Решение по делу № 33-595/2024 от 01.04.2024

Судья Саая В.О.                             2-704/2024 (33-595/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                     25 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Баутдинова М.Т., Хертек С.Б.,

при секретаре Шогжап Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по исковому заявлению Чирбит А.А. к Министерству образования Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Чирбит А.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

Чирбит А.А. обратился к Министерству образования Республики Тыва и Министерству финансов Российской Федерации с иском о компенсации морального вреда. В обоснование указав, что является сиротой, с 1982 по 1993 годы его опекуном являлась О. Истец и его опекун юридически неграмотны. Ввиду молодого возраста и отдаленности его местожительства от республиканского центра, срочной службы в вооруженных силах РФ, участия в боевых действиях в республике Чечня, ранениях, а также неграмотности, истец не знал о действии федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с указанным законом истец имел право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением и на обеспечение жилым помещением до фактического обеспечения жилым помещением. Согласно правилам формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, сотрудники Министерства образования республики и подведомственные им органы обязаны довести до детей – сирот, достигших 18 лет, а также их опекунов о действии указанного федерального закона, обязаны вести разъяснительную работу и оказывать всестороннюю поддержку, чего вышеприведенными сотрудниками сделано не было. Истцу и его опекуну О. о действии указанного федерального закона, его право на подачу заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, не разъяснено сотрудниками Министерства образования республики и подведомственными им органами. В результате таких халатных и безответственных сотрудников Министерства образования республики Тыва и подведомственных ему органов истец не смог своевременно подать заявление о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, остался без жилья по настоящее время. Без жилья истец длительное время приходилось просить приюта у знакомых лиц, арендовать жилье, а в отсутствие заработка проживать на улице, в подвалах жилых домов, в вагончике. Истец чувствовал себя человеком «второго сорта», перенес страдания, которые невозможно описать. От такого образа жизни у истца развились хронические заболевания, не сложилась личная жизнь, что неоспоримо причиняло и причиняет ему тяжелые душевно-нравственные страдания. Узнав о своем праве на внеочередное получение жилья в 2021 году, истец с данным вопросом обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва. Согласно ответу заместителя министра труда и социальной политики Республики Тыва следовало, что истец не имеется в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На обращение истца в прокуратуру дан ответ об обращении в суд. Считает подлежащим восстановлению нарушенное по вине сотрудников Министерства образования Республики Тыва и подведомственных ему органов право на получение жилья, причиненный моральный вред не подлежит сомнению. Просил взыскать с казны, Министерства финансов Российской Федерации, в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 7 000 000 рублей.

Определением от 21 ноября 2023 года привлечено соответчиком Министерство финансов Республики Тыва.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2024 года иск Чирбита А.А. оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Чирбит А.А. просит решение суда отменить и направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не дал оценки бездействию Министерства образования Республики Тыва, в результате чего он и его опекун не смогли своевременно подать заявление о включении в список детей-сиро, нуждающихся в жилье. Суд необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства об истребовании из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области информации о его обращении в Министерство образования Республики Тыва о включении его в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

    К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса РФ, относится, в частности, компенсация морального вреда.

    Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).

    В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса РФ) и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

    Согласно пункту 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

    По смыслу пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

    Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    Обращаясь в суд, истец приводит доводы о нарушении ответчиками его неимущественных права, а именно на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и незаконном бездействии работников Министерства образования Республики Тыва, выразившиеся в том, что истец своевременно не был поставлен на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, из ответа заместителя министра труда и социальной политики Республики Тыва от 20 декабря 2021 года на -ог от 22 ноября 2021 года Чирбит А.А.. дан ответ, что тот в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Республики Тыва не состоит, так как документов о включении в список не подавалось.

Прокуратурой Республики Тыва истцу дан ответ от 6 апреля 2023 года по результатам рассмотрения обращения истца на бездействие отдела опеки и попечительства по Чеди-Хольскому району, выразившееся в не включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья, о целесообразности обратиться в судебные органы за защитой своих жилищных прав. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Из ответа начальника отдела анализа и мониторинга по вопросам опеки и попечительства по г. Кызылу ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» Министерства образования Республики Тыва от 16 июня 2023 года № 948 на обращение истца от 5 июня 2023 года по вопросу о включении в список на внеочередное обеспечение жилым помещением следует, что в отдел анализа и мониторинга по вопросам опеки и попечительства по г. Кызылу по вышеуказанной просьбе обращения не поступало. Рекомендовано обратиться в отдел жилья и в отдел специализированного специального фонда по включению в список из категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ответу Министерства образования Республики Тыва от 17 октября 2023 года Чирбит А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не состоит и заявление на включение не подавал.

Согласно сведениям из повторного свидетельства о рождении выданном Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в г. Кызыле и Кызылском районе 13.10.2021, родителями Чирбит А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: отец - Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать – Ч. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из повторного свидетельства о смерти , выданном 1 декабря 2021 года Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в г. Кызыле и Кызылском районе, следует, что Ч., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из повторного свидетельства о смерти выданном 1 декабря 2021 года Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в г. Кызыле и Кызылском районе, следует, что Ч.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления от 5 октября 2023 года следует, что отсутствуют в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на территории РФ за Чирбит А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно медицинской документации, представленной ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России Чирбит А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеются записи: на момент первичного осмотра 22.08.2019 по прибытии в КП-51 **

Из показаний свидетеля О. следует, что являлась опекуном истца до окончания им 10 класса, так как в 1982 году умерла его мать. Потом он служил в армии, затем служил в Чечне. В орган опеки она не обращалась, в то время помощи не предлагали, не было в СМИ информации. Не было Интернета, они тогда не знали. Когда истец находился в Чечне, они обращались к депутату за помощью.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Чирбита А.А., суд первой инстанции исходил из того, что в представленных доказательствах сведений о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников Министерства образования Республики Тыва и подведомственных ему органов нарушившими право истца на получение жилого помещения, в результате которых истец не смог своевременно подать заявление о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, отсутствуют.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, определены общие принципы для: детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

    Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

    Из анализа указанных ранее норм права следует, что необходимость постановки на учет в качестве нуждающегося, в жилом помещении, носит заявительный характер.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, причиненного бездействием Министерства образования Республики Тыва, поскольку истец и его опекун не предприняли мер к постановке на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жильем, до достижения истцом 23 лет.

Исходя из смысла приведенных выше норм ГК РФ, истец, полагавший, что незаконными действиями (бездействием) государственного органа ему причинен вред, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязан доказать: обстоятельства причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.

Поскольку обстоятельства, на которые Чирбит А.А. ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ, не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к утверждению о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку из положений ст. 151 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда подлежит взысканию в случаях, предусмотренных законом, при условии доказанности причинения вреда нематериальным благам и интересам истца.

Одно лишь субъективное мнение истца, направленное на переоценку доказательств по делу и наличие оснований для удовлетворения иска, не свидетельствует о незаконности, необоснованности обжалуемого судебного постановления.

    Довод апелляционной жалобы о том, что суд отказал в истребовании из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области обращений истца в Министерство образования Республики Тыва, не влечет отмену принятого решения, поскольку в материалах дела имеется ответ Министерство образования Республики Тыва о том, что Чирбит А.А. в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не состоит и заявления о включении в его список, не подавал.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.

Председательствующий

Судьи

33-595/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чирбит Анатолий Александрович
Ответчики
Министерство финансов РТ
Министерство финансов РФ
Другие
Министерство образования РТ
Хобига Айна Анатольевна
Оюн Елена Каадыр-ооловна
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Дулуш Владимир Владимирович
Дело на сайте суда
vs.tva.sudrf.ru
01.04.2024Передача дела судье
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Передано в экспедицию
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее