Решение по делу № 2-188/2023 от 27.03.2023

Дело № 2- 188/2023                                  Копия    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 года. п.Октябрьский

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Мухаметовой З.А.,

с участием представителя ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела обратились в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства. В обоснование исковых требований указали, что на балансе администрации Октябрьского городского округа находятся следующие источники водоснабжения:

-артезианская скважина №б/н с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

-артезианская скважина №б/н с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес> <адрес>;

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации было установлено, что администрация Октябрьского городского округа организует деятельность по обеспечению населения в <адрес>) без обязательных санитарно - эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Отсутствие санитарно - эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны является нарушением требований: п.4 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.6., 1.13. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в соответствии с которыми указано, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Просят обязать администрацию Октябрьского городского округа получить в срок до ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения, расположенные в д. Атнягузи, д. Верх Тюш, д.Озерки, д.Отделение , д.Отделение , д.Верх-Сарс (Голодаевка) в соответствии п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; п.1.6., 1.13. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу привлечен соответчик Муниципальное унитарное предприятие «Терра» (л.д.48).

Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик - представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцева Н.В. с заявленными требованиями не согласилась, считает, что администрация Октябрьского городского округа Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанные артезианские скважины переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Терра», именно МУП «Терра» являясь фактическим владельцем источников водоснабжения должна выполнить обязанность получить санитарно - эпидемиологические заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения. Просила в исковых требованиях к администрации Октябрьского городского округа отказать. Считает, что в силу положений ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (учредители унитарного предприятия) не несут отвественность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Расширенного толкования данное положение не имеет поэтому субсидиарная ответственность администрации муниципального образования по обязательствам МУПа может наступить только по вышеуказанным основаниям. В деле имеется письменный отзыв (л.д.75-77, 96).

Соответчик – представитель МУП «ТЕРРА» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласен с исковыми требованиями в отношении администрации Октябрьского городского округа Пермского края, у предприятия МУП «ТЕРРА» тяжелое финансовое положение и на все расчетные счета предприятия наложены аресты, поэтому они не имеют возможности проведения производственного контроля качества питьевой воды (л.д.53).

Заслушав объяснение представителя ответчика, изучив документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.1 ст.11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п.4).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п.1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Судом установлено и из материалов дела следует:

в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию на источники водоснабжения, расположенные в д.Атнягузи, д.Верх Тюш, д.Озерки, <адрес>, <адрес> д<адрес>) отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (л.д. 5-8). Указанное, не оспаривалось и представителем ответчика администрации Октябрьского городского округа в судебном заседании.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем артезианской скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес> <адрес>; артезианской скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес>; скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес> <адрес>; артезианской скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес>; артезианской скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес> артезианской скважины с кадастровым номером по адресу: <адрес> является Муниципальное образование Октябрьский городской округ (л.д. 78-23).

Согласно договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации Октябрьского городского округа Пермского края и МУП «Терра», указанные в исковом заявлении артезианские скважины закреплены за МУП «Терра» на праве хозяйственного ведения, имущество передано по акту (л.д. 9-17, 64-73).

Из представленных выше доказательств, судом установлено, что на указанные источники водоснабжения санитарно –эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в уполномоченном органе Роспотребнадзора не получены, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Согласно п.п.4 п.1 ст. 8 Устава Октябрьского городского округа, к вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу положений статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).

К условиям, необходимым для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, относится и разработка необходимых в соответствии с законодательством документов, подтверждающих качество подаваемой воды.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения лежат на соответствующем муниципальном образовании, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Таким образом, учитывая, что администрация Октябрьского городского округа является собственником имущества – источников водоснабжения, а обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения возложена на органы местного самоуправления, то на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края следует возложить обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в <адрес>

В возложении указанной обязанности на соответчика – МУП «Терра» следует отказать в связи с тем, что факт реализации соответствующих полномочий администрацией Октябрьского городского округа на созданное казенное учреждение не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от возложенной на него обязанности, поскольку администрация как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника независимо от того, кому передан данный объект и на каком основании.

Кроме того, договором о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Терра» обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в д. Атнягузи, д.Верх Тюш, д.Озерки, д.Отделение , д. Отделение , д.Верх-Сарс (Голодаевка), не возложена.

В связи с вышеуказанным, доводы представителя ответчика администрации Октябрьского городского округа о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу следует отказать.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчику потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, поэтому суд считает, что срок указанный истцом до ДД.ММ.ГГГГ является недостаточным и находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства –удовлетворить.

Возложить на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенные в <адрес> согласно требованиям: п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; п.1.6, п.1.13. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно следующих источников:

- артезианская скважина №б/н с кадастровым номером по адресу: <адрес>

-артезианская скважина б/н с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- артезианская скважина с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.Ю.Савченко

Копия верна.

Судья    

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-188/2023

2-188/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспортебнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела
Ответчики
Администрация Октябрьского городского округа Пермского края
Муниципальное унитарное предприятие «Терра».
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Савченко С.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr.perm.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее