Решение по делу № 2-551/2014 (2-4183/2013;) от 09.12.2013

Дело № 2-551/14                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    04 февраля 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

    председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

    при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

    с участием представителя заявителя Колчановой Н.Н., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маклакова В. П. о признании незаконным отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте,

У С Т А Н О В И Л:

    Маклаков В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: Адрес на кадастровой карте.

    В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес. В целях оформления прав на земельный участок, Дата он обратился к заинтересованному лицу с заявлением об изготовлении и выдаче кадастровой карты (схемы расположения земельного участка на кадастровой карте). Дата департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, по тем основаниям, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, а также выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка обеспечивается за счет заявителя. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству Российской Федерации, нарушает его законные права и интересы.

    Заявитель Маклаков В.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представитель заявителя Колчанова Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в заявлении.

    Заинтересованное лицо департамент земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителем направлено заявление о рассмотрении дела без их участия.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    По общему правилу граждане и организации в силу ст.ст. 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

    Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу (причем по смыслу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего); нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

    Из материалов дела следует, что Маклакову В.П. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – жилой дом, назначение: жилое, ...-этажный, общая площадь ... кв.м., лит. А, расположенный по адресу: Адрес (л.д. 7).

    Дата Маклаков В.П. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением об изготовлении и выдаче кадастровой карты на земельный участок, расположенный по адресу: Адрес (л.д. 8).

    Дата департамент земельных отношений администрации г. Перми направил в адрес заявителя письмо №, из которого следует, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, возложена обязанность по их утверждению и выдаче, в связи с чем предложено заявителю предоставить в департамент схему, разработанную за свой счет, для ее утверждения и выдачи.

Полагая, что изложенный отказ департамента является незаконным, нарушающим права и законные интересы Маклакова В.П., последний обратился в суд с настоящими требованиями.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

    Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены Постановлением администрации города Перми от 06 марта 2009 г. № 108 «Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее по тексту – Правила).

Пунктами 3.3, 3.4 Правил предусмотрено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.

В силу пункта 3.3 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 210, Департамент земельных отношений администрации города Перми в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в рассматриваемом случае именно департамент земельных отношений администрации города Перми обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно пункту 1.3 поименованных выше Правил схемы разрабатываются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для целей, предусмотренных действующим законодательством. Данный пункт содержит требования, предъявляемые к разработчикам схем.

Следует отметить, что в Правилах отсутствует указание на то, что схемы разрабатываются непосредственно за счет лиц, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков.

Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы земельного участка, а органом местного самоуправления – администрацией города Перми указанная обязанность возложена на департамент земельных отношений администрации города Перми, заявитель вправе требовать от департамента земельных отношений администрации города Перми утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми.

То обстоятельство, что администрацией города Перми не разрешен вопрос о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

    Следовательно, при обращении с соответствующим заявлением, обязанность по совершению действий, указанных в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, обязанность по выдаче схем расположения земельных участков, возложена именно на орган местного самоуправления.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя.

Исходя из положений ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В целях восстановления нарушенных прав и свобод заявителя, суд полагает необходимым обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвердить и выдать схему заявителю в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление Маклакова В. П. удовлетворить.

    Признать отказ департамента земельных отношений администрации Адрес в утверждении и выдаче Маклакову В. П. схемы расположения земельного участка по адресу: Адрес, изложенный в письме от Дата №, незаконным.

    Обязать департамент земельных отношений администрации города Перми обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка по адресу: Адрес на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвердить и выдать данную схему Маклакову В. П. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                 Т.Е. Варакшина

2-551/2014 (2-4183/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маклаков В.П.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
09.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2013Передача материалов судье
10.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2014Предварительное судебное заседание
04.02.2014Судебное заседание
12.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2014Дело оформлено
14.02.2014Дело передано в архив
14.02.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее