Решение по делу № 12-15/2017 от 26.07.2017

Дело № 12-15/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

9 августа 2017 г. с. Яшалта

Судья Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия Лиджиев В.Т.,

при секретаре - Демьяновской О.А.,

с участием прокурора - Очиргоряевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на постановление Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 17 июля 2017 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Матросовская коррекционная школа-интернат» Чернеты Инны Сергеевны по ст. 15.15.10 КоАП РФ в связи с малозначительностью,

у с т а н о в и л:

Постановлением Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 17 июля 2017 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Чернеты И.С. по ст. 15.15.10 КоАП РФ прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, прокурор подал протест в суд, указав, что существенная угроза охраняемым бюджетным правоотношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации, а такое обстоятельство как вынужденное принятие бюджетных обязательств сверх доведенных бюджетных лимитов не является обстоятельством, характеризующим малозначительность совершенного правонарушения.

В судебном заседании прокурор Очиргоряева И.А. протест поддержала, просила его удовлетворить, а постановление отменить.

В судебном заседании Чернета И.С. с протестом прокурора не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, считает постановление службы финансового контроля законным и обоснованным. Также суду пояснила, что превышение лимитов на ГСМ было обусловлено тем, что часто возникали случаи перевозки детей в связи с обследованием и заболеванием в больницы, а также иные обстоятельства, обязанность осуществления которых лежит на школе. Она действовала исключительно в интересах детей. Причем заправлялась автомашина в долг по договоренности, а в последующем по факту заключался договор на поставку ГСМ с ИП Батиговым.

Представитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть протест в его отсутствие, представив отзыв на протест прокурора, в котором указал, что в качестве обстоятельств, характеризующих малозначительность совершенного Чернетой И.С. правонарушения, руководителем Службы принят во внимание характер правонарушения и роль правонарушителя. Установлено, что Чернета И.С., заключая договор на поставку ГСМ в отсутствие утвержденных бюджетных ассигнований на 2015 г., действовала в интересах несовершеннолетних (дети-сироты с ограниченными возможностями), находящихся в Учреждении и нуждающихся в обеспечении транспортом. Бюджетные ассигнования на 2015 г. были доведены до Учреждения только в 2017 г. Вредных последствий в результате действий Чернеты И.С. не наступило. Просит отказать в удовлетворении протеста прокурора и оставить постановление руководителя Службы без изменения.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, доводы протеста, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения протеста прокурора, исходя из следующего.

В силу ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в части своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным заказам в Казенном общеобразовательном учреждении Республики Калмыкия «Матросовская коррекционная школа-интернат» (далее - Матросовская школа-интернат, Учреждение), по результатам которой выявлены следующие нарушения. Объем неиспользованных Матросовской школой-интернат бюджетных лимитов на 1 октября 2015 г. по коду КБК составил 537,35 руб. Вместе с тем в нарушение требований ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ с превышением утвержденных бюджетных ассигнований в объеме 22919,25 руб. 1 октября 2015 г. директором Учреждения Чернетой И.С. заключен договор №76 на поставку ГСМ с индивидуальным предпринимателем ФИО6 на сумму 23456,6 руб. В связи с чем прокурором 31 мая 2017 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении директора Учреждения, которое направлено вместе с материалами проверки для рассмотрения в РСФБК.

При рассмотрении дела об административном правонарушении руководителем Республиканской службы финансово-бюджетного контроля установлено, что неисполнение установленных ст.ст. 161, 219 БК РФ требований к порядку заключения договоров в пределах лимитов бюджетных обязательств само по себе не свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей директором Учреждения. Директор также несет ответственность за охрану здоровья обучающихся, воспитанников, их надлежащее материальное и техническое обеспечение. Отсутствие ГСМ могло привести к возникновению угрозы здоровью и безопасности воспитанников Учреждения. Вред, причиненный охраняемым бюджетным отношениям, был причинен вынужденно, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей правам воспитанников Учреждения, а также охраняемым законом их интересам. Причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности с другими материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства получены без нарушений закона, которые могли бы повлечь за собой отмену обжалуемого постановления.

Выводы руководителя службы финансового контроля о применении положений о малозначительности мотивированы и основаны на исследовании и оценке конкретных обстоятельств дела в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, и правовых оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется. Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по данному делу не установлено.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения административный орган, уполномоченный рассмотреть дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03. 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07. 1999 г. № 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действия или бездействия хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (ст. 2.9).

Таким образом, суд считает, что вышеизложенным руководитель Службы финансового контроля достаточно полно мотивировал применение положения о малозначительности применительно к данному административному делу и пришел к правильному выводу о том, что своими действиями директор Матросовской школы-интернат Чернета И.С. не создала каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, не причинила вред какому-либо лицу, обществу или государству.

Изложенные в протесте доводы прокурора района об отсутствии оснований для признания деяния малозначительным не могут служить основанием для отмены постановления по изложенным выше мотивам.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительности надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Чернеты И.С. вынесено с соблюдением всех норм КоАП РФ, надлежащим лицом, в установленные законом сроки, существенных процессуальных нарушений при вынесении постановления должностным лицом не допущено, оснований для отмены или изменения указанного акта не имеется.

Доводы протеста о том, что поскольку данное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в сфере бюджетных правоотношений, то по своему характеру не может быть признано малозначительным, суд находит несостоятельными, никак не подрывающими обоснованный вывод должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении по малозначительности.

Правовых оснований к пересмотру опротестованного постановления Службы финансового контроля по доводам протеста прокурора суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 17 июля 2017 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Матросовская коррекционная школа-интернат» Чернеты Инны Сергеевны по ст. 15.15.10 КоАП РФ в связи с малозначительностью оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: В.Т. Лиджиев.


12-15/2017

Категория:
Административные
Другие
Чернета И.С.
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Вячеслав Тавинович
Статьи

15.15.01

Дело на странице суда
yashaltinsky.kalm.sudrf.ru
26.07.2017Материалы переданы в производство судье
09.08.2017Судебное заседание
14.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее