Решение по делу № 33-2086/2022 от 22.07.2022

СудьяЛебедев А.С. Дело № 33-2086/2022

Номер материала в суде 1 инстанции № 2-422/2022

УИД 37RS0021-01-2022-000477-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2022 года городИваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего Земсковой Н.В., судей Дорофеевой М.М., Кузнецовой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Е.В. дело
по апелляционной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Разумовой Веры Михайловны, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан,

у с т а н о в и л а :

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Разумовой В.М., обратился в суд с вышеуказанным иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просил признать незаконными действия Территориального управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Разумовой В.М. сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, Управление) обязанность вернуть Разумовой В.М. удержанные с октября 2020 года денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению Разумовой В.М. проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав граждан. В ходе проверки установлено, что Разумова В.М. с 31.03.2009 года пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ ЖКУ) по категории репрессированные и впоследствии реабилитированные. Разумова В.М. 24.08.2020 года обратилась в Управление с заявлением о перерасчете ЕДВ ЖКУ, в ходе рассмотрения которого ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты и выявлена переплата в размере 29321,70 рублей за период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года, в связи с несвоевременным сообщением Разумовой В.М. об обстоятельствах, влияющих на изменение размера предоставляемой ей ЕДВ ЖКУ, установке приборов учета, появлении новых услуг, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району было принято решение об удержании с заявителя сумм переплаты за весь период. Данное решение истец считает незаконным, поскольку у Управления имелась возможность получить требуемую информацию в рамках межведомственного взаимодействия без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган. Нормы регионального законодательства не позволяют ТУСЗН при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, ТУСЗН по Фурмановскому району удержание с Разумовой В.М. выявленных сумм переплат производится не за три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о наличии переплаты по ЕДВ ЖКУ, то есть с момента принятие решения о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ, а за период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Разумовой В.М., удовлетворены, признаны незаконными действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области по удержанию с Разумовой В.М. сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на ответчика возложена обязанность вернуть Разумовой В.М. удержанные с октября 2020 года денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С принятым решением не согласился ответчик ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание представитель ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Разумова В.М., в интересах которой заявлен иск, в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном гл. 10 ГПК РФ порядке, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца прокурора Хохлову А.П., возражавшую на апелляционную жалобу, полагавшую решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Разумова В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства с 25.01.1985 года, и проживает по адресу: <адрес>.

С 01.01.2009 года Разумова В.М. пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде денежной выплаты по категории репрессированные и впоследствии реабилитированные.

24.08.2020 года Разумова В.М. обратилась в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения ее заявления было установлено, что с момента назначения ей выплаты имели место факты установки приборов учета на холодную воду, водоотведение, двухтарифного прибора учета на электроэнергию, установка общедомового прибора учета на отопление, появление услуги в части оплаты ТКО, в связи с чем ответчик посчитал, что в период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года произошла переплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 29321,70 рублей, которая подлежит удержанию из будущих начислений.

Удержания в счет погашения переплаты производились ответчиком с октября 2020 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, проанализировав положения действующего законодательства, ст.ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 8-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», а также Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 №329-п, Административный регламент предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденный приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, указал, что удержание излишне выплаченных сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления получателя о согласии возмещения неправомерно полученной суммы, а поскольку согласия на удержание Разумова В.М. не давала, пришел к выводу, что действия ответчика по такому удержанию противоречат закону, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Оспаривая принятое решение, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в поданной жалобе указывает, что необоснованно полученные ЕДВ ЖКУ взыскиваются в судебном порядке лишь с лиц, не имеющих права на дальнейшее получение ЕДВ. Поскольку Разумова В.М. не утратила права на получение указанных выплат, ответчик имел право на удержание без получения ее согласия в соответствии с положениями Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 , а также в соответствии с п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 -П, указывает на неправильное применение судом положений п.п. 3.13.5, 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Проверяя указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району 21.09.2020 года принято решение о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Разумовой В.М., согласно которому установлена подлежащая удержанию сумма в размере 29321,70 рублей в результате несвоевременного сообщения истцом информации об установке приборов учета коммунальных услуг, в том числе, не только индивидуальных, но и общедомовых, изменения жилищных услуг (ОДН, ТКО). По расчету ТУСЗН, сумма, подлежащая удержанию с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года, составила 29321,70 рублей.

С октября 2020 года ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району средства ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удерживались в счет погашения переплаты.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области.

Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п (далее - Правил) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании, в том числе, Закона Ивановской области от 15.02.2006 года № 8-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

В соответствии с п. 11 Правил в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Пунктом п. 15 Правил размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.

Получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 10 рабочих дней (в ранее действовавшей редакции - 30 дней) с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) (п. 18 Правил).

Согласно п. 20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный в пункте 20 настоящих Правил срок не представил уполномоченному органу документы (сведения), указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве выплаты средства за период не более 10 лет назад с даты осуществления уполномоченным органом перерасчета засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

В соответствии с п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13 (далее - Административного регламента), в редакции Приказа Департамента социальной защиты населения Ивановской области № 34 от 16.04.2020 года, действовавшей на дату вынесения решения о перерасчете, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае: обнаружения факта необоснованного получения государственной услуги по вине заявителей, получающих государственную услугу (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги), или в результате счетной ошибки, допущенной органом, предоставляющим государственную услугу; выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.

В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке (п. 3.13.5 Административного регламента).

В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 года, даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Таким образом, удержание у Разумовой В.М. в счет будущей выплаты, денежных средств, необоснованно полученных в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с ее согласия. Разумова В.М. такого согласия не давала, напротив, с произведенным перерасчетом не согласилась.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, поскольку нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, в том числе предусмотренных для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 года, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с октября 2020 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся лицу, относящемуся к категории репрессированные и впоследствии реабилитированные в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям п. 3 ст. 1109 ГК.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное решение, отвечающее нормам материального права. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Решение является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

СудьяЛебедев А.С. Дело № 33-2086/2022

Номер материала в суде 1 инстанции № 2-422/2022

УИД 37RS0021-01-2022-000477-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2022 года городИваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего Земсковой Н.В., судей Дорофеевой М.М., Кузнецовой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Е.В. дело
по апелляционной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Разумовой Веры Михайловны, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан,

у с т а н о в и л а :

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Разумовой В.М., обратился в суд с вышеуказанным иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просил признать незаконными действия Территориального управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Разумовой В.М. сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, Управление) обязанность вернуть Разумовой В.М. удержанные с октября 2020 года денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению Разумовой В.М. проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав граждан. В ходе проверки установлено, что Разумова В.М. с 31.03.2009 года пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ ЖКУ) по категории репрессированные и впоследствии реабилитированные. Разумова В.М. 24.08.2020 года обратилась в Управление с заявлением о перерасчете ЕДВ ЖКУ, в ходе рассмотрения которого ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты и выявлена переплата в размере 29321,70 рублей за период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года, в связи с несвоевременным сообщением Разумовой В.М. об обстоятельствах, влияющих на изменение размера предоставляемой ей ЕДВ ЖКУ, установке приборов учета, появлении новых услуг, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району было принято решение об удержании с заявителя сумм переплаты за весь период. Данное решение истец считает незаконным, поскольку у Управления имелась возможность получить требуемую информацию в рамках межведомственного взаимодействия без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган. Нормы регионального законодательства не позволяют ТУСЗН при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, ТУСЗН по Фурмановскому району удержание с Разумовой В.М. выявленных сумм переплат производится не за три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о наличии переплаты по ЕДВ ЖКУ, то есть с момента принятие решения о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ, а за период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Разумовой В.М., удовлетворены, признаны незаконными действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области по удержанию с Разумовой В.М. сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на ответчика возложена обязанность вернуть Разумовой В.М. удержанные с октября 2020 года денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С принятым решением не согласился ответчик ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание представитель ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Разумова В.М., в интересах которой заявлен иск, в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном гл. 10 ГПК РФ порядке, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца прокурора Хохлову А.П., возражавшую на апелляционную жалобу, полагавшую решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Разумова В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства с 25.01.1985 года, и проживает по адресу: <адрес>.

С 01.01.2009 года Разумова В.М. пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде денежной выплаты по категории репрессированные и впоследствии реабилитированные.

24.08.2020 года Разумова В.М. обратилась в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения ее заявления было установлено, что с момента назначения ей выплаты имели место факты установки приборов учета на холодную воду, водоотведение, двухтарифного прибора учета на электроэнергию, установка общедомового прибора учета на отопление, появление услуги в части оплаты ТКО, в связи с чем ответчик посчитал, что в период с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года произошла переплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 29321,70 рублей, которая подлежит удержанию из будущих начислений.

Удержания в счет погашения переплаты производились ответчиком с октября 2020 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, проанализировав положения действующего законодательства, ст.ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 8-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», а также Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 №329-п, Административный регламент предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденный приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, указал, что удержание излишне выплаченных сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления получателя о согласии возмещения неправомерно полученной суммы, а поскольку согласия на удержание Разумова В.М. не давала, пришел к выводу, что действия ответчика по такому удержанию противоречат закону, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Оспаривая принятое решение, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в поданной жалобе указывает, что необоснованно полученные ЕДВ ЖКУ взыскиваются в судебном порядке лишь с лиц, не имеющих права на дальнейшее получение ЕДВ. Поскольку Разумова В.М. не утратила права на получение указанных выплат, ответчик имел право на удержание без получения ее согласия в соответствии с положениями Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 , а также в соответствии с п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 -П, указывает на неправильное применение судом положений п.п. 3.13.5, 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Проверяя указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району 21.09.2020 года принято решение о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Разумовой В.М., согласно которому установлена подлежащая удержанию сумма в размере 29321,70 рублей в результате несвоевременного сообщения истцом информации об установке приборов учета коммунальных услуг, в том числе, не только индивидуальных, но и общедомовых, изменения жилищных услуг (ОДН, ТКО). По расчету ТУСЗН, сумма, подлежащая удержанию с 01.04.2010 года по 31.10.2020 года, составила 29321,70 рублей.

С октября 2020 года ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району средства ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удерживались в счет погашения переплаты.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области.

Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п (далее - Правил) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании, в том числе, Закона Ивановской области от 15.02.2006 года № 8-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

В соответствии с п. 11 Правил в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Пунктом п. 15 Правил размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.

Получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 10 рабочих дней (в ранее действовавшей редакции - 30 дней) с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) (п. 18 Правил).

Согласно п. 20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный в пункте 20 настоящих Правил срок не представил уполномоченному органу документы (сведения), указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве выплаты средства за период не более 10 лет назад с даты осуществления уполномоченным органом перерасчета засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

В соответствии с п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13 (далее - Административного регламента), в редакции Приказа Департамента социальной защиты населения Ивановской области № 34 от 16.04.2020 года, действовавшей на дату вынесения решения о перерасчете, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае: обнаружения факта необоснованного получения государственной услуги по вине заявителей, получающих государственную услугу (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги), или в результате счетной ошибки, допущенной органом, предоставляющим государственную услугу; выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.

В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке (п. 3.13.5 Административного регламента).

В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 года, даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Таким образом, удержание у Разумовой В.М. в счет будущей выплаты, денежных средств, необоснованно полученных в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с ее согласия. Разумова В.М. такого согласия не давала, напротив, с произведенным перерасчетом не согласилась.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, поскольку нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, в том числе предусмотренных для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 года, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с октября 2020 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся лицу, относящемуся к категории репрессированные и впоследствии реабилитированные в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям п. 3 ст. 1109 ГК.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное решение, отвечающее нормам материального права. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Решение является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2086/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Разумова Вера Михайловна
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району
Другие
Яблокова А.Е.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Гаймалова Лилия Ренатовна
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Кузнецова Елена Вадимовна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
22.07.2022Передача дела судье
17.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2022Передано в экспедицию
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее