№ 5-198/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п. Иловля 31 июля 2020 года
Судья Иловлинского районного суда Волгоградской области Ревенко О.В.,
ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Скороходова А. Н.,
УСТАНОВИЛ:
31 июля 2020 года в Иловлинский районный суд Волгоградской области поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Скороходова А.Н.
Согласно протоколу об административном правонарушении АЕ-34 824179 от 31 июля 2020 года, 6 июня 2020 года в 17 час. 20 мин. Скороходов А.Н. в р.п. Иловля, ул. Первомайская д.6 в ходе словесного конфликта причинил Потерпевший №1 телесные повреждения в виде кровоподтека и ушибленной раны нижней губы слева у угла рта, которые могли образоваться от одного контакта с тупым предметом за 2-3 суток до осмотра, которые по заключению СМЭ квалифицируются как не причинившие вреда здоровью.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Вместе с тем, дело об административном правонарушении в отношении Скороходова А.Н. не может быть приято к производству Иловлинского районного суда Волгоградской области, поскольку протокол не соответствует установленным законом требованиям и подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с ч.1 ст.28.7 КоАП РФ проведение административного расследования является обязательным по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ.
По смыслу закона административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности и т.п.
Вместе с тем, из представленного материала следует, что после возбуждения дела об административном правонарушении по указанным в протоколе фактам административное расследование не проводилось, поскольку отсутствуют необходимые документы, подтверждающие проведение каких-либо конкретных действий, указанных в законе, за исключением получения письменных объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего.
В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении АЕ-34 824179 от 31 июля 2020 года, протокол об административном правонарушении не содержит описание события правонарушения, поскольку в нем не указано, какие именно действия совершил Скороходов А.Н., которые повлекли причинение телесных повреждений у потерпевшей; не описан характер действий Скороходова А.Н. как нанесение побоев либо совершения иных насильственных действий; не описан механизм действий Скороходова А.Н. Указание в протоколе об административном правонарушении на наличие у потерпевшей телесных повреждений, описанных заключении СМЭ, является недостаточным для изложения объективной стороны правонарушения.
Описание правонарушения, содержащееся в протоколе об административном правонарушении, не соответствует диспозиции ст.6.1.1 КоАП РФ.
Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, является по смыслу ст.ст. 26.1, 28.2 КоАП РФ существенным недостатком.
Кроме того, в случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, либо иное должностное лицо на основании статьи 26.4 КоАП РФ выносит определение о назначении экспертизы.
В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 17.9 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Из представленных в суд материалов следует, что при назначении судебной медицинской экспертизы эксперту были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и он был предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Это же следует из заключения судебно-медицинского эксперта № 104/20 от 7 июля 2020 года.
Указанная экспертиза была назначена и проведена в рамках процессуальной проверки по заявлению потерпевшей в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.
В рамках возбужденного дела об административном правонарушении судебно-медицинская экспертиза не назначалась и не проводилась.
В нарушение норм действующего административного законодательства, эксперт не был предупрежден об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ.
Кроме того, в нарушение положений ст. 25.1, 25.2 КоАП РФ ни лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ни потерпевшая не были ознакомлены с определением о назначении судебно-медицинской экспертизы, что повлекло нарушение и процессуальных прав как участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе права заявлять отвод эксперту.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка назначения и проведения экспертизы.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства не могут быть восполнены при рассмотрении дела, в связи с чем, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол АЕ-34 824179 от 31 июля 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Скороходова А. Н. со всеми материалами возвратить в Отдел Министерства внутренних дел России по Иловлинскому району Волгоградской области.
Судья подпись О.В. Ревенко