Дело № 2а-9/2022 (2а-263/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Левыкина Д.В.,
при секретаре Аксютиной Л.С.,
с участием представителя административного истца ЛВА,
представителя заинтересованного лица ЮРС,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Герасимов(а,у,ым) Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации,
Установил:
Герасимов(а,у,ым) Д.В. обратился в суд с административным иском к УФСГР кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился через Межмуниципальный Советский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером: № на основании технического плана от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес было направлено уведомление о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации прав № КУВД - №,
согласно которому на государственном кадастровом учете и государственной регистрации
права собственности на основании технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что
земельный участок с кадастровым номером: № находится в границах зоны с
особыми условиями использования территории, а именно:
Реестровый номер границы №: Ограничения прав на земельный участок,
предусмотренные статьями 56. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: Согласно
Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 №222 "Об утверждении Правил
установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков,
расположенных в границах санитарно-защитных зон" (п. 5): В границах санитарно-
защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского
назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их
оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Однако АПЕЛЛЯЦИОННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № первая инстанция) установлено, что в ходе рассмотрения дела доказательств установления уполномоченным органом санитарно-защитной зоныотносительно ООО «<данные изъяты>» с включением в
таковую земельного участка административного истца (Герасимов(а,у,ым) Д.В.) на моментобращения последнего с уведомлением о планируемом строительстве не представлено,
(копия апелляционного определения Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по
делу № № первая инстанция прилагается).
Более того, указанным определением отмечено, что в силу пункта 2 части 33 статьи 26 Федеральный закон № 342-ФЗ, в редакции, вступившей в силу 31 декабря 2019 года, в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года (за исключением зон с особыми условиями
использования территорий, указанных в части 2/ настоящей статьи), независимо от
ограничений использования земельных Участков установленных в границах таких зон
допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции
объектов.
Таким образом, на момент обращения с уведомлением о планируемом
строительстве доказательств установления уполномоченным органом санитарно-
защитной зоны относительно ООО «<данные изъяты>» с включением в таковую
земельного участка Герасимов(а,у,ым) Д.В. не имеется. В этой связи объект незавершенного строительства по адресу <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №возведен без каких-либо нарушений.
Полагаю, что административный ответчик своим решением об отказе о
государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности
в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>.
<адрес> расположенного на земельном участке
с кадастровым номером: № нарушил мои права на социальную защиту.
В адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ (в апелляционную
комиссию) было направлено заявление об обжаловании решения о приостановлении
государственного кадастрового учета и государственной регистрации (копия
уведомления прилагается). На данное заявление от административного ответчика
поступило уведомление от 21.07.2021г., об отказе в принятии к рассмотрению заявления
об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и
государственной регистрации в связи с тем, что заявителем пропущен тридцатидневный
срок, предусмотренный частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221 -ФЗ "О кадастровой деятельности" и не указан адрес электронной почты.
Следует отметить, что в уведомлении о приостановлении государственного
кадастрового учета и государственной регистрации от 12 мая 2021 года заявителю не
разъяснен срок и порядок оспаривания решения в соответствии с действующим
законодательством.
Между тем административным ответчиком не учтено, что истец был лишен
возможности соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования
административного спора об оспаривании решения о приостановлении осуществления
кадастрового учета по причине указанной выше.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N
218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении
осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий
Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного
кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о
приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления
государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5,1 -10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы
в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-
ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового
учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О
государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления
кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о
приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления
государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном
порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером,
подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в
установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого
является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт
обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015
года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о
кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную
комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном
Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового
учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра
недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей
порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке
возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой. (АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРЕСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 11 июля 2018 г.
N 33а-13949/2018).
Что касается довода в части не указания заявителем адреса электронной почты, то
адрес был не указан в связи с отсутствием такового. В данном случае этот аргумент
является формальным и не способствует решению вопроса по существу.
Нарушенное право может быть восстановлено в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут
обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей,
экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального
служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными
публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд
или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке
подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 3 ст. 24 КАС «Административное исковое заявление об оспаривании
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных
органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за
исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных
служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося
административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по
месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Согласно п. 4 ст. 24 КАС «Право выбора между несколькими судами, которым
согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу».
На основании изложенного административный истец Герасимов(а,у,ым) Д.В. просит суд:
1. Признать решение изложенное уведомлением о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12.05.2021г.
в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>,
<адрес> расположенного на земельном участке с
кадастровым номером №, незаконным.
2. Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый
учет и государственную регистрацию в отношении объекта незавершенного строительства
по адресу: <адрес>
расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
В судебное заседание административный истец – Герасимов(а,у,ым) Д.В. не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца по доверенности – ЛВА в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал, поддержав доводы заявления, дополнительно пояснил, что от административного ответчика поступил отзыв, в котором указанно об установлении санитарно-защитной зоны. Когда административный истец обращался в местные органы самоуправления по поводу спорного земельного участка, ограничений на тот момент никаких не существовало, и это в определении подтверждено Алтайским краевым судом.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ПНП, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, предоставила отзыв на административное исковое заявления, в котором просит отказать в удовлетворении изложенных в нем требований, ссылаясь на то, что имеется наличие отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 12.08.2021, что с указанной даты отсутствуют правовые основания для обжалования приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от
12.05.2021.
Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» - ЮРС в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, пояснил, что причиной для обращения в суд с административным иском является нарушение прав истца, но в данном случае такого восстановления прав истца не может быть. Вступившим в законную силу судебным решением от 13.08.2021 границы спорного земельного участка в тех пределах подлежат исключению, право истца строить на данном земельном участке не имеется, нарушение законодательства не допущено. Росреестром была осуществлена приостановка регистрации и даны разъяснения для устранения причин, но истец не указывает, почему эти причины не были устранены. Так же решением по делу были приняты обеспечительные меры по запрету регистрационных действий по данному кадастровому контуру, а так как Росреестру запрещено производить действия с участком с данным кадастровым номером, каких либо строений на нем быть не должно, и они соответственно не могут быть поставлены на кадастровый учет. Уже состоялись судебные решения по иску к Роспотребнадзору и другим, и оснований по настоящему делу для удовлетворения требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица – администрации Советского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина его не явки суду не известна.
В силу ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, исходя из следующего.
Судом установлено, что Герасимов(а,у,ым) Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником двухконтурного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>2 (кадастровый №). Один из контуров земельного участка расположен на <адрес> в <адрес>, общей площадью 650 кв.м.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
07.04.2021 года он обратился через Межмуниципальный Советский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 22:42:080102:84 на основании технического плана от 07.04.2021 г..
12 мая 2021 года в его адрес было направлено уведомление о приостановлении до 12 августа 2021 года государственной регистрации прав № КУВД - №,
согласно которому на государственном кадастровом учете и государственной регистрации
права собственности на основании технического плана от 07.04.2021 в связи с тем, что
земельный участок с кадастровым номером: 22:42:080102:84 находится в границах зоны с
особыми условиями использования территории, а именно:
Реестровый номер границы №: Ограничения прав на земельный участок,
предусмотренные статьями 56. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: Согласно
Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 №222 "Об утверждении Правил
установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков,
расположенных в границах санитарно-защитных зон" (п. 5): В границах санитарно-
защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского
назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их
оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
30.04.2020 г. решением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю ИГП № установлена санитарно-защитная зона для ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 в границах установленной санитарно-защитной зоны не допускать использования земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и ведения садоводства; размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Недостроенное жилое здание расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, попадает в границы установленной
СЗЗ, где действуют вышеуказанные ограничения.
Согласно ответа от 22.04.2021 г. №/П/818 Администрации Советского района
Алтайского края, строительство ИЖД недопустимо на земельном участке с
кадастровым номером № находящимся в границах установленной
зоны с особыми условиями использования территории.
В целях устранения причин приостановления постановки на государственный
кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием,
образованием объекта недвижимости, Герасимов(а,у,ым) Д.В. было рекомендовано обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления,
принявшие решение об установлении или изменении таких зон с особыми
условиями использования территории для согласования размещения
вышеуказанного объекта. Либо представить иные документы подтверждающие
законность возведения объекта незавершенного строительства и представить в орган
регистрации прав документы, устраняющие причины приостановления в качестве
дополнительных документов, указав регистрационный номер поданного ранее
заявления от 7 апреля 2021 г.№ КУВД-№.
Однако, в течение срока приостановления осуществления государственного
кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении,
Герасимов(а,у,ым) Д.В. не были устранены.
На основании вышеизложенного, орган регистрации 12.08.2021 принял решение
об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации
прав в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: Российская
Федерация, <адрес>,
<адрес>, документы на который были представлены вместе с заявлением от 7 апреля
2021 г. № КУВД-№.
Кроме того, в адрес административного ответчика 14 июля 2021 года (в апелляционную комиссию) было направлено заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации (копия уведомления прилагается).
По результатам рассмотрения поступившего заявления об обжаловании решения о приостановлении от 12.05.2021 КУВД-№ Герасимов(а,у,ым) Д.В. 21.07.2021 было направлено уведомление об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в связи с поступлением указанного заявления в комиссию по истечении 30-дневного срока на обжалование.
Согласно ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об
оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226, ст. 227 КАС действия государственного органа или
должностного лица могут быть признаны незаконными при наличии условий:
нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или
лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее
административное исковое заявление;
соблюдены сроки обращения в суд;
не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение
оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок
установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены
нормативными правовыми актами;
содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия
(бездействия) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим
спорные отношения.
В данном случае совокупность указанных обстоятельств не нашла своего подтверждения.
Согласно решению Советского районного суда Алтайского края от 13 августа 2021 года признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 22:42:080102:84, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 650 кв. м., проведенные кадастровым инженером БИА в части формирования его 1 (первого контура); исключены из ЕГРН сведения о местоположении границ 1 (первого) контура земельного участка с кадастровым номером №, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>2.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07 декабря 2021 года решение Советского районного суда Алтайского края от 13 августа 2021 года оставлено без изменения.
Таким образом, судом установлено, что истец утратил права в отношении территории, на которой планируется строительство объекта (1 (первого) контура земельного участка с кадастровым номером №, площадью 650 кв.м.), что исключает нарушение его прав решением о приостановлении до 12 августа 2021 года государственной регистрации прав № КУВД - №.
Принимая во внимание, что санитарно-защитная зона установлена в соответствии с действующим законодательством, административный истец утратил права в отношении территории, на которой планируется строительство объекта, что исключает нарушение его прав решением от 12.05.2021 г. о приостановлении до 12 августа 2021 года государственной регистрации прав № КУВД - №, административные исковые требования нельзя признать законными и обоснованными.
В связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Решил:
Административные исковые требования Герасимов(а,у,ым) Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации, оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение будет изготовлено 18 февраля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Левыкин