Дело № 3а-8/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 декабря 2017года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - Имансакиповой А.О.,
при секретаре –Абашкиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Каршеника С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай,Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Каршеник С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.Требование мотивировано тем, чтоКаршенику С.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3448кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 1927382,92 рублей. Между тем, согласно отчету об оценке рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составила 963500 рублей. В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка, которая значительно превышает рыночную стоимость, применяется для определения суммы земельного налога, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Определением судьи от 05 декабря 2017 года в качестве административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.Определением судьи от 06 декабря 2017 года в качестве заинтересованного лица привлеченаАдминистрация муниципального образования «Артыбашское сельское поселение».
Каршеник С.И., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился.В судебном заседании представитель Каршеника С.И. Габова А.В. поддержала заявленное требование.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» в судебное заседание не явились, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по доверенности Киселева Т.В. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, Каршеник С.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3448кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для рекреационной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 1927382,92 рублей.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай №587 от 28 ноября 2016 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Алтай по состоянию на 01 января 2016 года.
Согласно кадастровой выписке от 04 сентября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2016 годав размере 1927382,92 рублей.
Вместе с тем, изпредставленногоадминистративнымистцомвобоснование требования отчета об оценке № от 25 октября 2016 года следует, что по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила 963500 рублей.
Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах в Турочакском районе и в Республике Алтай в целом, опубликованных в периодических печатных изданиях и в сети "Интернет", с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном районе в соответствующий период, социально-географического положения Республики Алтай, с проведением анализа рынка коммерческой недвижимости района и влияния общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации на рынок оцениваемого объекта.
В силу изложенного, отчет об оценке № от 25 октября 2017 года соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федеральному стандарту оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке итребования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611. В связи с изложенным суд признает данный отчет об оценке допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости земельного участка, а также формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, представителями административного ответчика и заинтересованных не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, определенная в отчете об оценке рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № в размере 963500 рублей является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1927382,92 рублей, что затрагивает права и обязанности Каршеника С.И. как плательщика земельного налога.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете об оценке на ту же дату, оценив представленные доказательства, в том числе отчет об оценке, суд полагает, что требование Каршеника С.И. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Каршеника С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтайоб установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, поданное в суд 23 ноября 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3448кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для рекреационной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2016 года - 963500 (девятьсот шестьдесят три тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2017 года.