Судья Разина О.С. Дело 33-972/2023 (№ 2-1487/2022)
УИД 86RS0004-01-2021-017813-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего-судьи Мочегаева Н.П.,
судей Дука Е.А., Евтодеевой А.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём Каргаполовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре) о возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционным жалобам (ФИО)3, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2022.
Заслушав доклад судьи Евтодеевой А.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, объяснения представителя истца (ФИО)8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
(ФИО)3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - ОПФР по ХМАО-Югре) о возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывал, что (дата) осуществляет трудовую деятельность, при этом в период с (дата) по (дата) и с (дата) по настоящее время работает в особых условиях труда. (дата) он обратился в орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ГУ – УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) от (дата) (номер) отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагал, что органом пенсионного фонда необоснованно не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период учебы с (дата) по (дата) в совхозе-техникуме «Белебеевский» и период прохождения военной службы с (дата) по (дата), поскольку после указанных периодов осуществлялась работа с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. Указывает, что органом пенсионного фонда было необоснованно отказано во включении периоды работы в управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз» периоды с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в должностях командира пункта в газоспасательной службе и командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе, поскольку по своему характеру занимаемые им должности предусмотрены позицией (номер) «Бурение и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2, а стаж работы во вредных условиях подтверждался работодателем в направлении по медицинский осмотр.
Просил суд возложить на ОПФР по ХМАО-Югре обязанность включить в страховой стаж и в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период обучения с (дата) по (дата) в совхозе-техникуме «Белебеевский», включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период обучения с (дата) по (дата), период службы в рядах Советской Армии с (дата) по (дата), периоды работы в управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз» с (дата) по (дата) в качестве командира пункта в газоспасательной службе, с (дата) по (дата) в качестве командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе, в также назначить досрочную страховую пенсию по старости с (дата).
В возражениях на исковое заявление ОПФР по ХМАО-Югре исковые требования не признало и указало, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим трудовую деятельность в тяжелых условиях труда, однако в справке, представленной (ФИО)3 работодателем не подтверждена его занятость в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение за работу по Списку № 2, а в выписке из индивидуального лицевого счета спорные периоды времени отражены обычными условиями труда. Также ОПФР по ХМАО-Югре указывало, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени обучения в училищах и времени прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) исковые требования (ФИО)3 удовлетворены частично. На ОПФР по ХМАО-Югре возложены обязанность включить (ФИО)3 в страховой стаж периоды обучения с (дата) по (дата) в совхозе-техникуме «Белебеевский», в стаж работы по Списку №2 службу в рядах советской армии с (дата) по (дата), в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней (ФИО)3 просит решение суда в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз» с (дата) по (дата) в качестве командира пункта в газоспасательной службе, с (дата) по (дата) в качестве командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе и об отказе в возложении на ОПФР по ХМАО-Югре обязанности по назначении досрочную страховую пенсию по старости с (дата) отменить, и вынести решение об удовлетворении исковых требований в данной части. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не была дана надлежащая правовая оценка тому, что в соответствии с разделом XII «Бурение и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 правом на досрочное назначение пенсии по старости имеют, в том числе, командиры отряда, взвода, отделения, пункта и поста, в связи с чем считает, что по своему характеру занимаемая им должность командира пункта в газоспасательной службе носит характер, предусмотренный позицией (номер) указанного Списка № 2, а работодателем в направлении на медицинский осмотр от (дата) подтвержден его стаж работы во вредных условиях труда. Полагает, что неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета о характере осуществляемой работником трудовой деятельности, не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в страховой стаж спорных периодов трудовой деятельности и умалять право застрахованного лица на пенсионное обеспечение, поскольку фактически (ФИО)3 выполнял работу в условиях труда, занятость на которых дает право на назначение пенсии на основании пункта части 1 статьи 30 Федерального закона от (дата) N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В апелляционной жалобе ОПФР по ХМАО-Югре просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения о включении периода обучения в страховой стаж судом не учтено, что диплом об обучении в орган пенсионного фонда не представлялся, отказ во включении в общий стаж периода обучения не выносился. Выражает несогласие с выводом суда о включении периода военной службы в стаж работы по Списку № 2, поскольку на дату отмены Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением (ФИО)1 от (дата), у (ФИО)3 отсутствовал стаж работы по Списку №2.
В возражениях ОПФР по ХМАО-Югре просит апелляционную жалобу (ФИО)3 оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца (ФИО)9 на доводах апелляционной жалобы настаивала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)3, представитель ответчика ОСФР по ХМАО-Югре не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не представил.
Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом «б» статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, (ФИО)3 (дата) обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением.
Решением ГУ – УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) от (дата) (номер) (ФИО)3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2.
При оценке пенсионных прав ГУ – УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) установлено, что продолжительность трудовой деятельности (ФИО)3, подлежащая включению в общий страховой стаж составила <данные изъяты>, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил <данные изъяты>, стаж работы по Списку № 2 составил <данные изъяты>.
При принятии решения органом пенсионного фонда в общий страховой стаж истца не включен период учебы с (дата) по (дата) в совхозе-техникуме «Белебеевский».
Также в стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган не включил период обучения в совхозе-техникуме «Белебеевский» с (дата) по (дата), период прохождения военной службы с (дата) по (дата) периоды работы (ФИО)3 в управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз» периоды с (дата) по (дата) в должности командира пункта в газоспасательной службе и с (дата) по (дата) в должности командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе.
Разрешая спор и отказывая в во включении (ФИО)3 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости спорных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от (дата) N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением (ФИО)2 от (дата) N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из не доказанности обстоятельств работы истца в определенных условиях, подтверждающих её льготный характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и действующему после 01.01.1992, пользуются командиры, заместители (помощники) командиров, инструкторы, бойцы 1 и 2 классов отряда, взвода, отделения, пункта и поста (раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца", п. 4 "Газоспасательная служба", позиция <данные изъяты>).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае условием, при котором (ФИО)3 могли быть включены в специальный стаж спорные периоды работы в управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз» с (дата) в должности командира пункта в газоспасательной службе и с (дата) в должности командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе, имевшие место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, является не только замещение истцом конкретной должности, но и его занятость в течение полного рабочего дня в производстве предприятия по переработке нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами, платежными ведомостями о повышенной оплате труда, дополнительных отпусков и т.п.).
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств, судебной коллегией у работодателя истца ПАО «Сургутнефтегаз» истребованы документы, касающиеся трудовой деятельности истца.
Из записей в трудовой книжке, содержания уточняющих справок, должностной инструкции, трудового договора от (дата) и дополнительных соглашений к нему следует, что (ФИО)3 осуществлял трудовую деятельность в ПАО «Сургутнефтегаз» с (дата) по (дата) в должности командира пункта в газоспасательной службе и с (дата) по (дата) в должности командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе.
Отказ во включении спорных периодов в специальный стаж, пенсионный орган, в ходе рассмотрения настоящего дела связывал с отсутствием документального подтверждения занятости (ФИО)3 в условиях труда, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением (ФИО)2 от (дата) (дата).
Вместе с тем, факт характера работы (ФИО)3 в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодателем ПАО «Сургутнефтегаз», несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты пенсии по старости, не подтвержден.
Согласно выданным ПАО «Сургутнефтегаз» уточняющим справкам периоды работы (ФИО)3 с (дата) по (дата) в должности командира пункта в газоспасательной службе и с (дата) по (дата) в должности командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе подлежат пенсионному обеспечению на общих основаниях.
В установленном порядке содержание перечисленных выше уточняющих справок, не признано не соответствующим действительности.
Также не содержат сведений о работе истца во вредных условиях труда и карты аттестации рабочего места по условиям труда от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), а также карта специальной оценки условий труда от (дата) (номер).
Сведений об особенностях работы структурных подразделений ПАО «Сургутнефтегаз» в которых осуществлялась трудовая деятельность (ФИО)3 в спорные периоды, определяющих характер такой работы истца и влияющих на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что (ФИО)3 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (дата), в связи с чем с указанной даты, обстоятельства подтверждения льготного характера работы подлежат установлению по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, подлежащих оценке наряду с совокупностью иных письменных доказательств.
Факт льготного характера работы истца на условиях полной занятости в спорные периоды трудовой деятельности, имевшие место в ПАО «Сургутнефтегаз» по сведениям индивидуального персонифицированного учета, не подтвержден. Спорные периоды трудовой деятельности отражены работодателями по данным указанного учета без указания кода особых условий труда.
В отсутствие иных письменных доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца в спорные периоды, предоставление работодателем в пенсионный орган сведений о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код, не может свидетельствовать о недостоверности таких сведений.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем либо соответствующими государственными (муниципальными) органами подтверждающие, что истец в спорные периоды, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Направление на медицинский осмотр (номер), выданное (ФИО)3 и содержащее сведения о <данные изъяты> работы во вредных условиях труда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не является безусловным основанием для включения спорных периодов работы, в стаж на соответствующих видах работ.
Без надлежащего подтверждения необходимых условий для включения спорных периодов в специальный стаж, а именно занятости истца в течение полного рабочего дня в процессе производства предприятий на бурении, добыче, переработке нефти, газа, возражения апеллянта относительно обстоятельств его работы в определенных условиях, являются несостоятельными.
С учетом изложенного, оснований для включения (ФИО)3 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в ПАО «Сургутнефтегаз» с (дата) по (дата) в должности командира пункта в газоспасательной службе и с (дата) по (дата) в должности командира пункта (газоспасательного) в газоспасательной службе у суда первой инстанции обоснованно не имелось.
Исходя из положений части 1 статьи 55, статьей 59, 60, 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции дал надлежащую оценку объяснениям истца о выполнении им в спорные периоды работы в определенных условиях труда, которые не нашли свое подтверждение иными письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Как видно из постановленного решения, каждое представленное суду доказательство (в том числе, письменные доказательства, объяснения сторон) оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Судом первой инстанции оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности.
Несогласие в апелляционной жалобе истца с оценкой доказательств не может повлечь отмену решения, поскольку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы апелляционной жалобы истца о доказанности обстоятельств соответствующей занятости истца при выполнении им в спорные периоды работы в определенных условиях труда не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Также из материалов дела следует и судом установлено, что (ФИО)3 в период с (дата) по (дата) проходил обучение в совхозе-техникуме «Белебеевский», что подтверждается трудовой книжкой (номер) и дипломом (номер) (номер).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено включение периодов обучения работника в общий страховой стаж.
Однако, в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до (дата), в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Поскольку материалами дела достоверно установлено прохождение (ФИО)3 обучения в совхозе-техникуме «Белебеевский» в период с (дата) по (дата), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о включении указанного периода в общий страховой стаж.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что при обращении с заявлением в орган пенсионного фонда (ФИО)3 не был предоставлен диплом об окончании обучения и решение об отказе во включении в общий страховой стаж периода обучения не принималось, отклоняются судебной коллегией поскольку доказательств направления уведомления о необходимости представления дополнительных документов для назначения пенсии ответчиком в материалы дела не представлено, а из решения ГУ – УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) от (дата) (номер) не следует, что спорный период обучения был зачтен в общий страховой стаж истца.
Кроме того, судом установлено, что (ФИО)3 в период (дата) по (дата) проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
Указанный период времени был включен органом пенсионного фонда в общий страховой стаж истца.
В период с (дата) по (дата) (ФИО)3 работал на Белебеевском заводе «Автонормаль» в должности автоматчика холодно-высадочных автоматов <данные изъяты>. Данный период времени был включен ответчиком в специальный стаж истца.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (далее – Положение).
В подпункте "к" пункта 109 Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом, согласно абзацу 5 пункта 109 Положения в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Абзацем 14 пункта 109 указанного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В данном случае истец просил приравнять период службы в рядах Советской Армии к работе по Списку № 2.
Действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ОПФР по ХМАО-Югре обязанность включить в стаж работы по Списку № 2 период службы (ФИО)3 с (дата) по (дата) в рядах Советской Армии в пределах периода последующей работы по Списку № 2.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что на дату отмены Положения у (ФИО)3 отсутствовал стаж работы по Списку №2, в связи с чем оснований для включения периода с (дата) по (дата) в стаж работы по Списку № 2 не имелось, отклоняются судебной коллегией, поскольку до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий (январь 2002 года) период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР подлежал зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с учетом требований абзаца 5 пункта 109 Положения.
Решение суда в части отказа включения периода обучения с (дата) по (дата) в совхозе-техникуме «Белебеевский» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (ФИО)3 не обжалуется, в связи с чем на основании части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом апелляционного рассмотрения не является.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку стаж работы истца по Списку № 2 являлся недостаточным для установления досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ОПФР по ХМАО-Югре обязанности по назначению (ФИО)3 досрочной страховой пенсии по старости с 10.01.2021.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно не противоречит установленным по делу обстоятельствам, имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, характер которых определен судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы (ФИО)3, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2023.
Председательствующий Мочегаев Н.П.
Судьи коллегии Дука Е.А.
Евтодеева А.В.