Решение по делу № 2-451/2015 от 10.08.2015

дело № 2-451/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Жердевка Тамбовской области «26» августа 2015г.

Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Г.А. Хрущева

при секретаре Е.А. Хриченко,

с участием заявителя А.В. Шутикова

представителей заинтересованных лиц:

Управления Росреестра по Тамбовской области по доверенности ФИО12

администрации г. Жердевка Тамбовской области по доверенности ФИО13

О.А. Гребенникова по доверенности ФИО14

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шутикова Алексея Владимировича об оспаривании действий должностных лиц Управления Росреестра по Тамбовской области, администрации г. Жердевка Тамбовской области,

УСТАНОВИЛ:

Шутиков А.В. обратился в суд с заявлением о признании действий должностных лиц Управления Росреестра по Тамбовской области, администрации г. Жердевка Тамбовской области, незаконными, возложении обязанности по проведению всестороннего рассмотрения факта самовольного захвата муниципального земельного участка Гребенниковым О.А.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился к главному государственному инспектору по использованию и охране земель Жердевского и Токаревского районов Росреестра по Тамбовской области ФИО15 с заявлением о привлечении к административной ответственности Гребенникова О.А. за самовольное занятие части муниципального земельного участка (проезда) общего пользования.

Данное заявление было передано на рассмотрение в администрацию г. Жердевка со ссылкой на ст. 72 Земельного Кодекса РФ,

ДД.ММ.ГГГГ. административная комиссия в его отсутствие произвела визуальный осмотр земельного участка, выявила то, что ей и не нужно было выявлять, а именно выявила наличие у забора строительных материалов неких граждан с соседней улицы.

Результатом деятельности комиссии явился акт, в котором, не указана информация о наличии либо отсутствии признаков правонарушения. как того требует закон, а лишь даны рекомендации решать спорные вопросы в судебном порядке. Хотя в момент визуального осмотра участка комиссией, Гребенников присутствовал и подтвердил факт единоличного самовольного использования данного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. у него состоялся телефонный разговор с одним из членов комиссии ФИО16, из которого узнал, что комиссия ограничилась только визуальным осмотром, замер участка не производился, граница между участком и муниципальной землей не уточнялась.

В этот же день он дополнительно направил заявление главе города и Росреестр с приложением ситуационного плана, на котором указан участок, самовольно занятый Гребенниковым О.А., однако, несмотря на все документально подтвержденные факты, самовольного занятия части муниципального земельного участка, должностные лица бездействовали.

ФИО17. был получен ответ, в котором, ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку административная комиссия ничего не выявила.

Просит суд признать действия должностных лиц Управления Росреестра по Тамбовской области, администрации г. Жердевка Тамбовской области, незаконными и обязать их провести всестороннее, надлежащее рассмотрение факта самовольного захвата муниципального земельного участка Гребенниковым О.А.

Заявитель Шутиков А.В. в суде заявленные требования поддержал. Настаивает на их удовлетворении. Пояснил, что Гребенниковым самовольно был занят земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. В его собственности находится земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по факту он пользуется земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м. Никаких замеров, со стороны администрации города произведено не было. На основании чего Гребенников О.А. пользуется муниципальной землей общего пользования, неизвестно, тем самым, нарушаются его права проезда к принадлежащей ему части дома. В данном случае необходимо провести проверку и привлечь Гребенникова к административной ответственности, так как имеет место нарушение земельного законодательства.

Представитель заинтересованного лица ФИО18 в суде возражает против удовлетворения требований Шутикова А.В., по основаниям, изложенным в возражениях на заявление. (л.д. 25-27) Пояснила, что в направленном в администрацию г. Жердевка письме было указано, что в случае выявления факта, содержащего признаки административного правонарушение, направить в их адрес акт о решении вопроса о привлечении виновного лица к ответственности. По результатам проведенной проверки от администрации г. Жердевка в их адрес поступил акт, из которого следовало, что комиссия выходила на место, и установила, что границы земельного участка, принадлежащего на праве долевой собственности Шутикову и Гребенникову в соответствии с действующим законодательством, не установлены, определить, какая часть земельного участка занята Гребенниковым не возможно. Шутикову и Гребенникову рекомендовано обратиться в суд, для разрешения возникшего спора. Так как акт не содержал информации о наличии в действиях Гребенникова О.А. признаков административного правонарушения, Росреестром решение о возбуждении административного дела, либо об отказе в его возбуждении не принималось. В связи с этим, заявителю был направлен письменный ответ о том, что его заявление рассмотрено и в связи с отсутствием в действиях Гребенникова признаков административного правонарушения дело об административном правонарушении в отношении него не возбуждалось. Таким образом, считают, что действиями сотрудников Росреестра права и свободы заявителя не нарушены, каких - либо препятствий для реализации его прав не создано и никакие обязанности на него не возложены. Ситуационный план не может служить документом, подтверждающим установление границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица ФИО19 в суде возражает против удовлетворения требований Шутикова А.В., по основаниям, изложенным в возражениях на заявление. (л.д. 38-39) Пояснила, что в соответствии с письмом, поступившим от Управления Росреестра, администрацией города для проведения осмотра земельного участка, принадлежащего Шутикову и Гребенникову были приглашены участники комиссии, его собственники, которые были оповещены по телефону. На момент выезда комиссией был произведен визуальный осмотр земельного участка. Шутиков А.В. на осмотр не явился. По результатам визуального осмотра, а также изучения документов, а именно: свидетельств о гос. регистрации прав на земельный участок Шутикова и Гребенникова, кадастрового паспорта на земельный участок, в котором указано, что границы земельного участка не установлены комиссией был составлен акт. Так как границы земельного участка не установлены, не возможно установить, что тот или иной участок относится к муниципальной земле или земле собственников. В связи с этим, комиссией был составлен акт данной формы, в котором рекомендовали, что пока не будут в соответствии с законодательством установлены границы земельного участка, факт наличия правонарушения не может быть ни подтвержден, ни опровергнут. В данном случае других действий в соответствии с действующим законодательством комиссия не может проводить. В случае выявления в действиях, поверяемого лица, признаков административного правонарушения, комиссией составляется акт, по форме установленной Положением о муниципальном земельном контроле, который направляется в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица ФИО20 в суде пояснил, что оснований для удовлетворения требований Шутикова А.В., не имеется. Пояснил, что со стороны должностных лиц администрации города и Росреестра нарушений закона, нет. Права и интересы Шутикова не нарушены.

Заинтересованное лицо Гребенников О.А. в суд не явился. Извещен о месте и времени судебного заседания. (л.д. 36) О рассмотрении дела в его отсутствие не просил. По делу участвует его представитель ФИО21

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие, не явившегося участника процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений в частности по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК Р.Ф. обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится в частности осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения

В соответствии с ч.ч.1, 2,3 ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 23.05.2006г. № 28 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Жердевка (далее по тексту Положение о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка), которое устанавливает порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по использованию земель организациями, землепользователями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка внеплановые проверки проводятся в частности при появлении достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений или поручения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Пунктом 6.5. Положения о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка предусмотрено, что в случае обнаружения в действиях (бездействии) гражданина, должностного лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя признаков административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ акт с сопроводительным письмом администрации города незамедлительно направляется в соответствующий орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях. (л.д. 40-48)

Шутиков А.В. является собственником <данные изъяты> доли, Гребенников О.А. - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>л.д. 6)

Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. (л.д. 50)

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Согласно подпункта 5.1.14. подпункта 5.1. пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. №457Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет в частности полномочия по государственному земельному надзору.

ДД.ММ.ГГГГ. Шутиков А.В. обратился в Жердевский отдел Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением, в котором, просил привлечь к административной ответственности Гребенникова О.А. за самовольное занятие части муниципального земельного участка общего пользования, а именно части земельного участка (проезда) к его части дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ему и Гребенникову О.А. на праве общей долевой собственности. (л.д. 5)

ДД.ММ.ГГГГ. Межмуниципальным отделом по Жердевскому и Токаревскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области в адрес администрации г. Жердевка Тамбовской области направлено заявление Шутикова А.В. «о самовольном занятии части муниципального земельного участка общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, в соответствии с п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ предложено провести проверку по данному факту и в случае выявления нарушения земельного законодательства в соответствии с п. 5 ст. 72 ЗК РФ направить в их адрес акт проверки, для решения вопроса о привлечении виновного лица к админитсративной ответственности. (л.д. 30)

В соответствии с п.п. 5,6 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте5 статьи 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации г. Жердевка с выездом на место рассмотрено письмо Межмуниципального отдела по Жердевскому и Токаревскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Шутикова А.В. и установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности и зарегистрирован согласно действующему законодательству, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При визуальном осмотре границ земельного участка, выявлено, что около забора, установленного на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности Шутикова А.В. и Гребенникова О.А. находится стройматериал соседей с улицы Подгорной.

Собственникам земельного участка расположенного по адресу: <адрес> рекомендовано выполнить кадастровые работы с целью уточнения границ своего земельного участка в соответствии с действующим законодательством. (л.д. 9)

ДД.ММ.ГГГГ. копия акта обследования земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Жердевка направлена в Межмуниципальный отдел по Жердевскому и Токаревскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области. (л.д. 32)

ДД.ММ.ГГГГ. Шутиковым А.В. в администрацию г. Жердевка и Жердевский отдел Управления Росреестра по Тамбовской области для приобщения к материалам проверки по его заявлению о привлечении Гребенникова к административной ответственности представлен ситуационный план. (л.д. 7-8)

ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом по Жердевскому и Токаревскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области Шутикову А.В. направлено уведомление о том, что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гребенникова О.А. по факту самовольного занятия части муниципального земельного участка в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ было передано на рассмотрение в администрацию города Жердевки Тамбовской области. В ходе рассмотрения заявления комиссией администрации г. Жердевка не установлено самовольное занятие земельного участка гр. Гребенниковым О.А., в связи с чем, он не может быть привлечен к административной ответственности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что для принятия решения по вопросу привлечения к административной ответственности Гребенникова О.А. за самовольное занятие части муниципального земельного участка общего пользования необходимо было провести, в рамках муниципального земельного контроля, проверку факта, изложенного в заявлении Шутикова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ., что фактически и было реализовано Управлением Росреестра по Тамбовской области, являющимся уполномоченным органом государственного земельного контроля.

Администрацией г. Жердевка, являющимся уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц на территории г. Жердевка, по поручению Управления Росреестра по Тамбовской области проведена проверка факта, изложенного в заявлении Шутикова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Проведенной проверкой в действиях Гребенникова О.А. нарушений земельного законодательства, влекущих административную ответственность, не выявлено, о чем ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт визуального осмотра земельного участка.

В данном случае в силу ст. 72 ЗК РФ основанием для принятия Управлением Росреестра по Тамбовской области решения о возбуждении в отношении Гребенникова О.А. дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является акт, составленный по форме, предусмотренной Положением о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка, в котором указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

С учетом положений ст. 72 ЗК РФ, Положения о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка суд приходит к мнению, что в случае выявления в действиях землепользователя нарушений земельного законодательства органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль составляется акт, установленной формы с указанием признаков выявленного нарушения, который, в свою очередь, направляется в государственный орган, осуществляющий государственный земельный контроль, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в его возбуждении.

Поскольку, границы обследуемого земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, в действиях Гребенникова О.А. не были выявлены нарушения земельного законодательства, комиссией администрации г. Жердевка был составлен акт, подтверждающий проведение визуального осмотра земельного участка, что в свою очередь не противоречит положениям ст. 72 ЗК РФ и Положению о муниципальном земельном контроле в г. Жердевка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у должностных лиц администрации г. Жердевка, Управления Росреестра по Тамбовской области не имелось оснований для составления в рамках муниципального земельного контроля акта, фиксирующего нарушение земельного законодательства и принятия процессуального решения, предусмотренного КоАП РФ в отношении Гребенникова О.А.

Согласно п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Судом нарушений действующего законодательства по рассмотрению заявления Шутикова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ со стороны должностных лиц администрации г. Жердевка Тамбовской области и Управления Росреестра по Тамбовской области не выявлено. Доказательств, того, что действиями должностных лиц указанных органов нарушены права и законные интересы заявителя, суду не представлено.

В связи с тем, что действиями права и законные интересы заявителя не нарушены, у суда не имеется оснований для возложения на должностных лиц обязанности в течение определенного срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявления Шутикова А.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, СУД

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Шутикова Алексея Владимировича о признании действий должностных лиц Управления Росреестра по Тамбовской области, администрации г. Жердевка Тамбовской области, незаконными, возложении обязанности по проведению всестороннего рассмотрения факта самовольного захвата муниципального земельного участка Гребенниковым О.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, через Жердевский районный суд.

Мотивированное решение составлено 31 августа 2015 года

Председательствующий Г.А. Хрущев

2-451/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Шутиков А.В.
Другие
Васечкина Н.В.
Ухлова О.В.
Греьенников А.Д.
администрация г. Жердевка Тамбовской области
Гребенников О.А.
Управление Росреестра по Тамбовской области
Суд
Жердевский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
zherdevsky.tmb.sudrf.ru
10.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2015Передача материалов судье
11.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2015Подготовка дела (собеседование)
26.08.2015Подготовка дела (собеседование)
26.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее