КОПИЯ

№2-274/2020

70RS0004-01-2019-004872-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2020 года                                                       город Томск

Советский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего            Перелыгиной И.В.

при секретаре                              Пшеничникове В.Е.,

с участием истца Семенова С.В., представителя истца Гуль Л.Н., представителя третьего лица УМВД России по Томской области Грибковой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Сергея Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Томском районе Томской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании выплачивать страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Семенов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Томском районе Томской области (межрайонное), в котором с учетом заявления от 14.01.2020 просит суд признать незаконным решение ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) о прекращении выплаты истцу пенсии по старости от 21.10.2019 № 3803, обязать ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) выплачивать истцу пенсию по старости с 01.11.2019.

В обоснование иска истцом указано, что 21.10.2019 ответчиком принято оспариваемое решение, которым истцу отменена выплата страховой пенсии по старости. В обоснование данного решения ответчик указал, что истец не имеет право на одновременное получение двух пенсий, поскольку ему ранее была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Вместе с тем истец является отчимом погибшего при исполнении обязанностей военной службы ФИО4С его матерью Семеновой Л.Г. истец состоит в зарегистрированном браке с 27.03.1987 и с этого момента до призыва на военную службу ФИО4 принимал непосредственное участие в воспитании и содержании последнего. Поэтому в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" имеет право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца и страховой пенсии по старости, поскольку ст. 7 данного закона предусматривает, что родители военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего при исполнении служебных обязанностей, имеют право на получение двух пенсий. Ст. 34 этого же закона устанавливает, что отчим и мачеха имеют право на получение вышеуказанной пенсии наравне с отцом и матерью, если они воспитывали и содержали пасынка или падчерицу не менее 5 лет. Таким образом, ответчиком нарушены права истца на получение двух пенсий одновременно.

Истец Семенов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что пасынок при жизни называл его отцом, в военкомате в личном делеФИО4 его, истца, указали как отца. Биологический отец участия в воспитании и содержании сына не принимал, так как не интересовался сыном и не работал. Отметил, что при назначении пенсии по потери кормильца обстоятельства их родственных отношений (отчим-пасынок) исследовались, признаны соответствующими требованиям закона для назначения пенсии.

Представитель истца Гуль Л.Н. на заявленных требованиях настаивалапо основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление,согласно которому исковые требовании считает не подлежащими удовлетворению. Истцу с 26.07.2019 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. При этом истец с 26.05.2015 является получателем пенсии по случаю потери кормильца за умершего пасынка ФИО4, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. На дату смерти военнослужащий ФИО4 проходил военную службу по контракту, а не призыву. В связи с чем, право на получение двух пенсий одновременно у Семенова С.В. отсутствует, 21.10.2019 принято решение об отмене назначения второй пенсии.

Представитель третьего лица УМВД России по Томской области Грибкова О.П. в судебном заседании с иском не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях имеют нетрудоспособные родители лиц, указанных в ст. 1 Закона № 4468-1, по достижении ими пенсионного возраста. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 4468-1 родители лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 Закона имеют право на одновременное получение двух пенсий. Норма данной статьи применяется только в отношении родителей военнослужащих, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 Закона, и не подлежит расширительному толкованию. С учётом того, что истец является отчимом погибшего, у него нет права на получение двух пенсий.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

На основании ч. 1-2 ст. 5 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Вч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" указано, что родители лиц, перечисленных в ст. 1 Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст. 30 Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В соответствии со ст. 30 названного Закона, родители лиц, указанных в ст. 1 Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно части первой статьи 34 Закона N 4468-1, отчим и мачеха имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 24.11.2016 №2433-О разъяснено, что закрепление частью третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" для родителей военнослужащих, которые проходили службу по контракту и погибли вследствие военной травмы, права одновременного получения пенсии по случаю потери кормильца и любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца), как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления - прерогатива законодателя. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (Определения от 11 мая 2006 года N 187-0, от 15 ноября 2007 года N 774-0-0, от 3 июля 2008 года N 678-0-0 и от 23 июня 2009 года N 840-О-О).

Часть первая статьи 34 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", включив в число лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, отчима и мачеху, направлена на предоставление указанным лицам средств к существованию в виде пенсии и не может расцениваться как нарушающая права граждан.

Согласно ответу из УМВД России по Томской области от 15.10.2019 №2/78/16081 Семенов С.В. на основании ст. 29 Закона РФ № 4468-1 является получателем пенсии по случаю потери кормильца (за умершего пасынка ФИО4, признанного погибшим при исполнении обязанностей военной службы на основании решения Советского районного суда г. Томска от 08.12.2014) с 26.05.2015.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что решением ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 10.07.2019 № 156677/19 Семенову С.В. установлена страховая пенсия по старости с 26.07.2019 на основании ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 21.10.2019 №3803 отменено ранее принятое решение от 10.07.2019 о выплате страховой пенсии по старости как необоснованно принятое. Выплата страховой пенсии по старости прекращена на основании п.3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 23.12.2019, справке Центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Томской области Семенова Л.Г. является получателем страховой пенсии по старости с 21.05.2012 года, пенсии по потери кормильца (за умершего при исполнении обязанностей военной службы сына ФИО4) с 06.04.2015 года.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Таким образом, исходя из содержания отзыва представителя ответчика у истца отсутствует право на получение второй пенсии на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", так как погибший пасынок проходил службу по контракту, а не по призыву, более того истец является отчимом погибшему, что также препятствует ему в назначении второй пенсии.

Согласно позиции третьего лица обстоятельством, препятствующим истцу иметь право на две пенсии является фактор отсутствия факта родительства с погибшим пасынком.

Как установлено судом, следует из пояснений стороны истца, воспитание и содержание погибшего ФИО4 осуществлял его отчим Семенов С.В. с 1987 года, т.е. с момента заключения брака с матерью погибшего, до призыва ФИО4 на военную службу. При этом члены семьи проживали на протяжении всего указанного периода совместно, как сообщил истец в судебном заседании. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 погиб при исполнении обязанностей военной службы. К моменту назначения пенсии по случаю потери кормильца Семенов С.В. достиг установленного ст. 30 Закона возраста.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака от 27.03.1987, свидетельством о рождении от 22.06.1977, решением Советского районного суда г. Томска от 08.12.2014, архивной выпиской из приказа от 09.08.1996 №185, свидетельством о смерти от 19.03.2012.

На основании изложенного, приведенных норм права следует, что отчим и мачеха, при условии воспитания погибшего не менее пяти лет, в случае назначения пенсии по потери кормильца имеют равные права с родителями. При этом действующее законодательство под отчимом понимает мужа матери, под мачехой - жену отца ребенка, которые, не являясь его родителями, воспитывают и содержат этого ребенка.

Стороной ответчика, представителем третьего лица обстоятельства обоснованности назначения пенсии по потере кормильца в суде не оспаривались. Поскольку выплата данной пенсии истцу по настоящий момент не отменена, её выплата никем не оспорена, суд приходит к выводу о наличии и подтверждении всех необходимых условий для назначения и выплаты пенсии по потере кормильца.

Кроме того, отчим и мачеха наравне с родителями погибшего имеют право на одновременное получение двух пенсий: по старости и по потере кормильца, что также следует из приведенных положений закона.

Также суд, проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, не соглашается с позицией представителя ответчика о том, что право на получение двух пенсий имеют родители погибших лиц при исполнении обязанностей военной службы по призыву. Так, законодатель не разделяет виды военной службы по правовым последствиям для членов семьи погибших при её исполнении лиц.

Установив вышеуказанные обстоятельства по делу, руководствуясь вышеназванными положениями закона и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит выводу, что оснований к отказу в выплате или прекращении выплаты пенсии по старости Семенову С.В. у ответчика не имелось, в связи с чем, решение о прекращении выплаты Семенову С.В. указанной пенсии противоречит действующего законодательству.В связи с чем, требовании истца о признании решения ГУ – УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 21.10.2019 №3803 незаконным подлежит удовлетворению.

Решением от 21.10.2019 прекращена выплата пенсии по старости Семенову С.В. с 01.11.2019. Поскольку суд пришел к выводу о признании указанного решения незаконным, страховая пенсия по старости должна выплачиваться (возобновлена выплата) истцу с 01.11.2019, то есть с момента прекращения ее выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 21.10.2019 № 3803 ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ 01.11.2019.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.02.2019.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:                                                   ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░:                                               ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-274/2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-274/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенов Сергей Васильевич
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное)
Другие
УМВД России по Томской области
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Перелыгина И.В.
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
11.03.2020Подготовка дела (собеседование)
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Подготовка дела (собеседование)
06.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2020Судебное заседание
06.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее