Судья Алексеев А.А.
Дело №33-9725/2013
21.10.2013г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Змеевой Ю.А., судей Горбуновой О.А., Кириенко Е.В.
при секретаре Цыганковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Баранова В.В. и Барановой Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 июля 2013 года, которым постановлено:
«отказать в удовлетворении требований Барановой Л.В. и Баранова В.В., одновременно представляющих интересы несовершеннолетних Б. и Б1., к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми об отмене п. 2 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 54 от 22 января 2013г., понуждении включить семью истцов из четырех человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения представителя истцов Малуновой А.В., представителя ответчика Гарбарук Е.В. и представителя третьего лица Мирсагитовой Л.Ф., судебная коллегия
установила:
Баранова Л.В., Баранов В.В., одновременно представляющие интересы несовершеннолетних Б. и Б1., обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми об отмене пункта 2 распоряжения от 22 января 2013 года, понуждении включить молодую семью в составе 4 человек в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование требований указали, что в 2012 году молодая семья обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». 22 января 2013 года начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми вынесено распоряжение об отказе включить семью истцов в состав участниц программы в связи с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий. В 2008 году Баранову В.В. в составе семьи родителей предоставлены средства из федерального бюджета на приобретение жилого помещения. За счет средств федерального бюджета указанными лицами приобретена в общую долевую собственность квартира по адресу г. Пермь, ул. **** (по 1/4 доле). Считают, что имеют право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку соответствуют пункту 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе истцы, приводя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считают, что их семья в заявленном составе субсидию на улучшение жилищных условий не получала.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Управление жилищных отношений администрации г. Перми просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов Малунова А.В. настаивала на отмене решения по изложенным в апелляционной жалобе доводам, уточнила также, что истцы просят признать незаконным пункт 2 распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 54 от 22 января 2013 года. Представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации г. Перми Гарбарук Е.В., а также представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края Мирсагитова Л.Ф. возражали против отмены решения, считая его законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что семья Барановых состоит из 4 человек: Баранова В.В., /дата рождения/, Барановой Л.В., /дата рождения/, а также их детей Б., /дата рождения/, и Б1., /дата рождения/.
04 декабря 2012 года Баранов В.В. обратился в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании молодой семьи в составе четырех человек: себя, Барановой Л.В. (жена), Б1. (сын), Б. (дочь), нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 22 января 2013 года молодая семья Барановых В.В., Л.В., Б. и Б1. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, молодой семье отказано во включении в состав участниц долгосрочной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с отсутствием права на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома ввиду ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела также следует, что с 27 июня 2000 года по настоящее время Баранов В.В. постоянно проживает по адресу ****, совместно с Б2. (мать), Б3. (отец), Б4. (брат). Общая площадь квартиры по адресу г. Пермь, ул. ****, составляет 43,2 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит названным лицам на праве общей долевой собственности (по 1/4 доле).
В свою очередь, В. и В1., Барановой Л.В. принадлежит на праве общей долевой собственности однокомнатная квартира, общей площадью 41,1 кв.м, по адресу: г. Пермь, ****. По состоянию на 7 ноября 2012 года названные лица проживают по указанному адресу.
Кроме того, по договору безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность от 15 декабря 1992 года, Администрация г. Перми передала в совместную собственность В., В1. (дочь), В2. (дочь) квартиру общей площадью 63,2 кв.м по адресу: г. Пермь, ул. ****. Баранова Л.В. состояла на регистрационном учете по указанному адресу с 29 января 1991 года по 4 декабря 2007 года, до настоящего времени в указанном жилом помещении зарегистрированы В.,В3.,В2.
В силу пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 7 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что молодая семья Барановых обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми Барановы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что молодая семья Барановых соответствует общим условиям, установленным для признания участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение суда в указанной части не оспаривается.
Отказывая истцам в удовлетворении их требований, суд первой инстанции исходил из того, что Барановым В.В. ранее реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием государственного жилищного сертификата, выдаваемого за счет средств федерального бюджета, путем приобретения его семьей (родителями, им самим и братом) в общую долевую собственность двухкомнатной квартиры по адресу г. Пермь, ул. ****. В связи с этим суд посчитал, что поскольку одним из членов молодой семьи, Барановым В.В., ранее реализовано право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, соответственно молодая семья истцов не вправе повторно получить субсидию на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, что прямо следует из положений пунктов 1.8, 2.4.4 Постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года № 1119-п, и пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Судебная коллегия находит такой вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно подпункту «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, Приложения N 3 к указанной подпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1.8 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, Приложения 3 к указанной долгосрочной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года № 1119-п, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств краевого и федерального бюджетов (кроме средств материнского (семейного) капитала) предоставляется молодой семье только один раз.
В силу пункта 2.4.4 указанных Правил основанием для отказа в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и (или) краевого бюджетов.
Вместе с тем, семья Барановых в указанном в исковом заявлении составе ранее свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств бюджета не реализовала, участницей целевой программы по обеспечению жильем не являлась.
Приобретение жилья главой семьи Барановым В.В. с использованием жилищного сертификата об обратном свидетельствовать не может, поскольку жилищный сертификат был выдан на состав иной семьи.
Системное толкование вышеприведенных норм, содержащихся в Правилах предоставления социальных выплат, позволяет сделать вывод о том, что ограничения по повторному участию в целевой программе касаются молодых семей в целом, а не их членов. Иное толкование с неизбежностью приведет к необоснованному ограничению прав семьи истцов, в том числе несовершеннолетних детей на получение мер социальной поддержки за счет средств регионального и (или) федерального бюджета.
Поскольку семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствует требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, она должна быть включена в состав участников соответствующей целевой программы, тогда как распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 54 от 22 января 2013 года в части отказа ей в этом является незаконным.
При таких обстоятельствах требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным пункт 2 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 54 от 22 января 2013 года.
Обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить с 22 января 2013 года семью в составе четырех человек: Баранова В.В., Барановой Л.В., Б. и Б1. в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Председательствующий:
Судьи: