №.32-289/2023 (п. 1.3. соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачено в кассу Омской коллегии адвокатов «Бизнес и право» в качестве аванса 50 000 рублей по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ за оказание квалифицированных юридических услуг.
В связи с возбуждением УФАС по <адрес> в отношении истца дела об административном правонарушении и защитой своих интересов в суде, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в сумме 50 000 руб.
В период незаконного привлечения к административной ответственности по нарушению антимонопольного законодательства, истец испытывала нравственные страдания, выраженные в душевных переживаниях, так как вся ее трудовая деятельность с момента окончания учебного заведения связана с различными должностями в государственных органах в сфере закупок. Согласно постановлению УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №.32-289/2023 истцу вменялись неправомерные действия, совершенные ею в период работы в должности начальника отдела контрактной службы КУ <адрес> «Дирекция по Обслуживанию государственной системы здравоохранения <адрес>» по нарушению антимонопольного законодательства. Привлечение истца к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ могло отразиться на ее дальнейшей карьере, дав ложную оценку ее профессиональной компетенции.
Кроме того, в связи с привлечением ее к административно ответственности по нарушению антимонопольного законодательства, истец была вынуждена уволиться с должности начальника отдела контрактной службы КУ <адрес> «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения <адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ перейти на работу в отдел контрактной службы ФГНБУ «Омский аграрный научный центр».
С целью подачи настоящего искового заявления о взыскании убытков и компенсации морального вреда между истцом и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № об оказании юридической помощи.
Просит суд взыскать с Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет возмещения расходов, понесенных в рамках дела об административном правонарушении сумму в размере 50 000 руб.; компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.; в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, связанных с рассмотрением настоящего спора сумму в размере 50 000 руб.; в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины сумму в размере 2 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ на указанное исковое заявление УФАС по <адрес> ссылается на обстоятельства отсутствия вины, выраженной в отмене Центральным районным судом <адрес> постановления заместителя руководителя УФАС по <адрес> ФИО9 о привлечении к административной ответственности истца, так как антимонопольный орган обязан был привлечь ФИО1 к ответственности, ввиду наличия вступившего в законную силу решения УФАС по <адрес> по делу № по факту нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства здравоохранения <адрес>, КУ <адрес> «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения <адрес>» и ООО «Линкос МК». Полагает, что наличие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ, не обязывает привлекать всех, без исключения, должностных лиц к административной ответственности, а является лишь поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, в рамках которых, должностным лицам УФАС по <адрес>, в силу своих профессиональных обязанностей, следует надлежащим образом давать законную и обоснованную правовую оценку наличия, либо отсутствия в действиях привлекаемого лица того, либо иного состава административного правонарушения, чтобы не нарушать конституционные права привлекаемых лиц. Недоказанность незаконности действий (бездействий) государственных органов или их должностных лиц или наличие вины должностных лиц в незаконном административном преследовании не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца по настоящему иску. Отметил, что представитель УФАС в <адрес>ом суде <адрес> при рассмотрении жалобы истца по делу № на незаконное привлечение ее к административной ответственности согласно постановлению №.32-289/2023, жалобу ФИО1 обоснованной не признал. При этом, в полном объеме возражал против ее удовлетворения, представлял письменные возражения, выступал устно в судебных заседаниях, доказывая законность и обоснованность привлечения ее к административной ответственности. Кроме того, размер санкции по оспариваемому правонарушению не может быть поставлен в зависимость от размера и стоимости услуг защитника, так как это абсолютно разные значения. Санкция установлена законодательным органом РФ, а стоимость услуг адвоката объемом оказанных услуг и иными правовыми критериями.
Представитель ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по <адрес> – ФИО3 (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что поводом к возбуждению ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении №.32-289/2023 в отношении ФИО1 явилось решение №. При этом постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А46-12021/2022 одно из решений Омского УФАС России (№) было признано недействительным. В указанном постановлении арбитражного суда кассационной инстанции приведены выводы об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, приведен анализ норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые в последующем были положены в основу решения Центрального районного суда <адрес> по делу №. Считает, что результат обжалования постановления по делу №.32-289/2023 не связан с качеством предоставления юридических услуг защитником истца. Рассмотрение дела № Центральным судом <адрес> состоялось в два судебных заседания (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), защитником заявителя подготовлено два документа - жалоба на указанное постановление и дополнение к жалобе. Подготовленная защитником истца жалоба на постановление №.32-289/2023 сама по себе не содержала значимых доводов, по сути содержала «общие формулировки» в общей сложности на одну страницу. Основной текст (основные доводы) данного документа скопирован из постановления Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А46-12021/2022. Сам по себе спор об отмене постановления о назначении административного наказания №.32-289/2023 не является сложным, не требовал значительного времени и высокой квалификации специалиста для подготовки процессуальных документов и защиты интересов в суде. Считает, что неразумно нести расходы на оплату услуг защитника в размере 50 000 рублей, тогда как размер административного штрафа, наложенного на истца, составлял 20 000 рублей. ФИО1 воспользовалась услугами этого же защитника при обжаловании иных, вынесенных в отношении неё Омским УФАС России, аналогичных постановлений о назначении административного наказания, возбужденным по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом, Центральным районным судом <адрес> рассмотрено всего 4 аналогичных дела по жалобам ФИО1, содержащим абсолютно аналогичные доводы, и с учетом наличия постановления Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А46-12021/2022 результат обжалования в суде вышеуказанных постановлений был очевидным. Поскольку по всем 4 делам, рассмотренным Центральным районным судом <адрес>, защитником были подготовлены абсолютно одинаковые документы, содержащие одни и те же доводы, в судебных заседаниях по данным делам озвучивалась защитником одна и та же позиция, удовлетворение в данной части требования истца и взыскание с антимонопольного органа расходов в размере 50 000 рублей по настоящему иску не соответствует принципу разумности и справедливости. Должностные лица Омского УФАС России незаконных действий в отношении ФИО1 не совершали. Прекращение производства по делу об административном правонарушении само по себе не свидетельствует о незаконности действий государственного органа или должностного лица. ФИО1 не доказан факт причинения ей нравственных страданий. Довод о том, что привлечение ФИО1 к административной ответственности вынудило ее уволиться с должности начальника отдела контрактной службы Дирекции не соответствует действительности, поскольку с указанной должности она было уволена ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Федеральной антимонопольной службы РФ – ФИО4 в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что для оказания юридической помощи по представлению интересов по делу об административном правонарушении истцом с адвокатом ФИО2 было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № об оказании юридической помощи. В соответствии с Актом приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ стоимость правовых (юридических) услуг составила 50 000 рублей. При этом согласно пункту 1.2 Соглашения его предметом является оказание юридической помощи. Таким образом, в предмет Соглашения входит оказание исключительно юридических услуг, фактические действия (например, направление документов в суд) предметом соглашения быть не могут. Следовательно, направление жалоб и дополнительных документов, указанных в Акте приемки оказанных услуг, является не юридической услугой, а организационно-вспомогательными действиями, в связи с чем взыскание судебных расходов по оказанию представителем данной услуги с бюджета Российской Федерации недопустимо. Кроме того, в материалах дела отсутствует какой-либо расчет заявленных к взысканию убытков, ввиду чего не представляется возможным проверить достоверность заявляемых истцом требований. Правовая позиция, изложенная в жалобе на Постановление Омского УФАС России в рамках дела №, основана на тех же доводах, что и жалобы в суды об оспаривании постановлений Омского УФАС России по делам №№, 12-192/2023, 12-208/2023, в связи с чем действия представителя по подготовке жалоб не требовали значительной подготовки и временных затрат. Принимая во внимание указанные обстоятельства, истцом документально не подтверждена реальность оказанных юридических услуг, поскольку формальное оформление документов посредством «перепечатки» не может служить доказательством, подтверждающим факт реальности оказания услуг. Истцом фактически не подтвержден объем времени, затраченный на работу по подготовке к участию представителя истца в рамках дела об оспаривании Постановления Омского УФАС России с учетом представленных в материалы дела документов. В данном случае, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, при рассмотрении которого не потребовалось значительных временных затрат, категорию спора, исходя из принципа разумности и справедливости, размер заявленных истцом к взысканию расходов на оплату услуг представителя носит явно чрезмерный характер. Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Невозможно определить обоснованность компенсации морального вреда в заявленном размере, в связи с чем считает, что требования истца о компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей чрезмерно завышены и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по <адрес> – ФИО5 (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что согласно приложению 12 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от ДД.ММ.ГГГГ № 466-ФЗ Федеральная антимонопольная служба включена в ведомственную структуру расходов федерального бюджета (код главы 161). С учетом указанных обстоятельств, надлежащим ответчиком по делу по исковому заявлению ФИО1 о взыскании убытков и возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, является Российская Федерация в лице Федеральной антимонопольной службы, взыскание вреда производится за счет средств казны Российской Федерации. Полагает, что исходя из категории дела, объема оказанных услуг, размер расходов на оплату услуг представителя по делу об административном правонарушении является завышенным. В обоснование размера компенсации морального вреда истец в исковом заявлении указывает, что испытывала нравственные страдания, выраженные в душевных переживаниях в связи с незаконным привлечением к административной ответственности, которые длились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (93 дня), испытывала отрицательные эмоции, подавленность, беспокойство, переживания. Полагает, что истцом не приведены доказательства, обосновывающие сумму возмещения причиненного морального вреда в размере 70 000 рублей. Заявленный размер компенсации морального вреда является завышенным, не отвечает требованиям разумности и справедливости.
Третье лицо - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО9 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще.
Заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ расходы, которые лицо произвело для восстановления нрушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1,2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ дело № Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО9 №.32-289/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения; жалоба ФИО1 – удовлетворена (л.д. 89-91).
Решение суда вступило в законную силу.
В связи с необходимостью защиты в суде своих прав и интересов ФИО1 обратилась за оказанием квалифицированной юридической помощи к адвокату ФИО2, состоящем в Омской коллегии адвокатов «Бизнес и право».
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО2 заключено соглашение № об оказании юридической помощи (л.д. 29-30, 114-115).
Согласно п. 1.2. указанного соглашения адвокат ФИО2 обязался оказать истцу следующий комплекс юридических услуг, а именно:
- консультация Доверителя относительно порядка и способа обжалования Постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023;
- ознакомление в УФАС по <адрес> с материалами административного дела №.32-289/2023;
- истребование, изучение и анализ документов по факту оспаривания наличия в действиях Доверителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ;
- составление и направление в суд жалобы на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023;
- составление и подача в суд дополнительных процессуальных документов по факту обжалования постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023;
- представление интересов Доверителя в судебных заседаниях по обжалованию постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023.
Результатом оказания услуг по настоящему соглашению является дата вступления в законную силу судебного акта об отмене постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Доверителя к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ по делу №.32-289/2023 (п. 1.3. соглашения).
В соответствии с п. 3.1 соглашения Доверитель производит оплату гонорара Адвокату в качестве аванса за оказание юридической помощи по соглашению в размере 50 000 рублей. Общий размер вознаграждения складывается из стоимости юридических услуг, которые Адвокат обязуется оказать Доверителю по настоящему соглашению.
Согласно п. 3.2. указанного соглашения оплата вознаграждения должна быть произведена Доверителем на расчетный счет либо в кассу адвокатского образования.
ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачено в кассу Омской коллегии адвокатов «Бизнес и право» в качестве аванса 50 000 рублей по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ за оказание квалифицированных юридических услуг по обжалованию постановления №.32-289/2023 УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдана квитанция № (л.д. 31,116).
В соответствии с п. 3.9. соглашения установлено, что результаты оказания юридической помощи Адвокатом доверителю оформляются актом приемки оказанных услуг по настоящему соглашению.
Так, согласно акту приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ истцу оказаны следующие услуги:
- консультирование Доверителя по вопросам порядка и способа обжалования постановления УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023 на сумму 3 000 руб.;
- ознакомление в УФАС по <адрес> с материалами административного дела №.32-289/2023 (услуга включает в себя составление и подачу ходатайства об ознакомлении с материалами административного дела) на сумму 3 000 руб.;
- подготовка и направление в суд общей юрисдикции жалобы на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32- 289/2023 на сумму 10 000 руб.;
- подготовка и представление в суд общей юрисдикции дополнения к жалобе на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32- 289/2023 на сумму 7 000 руб.;
- представление интересов Доверителя в судебном заседании суда общей юрисдикции по рассмотрению жалобы на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023 на сумму 10 000 руб.;
- подготовка и представление в суд общей юрисдикции дополнения к жалобе на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32- 289/2023 на сумму 7 000 руб.;
- представление интересов Доверителя в судебном заседании суда общей юрисдикции по рассмотрению жалобы на постановление УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.32-289/2023 на сумму 10 000 руб.
Итого сумму оказанных услуг по соглашению составила 50 000 руб. Факт полной оплаты по соглашению сторонами не оспаривался.
Факт незаконного привлечения к административной ответственности установлен судом в рамках обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а отсутствие вины должностного лица подлежит доказыванию самим ответчиком в силу положений статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороне не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен.
Из приведенных положений закона следует, что по общему правилу вред возмещается при наличии вины причинителя этого вреда, в частности моральный вред, однако в случае возмещения в таком порядке расходов по делу об административном правонарушении, понесенных лицом при обжаловании признанного впоследствии незаконным постановления о привлечении его к ответственности, исходя из правовой природы таких расходов критерием их возмещения является постановление вышестоящей инстанции о правомерности или неправомерности требований заявителя вне зависимости от наличия или отсутствия вины противоположной стороны в споре.
Установлено, что постановлением УФАС по Омской области по делу №.32-289/2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющаяся начальником отдела контрактной службы казенного учреждения <адрес> «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения <адрес>» была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Как следует из решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в основу выводов суда об отсутствии состава административного правонарушения послужило то обстоятельство, что в данном случае заказчик, в силу обстоятельств режима повышенной готовности в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не имел достаточного периода времени для проведения спорной закупки конкурентным способом, учитывая дату доведения до заказчика необходимых бюджетных субсидий, сроки и порядок внесения изменений в план-график закупок, опубликования извещения о закупке, рассмотрения первых и порядок внесения изменений в план-график закупок, опубликования извещения о закупке, рассмотрения первых и вторых частей заявок, процедуры подачи ценовых предложений, заключения и подписания контракта с учетом праздничных дней, указывает на невозможность заключения и исполнения контракта на торгах в сроки, определенные государственным контрактом.
Заключение государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, само по себе не свидетельствует о нарушении запрета, установленного п. 4 ст. 16 Закона о контрактной системе, о получении им необоснованных экономических преимуществ, о завышении стоимости постановленного по контракту медицинского оборудования с учетом оказания услуг монтажа и ввода в эксплуатацию относительно рыночной стоимости аналогичного оборудования и услуг.
Поскольку коммерческие предложения от ООО «Мединвест», ООО «Медконтракт», ООО «МС» были представлены ее непосредственным руководителем – ФИО6, повторного направления запросов на их представление не требовалось, с учетом в том числе этого, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу, что необоснованное административное преследование обусловило несение истцом расходов на оплату услуг представителя, что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.
При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении истец ФИО1 имела обоснованное право на представителя для защиты своих интересов, а, следовательно, наделена правом на возмещение указанных расходов, т.к. жалоба истца решением суда была удовлетворена.
Довод представителей ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку не установлена вина должностного лица, суд оценивает критически, поскольку производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, данное обстоятельство свидетельствует о составлении постановления о назначении административного наказания в отсутствие надлежащего правового основания, а, следовательно, о неправомерности действий должностного лица по возбуждению дела об административном правонарушении в отношении истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что возмещение истцу расходов на оплату услуг представителя по делу об административном правонарушении не обусловлено установлением виновности ответчика - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, которым административный спор разрешен в пользу истца, а также факт несения истцом расходов и размер этих расходов.
В связи с изложенным, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присудил с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1).
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Как усматривается из материалов дела, для защиты своих интересов по делу об административном правонарушении истец вынужден был понести расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей, что подтверждается соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между адвокатом ФИО2 и ФИО1, актом приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя размер расходов по оплате услуг представителя, суд, учитывая объем оказанных истцу юридических услуг, степень участия представителя в судебных заседаниях, фактические обстоятельства спора, длительность нахождения дела в производстве суда, степень сложности рассматриваемого спора, а также принципы разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя сумму в размере 50 000 рублей, считая указанную сумму разумной и обоснованной.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части 1 статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
По мнению суда, сам по себе факт незаконного привлечения к административной ответственности и признания виновным нарушает личные неимущественные права гражданина (на честь и достоинство), не требуя дополнительных доказательств наступления вредоносных последствий.
Согласно доводам стороны истца, в связи с привлечением ее к административной ответственности по нарушению антимонопольного законодательства, она была вынуждена уволиться с должности начальника отдела контрактной службы КУ Омской области «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области» и 29.05.2023 г. принята на работу в отдел контрактной службы ФГНБУ «Омский аграрный научный центр» на должность начальника службы (л.д. 34-36).
Кроме того, факт назначения наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за административное правонарушение при ежемесячном доходе в 49 949, 63 рублей (л.д. 37), с учетом наличия кредитного обязательства перед ПАО Сбербанк по кредитному договору от 10.08.2022 г. (сроком на 60 месяцев, по внесению ежемесячных платежей в размере 25 347, 29 рублей) (л.д. 38) вызывало у ФИО1 душевные переживания, связанные с возможным отсутствием материальных средств к существованию в период оплаты штрафа.
Принимая во внимание изложенное, рассматривая заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда, учитывая, что сам факт привлечения ФИО1 к административной ответственности повлек нарушение неимущественных прав истца, причинил переживания, страдания, что подлежит возмещению путем выплаты денежной компенсации, поскольку производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекращено, в то время как в период незаконного административного преследования истец, осознавая свою невиновность, претерпевала бремя наступления административной ответственности, что свидетельствует о нарушении ее неимущественного права на достоинство личности, самооценку своей добросовестности и законопослушности, наличии причинной связи между имевшими место нравственными страданиями и незаконным привлечением к административной ответственности, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, определяя ее размер в 30 000 рублей.
Статья 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела относит суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Исходя из содержания ст.ст. 88, 94-100, ч. 5 ст. 198 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу.
Истец в соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ вела настоящее дело в суде, воспользовавшись услугами представителя.
Факт несения расходов ФИО1 на оплату юридических услуг при рассмотрении дела подтверждается следующими доказательствами:
- соглашением №, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, предметом которого является консультация Доверителя относительно порядка и способа взыскания убытков и компенсации морального вреда ввиду незаконного привлечения к административной ответственности по делу № 055/04/14.32-289/2023; истребование, изучение и анализ документов, являющихся основанием возникновения у Доверителя убытков и причинения морального вреда ввиду незаконного привлечения к административной ответственности по делу № 055/04/14.32-289/2023; составление и направление в суд искового заявления о взыскании убытков и компенсации морального вреда ввиду незаконного привлечения к административной ответственности по делу № 055/04/14.32-289/2023; составление и подача в суд дополнительных процессуальных документов о взыскании убытков и компенсации морального вреда ввиду незаконного привлечения к административной ответственности по делу № 055/04/14.32-289/2023; представление интересов Доверителя в судебных заседаниях в суде первой инстанции взысканию убытков и компенсации морального вреда ввиду незаконного привлечения к административной ответственности по делу № 055/04/14.32-289/2023;
- квитанцией № 000360 от 07.08.2023 на сумму 50 000 руб. (л.д. 118-120);
- актом приемки оказанных услуг от 01.11.2023.
Кроме того, в материалы дела представлен акт приемки оказанных услуг по соглашению № 17/1 об оказании юридической помощи от 07.08.2023 от 01.11.2023, согласно которому несмотря на то, что юридических услуг оказано на сумму 62 000 руб., стороны считают оказанными услуги в полном объеме на 50 000 руб.
Согласно указанному акту приемки оказанных услуг от 01.11.2023 07.08.2023 оказана услуга консультация стоимостью 3 000 руб., 10.08.2023-11.08.2023 – подготовка и направление в суд иска стоимостью 15 000 руб., 11.08.2023 оказана услуга подготовка и направление в суд ходатайства об истребовании материалов административного дела в УФАС по Омской области и дела № 12-191/2023 по жалобе в Центральном районном суде г. Омска стоимостью 3 000 руб., 13.09.2023 представление интересов доверителя в судебном заседании суда общей юрисдикции стоимостью 7 000 руб., 01.10.2023-02.10.2023 подготовка и представление в суд письменного отзыва стоимостью 10 000 руб., 03.10.2023 представление интересов в суде стоимостью 7 000 руб., 30.10.2023-31.10.2023 подготовка и представление письменного отзыва на письменные возражения стоимостью 10 000 руб., 01.11.2023 представление интересов в судебном заседании стоимостью 7 000 руб., итого 62 000 руб.
В данной части сторона истца в судебном заседании пояснила, что с учетом количества состоявшихся судебных заседаний по делу увеличивать размер заявленных к взысканию услуг на оплату услуг представителя до 62 000 руб. не будут, просят взыскать сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Судом установлено, что представителем истца были оказаны консультационные услуги, проводился правовой анализ ситуации, подготовлено и направлено исковое заявление в суд, дополнения к исковому заявлению, представитель участвовал в судебных заседаниях.
Факт полной оплаты по договорам об оказании юридических услуг сторонами договора не оспаривается и не отрицается.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой состоялось судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Исходя из п. п. 12, 13 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 94, 135 ГПК РФ, статьи 106, 129 КАС РФ, статьи 106, 148 АПК РФ) (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 г. № 1).
Согласно п. 11 данного постановления Пленума ВС РФ, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ), суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что критериями отнесения расходов лица, в пользу которого состоялось решение суда, к судебным издержкам является наличие связи между этими расходами и делом, рассматриваемым судом с участием этого лица, а также наличие необходимости несения этих расходов для реализации права на судебную защиту. Размер таких понесенных и доказанных расходов может быть подвергнут корректировке (уменьшению) судом в случае его явной неразумности (чрезмерности), определяемой судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обязанность доказать факт несения судебных расходов, а также их необходимость и связь с рассматриваемым делом возложена на лицо, заявляющее о возмещении этих расходов.
Другая сторона вправе представить доказательства, опровергающие доводы заявителя, а также представить обоснование чрезмерности и неразумности таких расходов либо злоупотребления правом со стороны лица, требующего возмещения судебных издержек.
Поскольку оценка обоснованности требований о возмещении судебных издержек осуществляется по общим правилам гражданского процессуального законодательства, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, в отсутствие представленных стороной ответчика доказательств чрезмерности заявленных расходов на представительские услуги, установив факт несения ФИО1 расходов на оплату юридических услуг на общую сумму 50 000 руб., с учетом объема и характера, сложности оказанных представителем услуг по подготовке правовой позиции, искового заявления, процессуальных документов, по представлению доказательств, принимая во внимание сложившиеся на рынке юридических услуг цены, продолжительность рассмотрения дела, особенности материального правоотношения, из которого возник спор, и фактическое процессуальное поведение сторон, суд, установив необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере 50 000 руб., признав эту сумму разумной и обоснованной, не находя мотивы, по которым возможно посчитать документально подтвержденный размер расходов явно неразумным и не соответствующим ценам, которые обычно устанавливаются за аналогичные услуги в данном регионе.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Российской Федерации в лице Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в размере 2 000 руб.
В иске к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области суд отказывает, поскольку надлежащим ответчиком в данном случае является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░ 52 17 722633 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.11.2023 ░.
№ |