КОПИЯ Дело № 2-1379/2024
44RS0002-01-2024-000658-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июля 2024 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,
с участием представителя ответчика Жучковой Ю.А.,
при секретаре Павловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУ «Костромаавтодор» об обязании обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги,
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ОГБУ «Костромаавтодор» с вышеуказанным иском, который мотивирован тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании информации, предоставленной отделом ГИБДД МО МВД России «Шарьинский», проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам обследования (постоянного рейда) эксплуатационного состояния улично-дорожной сети автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Нижний Новгород-Шарья - Великий Устюг» отделом ГИБДД МО МВД России «Шарьинский» были выявлены недостатки в виде отсутствия над проезжей частью дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ. dd/mm/yy в рамках решения о проведении постоянного рейда отделом ГИБДД МО МВД России «Шарьинский» осуществлено дополнительное обследование автомобильной дороги общего пользования регионального значения с 58 км по 107 км «Нижний Новгород-Шарья - Великий Устюг» Шарьинского района Костромской области, по результатам которой выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно: над проезжей частью отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рождественское-Майтиха), на км 81 + 013 (017), на км. 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176). Кроме того, над проезжей частью автомобильной дороги общего пользования регионального значения «подъезд к г. Шарья Северный» на 0 + 600 км Шарьинского муниципального района Костромской области в месте расположения пешеходного перехода обнаружены следующие недостатки: над проезжей частью отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» ПДД РФ. По состоянию на dd/mm/yy недостатки не устранены. Установлено, что участок автодороги общего пользования регионального значения «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципального района Костромской области с 58 км по 107 км и автомобильной дороги общего пользования регионального значения «подъезд к г. Шарья Северный» Шарьинского муниципального района Костромской области 0 + 600 км находятся в оперативном управлении ОГБУ «Костромаавтодор».
Приведение автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципального района Костромской области с 58 км по 107 км и автомобильной дороги общего пользования регионального значения «подъезд к г. Шарья Северный» Шарьинского муниципального района Костромской области 0 + 600 км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289 - 2019, Правил дорожного движения РФ является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, и направлена на реализацию целей, установленных статей 2 Федерального закона от dd/mm/yy № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Указанные участки автомобильных дорог не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов. Обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения, в силу приведенных выше норм федерального и регионального законодательства и Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Костромской области возложена на ОГБУ «Костромаавтодор».
В ноябре 2023 года в связи с выявленными нарушениями в части ненадлежащей организации безопасности дорожного движения руководителю ОГБУ «Костромаатодор» Шарьинской межрайонной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, но до настоящего времени действенных мер по устранению данных нарушений не принято.
Поскольку, ОГБУ «Костромаатодор» не принимает меры направленные на устранение нарушений в сфере безопасности дорожного движения на дорогах, находящихся в его ведении, что в свою очередь способствует созданию аварийных ситуаций на дороге, риску возникновения дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, следовательно, нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан и восстановления законности прокурором принято решение обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом изложенного, прокурор просил суд обязать ОГБУ «Костромаавтодор»:
- обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципальной района Костромской области с 58 км по 107 км путём установки дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289 - 2019, Правил дорожного движения РФ над проезжей частью на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рождественское-Майтиха), на км 81 + 013 (017), на км 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176) в срок до dd/mm/yy;
- обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги общего пользования регионального значения «подъезд к г. Шарья Северный» Шарьинского муниципального района Костромской области 0 + 600 км путем установки дорожных знаков в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289 - 2019, Правил дорожного движения РФ в срок до dd/mm/yy.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, ООО ДСК «Гранит».
В судебное заседание от истца представлено заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым прокурор просит суд обязать ОГБУ «Костромаавтодор» обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципальной района Костромской области с 58 км по 107 км путём установки дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289 - 2019, Правил дорожного движения РФ над проезжей частью на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рождественское-Майтиха), на км 81 + 013 (017), на км 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176) в срок до dd/mm/yy.
Представитель ответчика по доверенности Жучкова Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, была не согласна с предложенным сроком в отношении участка автодороги до 72 км. Более подробная позиция ответчика по этому поводу изложена в письменном отзыве.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлено, что лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52289 - 2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019) установлены параметры и характеристики применения дорожных знаков.
Номера знаков устанавливаются ГОСТ Р 52290-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования».
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289 - 2019, на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе.
На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум выделенным полосам; над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трём или более полосам.
При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 - 2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017) установлены параметры и характеристики эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационные показатели) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 №71-а «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» участок автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья - Великий Устюг» Шарьинского муниципального района Костромской области с 58 км по 107 км и автомобильной дороги общего пользования регионального значения «подъезд к г. Шарья Северный» Шарьинского муниципального района Костромской области 0 + 600 км отнесены к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области и находятся в собственности Костромской области.
Согласно Положению о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утв. Постановлением губернатора Костромской области 14.01.2008 № 5, департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 11 Положения Департамент обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Костромской области.
Во исполнение переданных Департаменту полномочий создано ОГБУ «Костромаавтодор».
Пунктом 3 постановления администрации Костромской области от 25.05.2010 №177-а «Об утверждении Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Костромской области» (далее - Порядок) определено, что организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется областным государственным бюджетным учреждением «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в соответствии с утвержденным государственным заданием.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом мероприятий по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий ОГБУ «Костромаавтодор» направляет в департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области предложения для включения их в государственное задание.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Шарьинской межрайонной прокуратурой Костромской области на основании информации ОГИБДД МО МВД России «Шарьинский» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
По результатам обследования (постоянного рейда) эксплуатационного состояния улично-дорожной сети автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Нижний Новгород-Шарья - Великий Устюг» отделом ГИБДД МО МВД России «Шарьинский» были выявлены недостатки в виде отсутствия над проезжей частью дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ.
dd/mm/yy в рамках решения о проведении постоянного рейда отделом ГИБДД МО МВД России «Шарьинский» осуществлено дополнительное обследование автомобильной дороги общего пользования регионального значения с 58 км по 107 км «Нижний Новгород-Шарья - Великий Устюг» Шарьинского района Костромской области, по результатам которой выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно: над проезжей частью отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рождественское-Майтиха), на км 81 + 013 (017), на км. 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176).
Данные обстоятельства подтверждаются актом контрольных мероприятий эксплуатационного состояния (содержания) автомобильных дорог Шарьинского муниципального района Костромской области с фототаблицей.
В ноябре 2023 года в связи с выявленными нарушениями в части ненадлежащей организации безопасности дорожного движения руководителю ОГБУ «Костромаатодор» Шарьинской межрайонной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, но до настоящего времени действенных мер по устранению данных нарушений не принято.
Приведение автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципального района Костромской области с 58 км по 107 км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289 - 2019, Правил дорожного движения РФ является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения и направлена на реализацию целей, установленных статей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги является прямой обязанностью ОГБУ «Костромаавтодор», суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, считая необходимым установить иные сроки выполнения работ.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до dd/mm/yy.
Согласно п. 1.1 Устава ОГБУ «Костромаавтодор» является некоммерческой организацией, созданной Костромской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.
В соответствии с Уставом предметом деятельности ОГБУ «Костромаавтодор» является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе технических средств регулирования дорожного движения п. 2.3.
Согласно п. 2.6. Устава Учреждение выполняет государственное задание, которое в соответствии с основными видами деятельности Учреждения предусмотренными в пункте 2.4 настоящего Устава, формируется, утверждается и выдается Учредителем.
В силу п. 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В рассматриваемом случае, это департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Государственное задание формируется в соответствии с Государственной программой Костромской области «Развитие транспортной системы Костромской области», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25.02.2014 № 61-а.
В целях приведения в нормативное состояние автомобильной дороги «Нижний Новгород - Шарья - Великий Устюг» в Шарьинском муниципальном районе Костромской области, в рамках выполнения работ по Национальному проекту «Безопасные качественные дороги», руководствуясь нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между ОГБУ «Костромаавтодор» и Обществом с ограниченной ответственностью дорожно-строительной компанией «Гранит» dd/mm/yy заключен контракт № на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» в Шарьинском районе Костромской области (км 80+872 - км 106+962, за исключением поста весового контроля 200 м, км 129+030 - км 153+770, км 153+770 - км 163+770). Вторая очередь (км 80+872 -км 106+962 за исключением поста весового контроля 200 м).
Следовательно, до конца строительного сезона до dd/mm/yy возможно установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ПДД РФ средства организации дорожного движения на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рождественское-Майтиха), на км 81 + 013 (017).
Установка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ПДД РФ средств организации дорожного движения на км 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176) запланирована в рамках выполнения работ по Национальному проекту «Безопасные качественные дороги» на 2025 год (сроком до dd/mm/yy).
Принимая во внимание изложенное, доводы представителя ответчика, суд считает необходимым на участке автодороги км 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176) установить срок выполнения работ до dd/mm/yy.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ОГБУ «Костромаавтодор» (ИНН 4400000299) обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги «Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг» Шарьинского муниципального района Костромской области путем установки дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, Правил дорожного движения РФ над проезжей частью:
- на км 98 + 162 (166) (поворот на д. Семениха), на км 83 + 413 (417), на км 81 + 188 (192) (перекресток на Рожденственское-Майтиха), на км 81 + 013 (017) в срок до dd/mm/yy;
- на км 72 + 977 (981), на км 68 + 146 (150), на км 64 + 387 (391), на км 62 + 231 (235), на км 60 + 172 (176) в срок до dd/mm/yy.
В удовлетворении исковых требований об установлении иного срока выполнения возложенной на ответчика обязанности отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.П. Королева
Мотивированное решение суда изготовлено 15 июля 2024 года