Дело № 2-1468/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2012 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Ефремовой О.Н.
при секретаре Васильевой Н.В.
с участием представителя истца Михайлова М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габдуллиной М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Габдуллина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми) о включении в специальный стаж периода работы в должности учителя в "Учреждение 1" с 01.08.1994 по 01.09.1998, признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика назначить пенсию с 27.07.2011. Свои требования мотивируя тем, что она 27.07.2011 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но в назначении пенсии было отказано решением № от Дата, так как ответчик не включил в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя в "Учреждение 1" с 01.08.1994 по 01.09.1998, ссылаясь на то, что указанная организация не относится к числу учреждений для детей. При этом истец не согласна с данным выводом пенсионного органа, поскольку из содержания Устава Лицея следует, что это «образовательное учреждение школа-лицей», являющееся некоммерческим образовательным заведением с профильным изучением отдельных предметов, ориентированных на обучение и воспитание способных и одаренных детей с 1 по 11 класс. Таким образом, данная школа осуществляла педагогическую деятельность для детей школьного возраста в соответствии с Законом РФ «Об образовании», выпускники получали соответствующие документы государственного образца. В последующем Лицей изменил организационно-правовую форму, на всех этапах реорганизации юридического лица, имея в своем наименовании слово «учреждение», фактически осуществлял функции образовательного учреждения.
Габдуллина М.В. о рассмотрении дела судом извещена надлежащим образом, представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивает, в своих объяснениях подтверждает обстоятельства, изложенные в заявлении.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми просит рассматривать дело без участия своего представителя, с исковыми требованиями не согласен по доводам, изложенным в Протоколе комиссии по реализации пенсионных прав граждан от Дата №.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, отказное пенсионное дело Габдуллиной М.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 вышеуказанного ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическаядеятельность» и «учреждения для детей».
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.10.2004 №2-П и Разъяснения Минтруда РФ от 17.10.2003 № 4 при исчислении продолжительности стажана соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанныйстажвключаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что Габдуллина М.В. обратилась за назначением пенсии 27.07.2011, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми № от Дата Габдуллиной М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 в связи с отсутствием требуемого стажа, специальный стаж составил 20 лет 11 мес. 01 день. При определении права Габдуллиной М.В. на досрочное назначение пенсии по старости были исключены периоды работы с 01.08.1994 по 01.09.1998 (4 года 01 мес. 01 день) в должности учителя в "Учреждение 1", периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, периоды работы в которых не выполнена норма рабочего времени, а также период работы в "Учреждение 2" освобожденным классным воспитателем.
Истец претендует на включение в специальный трудовой стаж периода работы с 01.08.1994 по 01.09.1998 (4 года 01 мес. 01 день) в должности учителя в "Учреждение 1", указывая, что организационно-правовая форма учреждения не может влиять на ее право по включению спорного периода в педагогический стаж, поскольку она в указанное время также занималась педагогической деятельностью.
Ответчик свои возражения основывает на том, что законодателем определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, при этом ТОО не относится к числу учреждений.
Согласно записей в трудовой книжке, Габдуллина М.В. с 01.08.1994 по 01.09.1998 работала в должности учителя в средней "Учреждение 1".
В последующем учреждение было реорганизовано в "Учреждение 3" (с 11.08.1999), которое на основании Приложении к постановлению главы администрации г. Чайковского № 1768 от 30.11.1999 и постановления от 18.07.2000 № 1326 является правопреемником "Учреждение 1", затем постановлением от 08.12.2005 № 4329 изменено наименование учреждения на "Учреждение 4". Постановлением от 17.05.2011 № 1292 было создано "Учреждение 5" путем изменения типа существующего "Учреждение 4".
Трудовая деятельность истцом осуществлялась в период с 01.08.1994 по 01.09.1998 непрерывно, ее должность за все время работы именовалась - учитель.
Период работы Габдуллиной М.В. с 01.08.1994 по 01.09.1998 относится к периоду деятельности до 01.01.2002, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам (введения в действие ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Пунктом 2указанногоПостановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Данным списком были предусмотрены учреждения для детей, в том числе «школы и школы – интернаты всех типов и наименований», «лицеи»; должность «учитель».
Кроме того, согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Исходя из совокупности представленных в материалы дела документов, принимая во внимание, что "Учреждение 1" было в последующем преобразовано в "Учреждение 5", без изменения вида деятельности, на протяжении всего периода, начиная с 1994 года учреждению выдавалась лицензия на ведение образовательной деятельности, данное учреждение аккредитовывалось в установленном порядке как образовательное учреждение, суд приходит к выводу, что истец в оспариваемый период работала в должности, связанной с обучением детей в учреждении для детей, и, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет,в силу ст. 55 Конституции РФ она не может этого права быть лишена.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Оценивая представленные в суд документы, а также отказное пенсионное дело, суд считает, что период работы Габдуллиной М.В. с 01.08.1994 по 01.09.1998 в должности учителя "Учреждение 1" подлежит включению в педагогический стаж, так как фактически в спорный период времени она осуществляла педагогическую деятельность в школьном образовательном учреждении, наименование которого в последующем было приведено в соответствие.
Габдуллина М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 27.07.2011, в назначении пенсии было отказано (решение № от Дата), так как стаж работы за вычетом спорных периодов составил 20 лет 11 мес. 01 день.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Принимая во внимание, что с учетом подлежащего включению в стаж, связанного с педагогической деятельностью, периода работы у Габдуллиной М.В. имеется требуемый стаж (т.е. не менее 25 лет), а именно 25 лет 00 мес. 02 дн. (20 лет 11 мес. 01 день + 04 года 01 мес. 01 день), суд приходит к выводу о том, что требование истца о назначении пенсии с 27.07.2011 обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Габдуллиной М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы Габдуллиной М.В. с 01.08.1994 по 01.09.1998 в должности учителя "Учреждение 1" в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, назначив пенсию с 27.07.2011.
Решение в течение 1 месяца со дня изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.Н. Ефремова