Дело № 2-5246/2032
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: ДВИРНЫК Н.В.
при секретаре Макарове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагодзинской Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<дата> Лагодзинская И.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Истец является получателем страховой пенсии по старости с <дата>. Однако при назначении пенсии ответчиком не был учтен весь период её трудовой деятельности, а именно период осуществления предпринимательской деятельности, поскольку за указанные периоды не предоставлены документы, подтверждающие осуществление указанной деятельности. Просит возложить на ГУ-Отделение фонда пенсионного и социального страхования обязанность включить в страховой стаж для перерасчета размера пенсии период работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и осуществить перерасчет с учетом указанного периода трудовой деятельности, начиная с даты назначения пенсии с <дата>, а также осуществить перерасчет размера пенсии за восемь лет с учетом всех выплат, надбавок.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск, просила удовлетворить,
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Лагодзинская И.В. состоит на учете в Пенсионном Фонде Российской Федерации как получатель страховой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным Законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что также подтверждается Решением о назначении пенсии №<номер>., справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от <дата> (л.д. 13-16).
Как следует из представленного в материалы настоящего дела ответов от <дата>, от <дата>, общий страховой стаж истца учтен с <дата> по <дата> и составил 28 лет 3 месяца 12 дней (л.д. 10-12, 23-26).
При этом, при принятии решения о назначении страховой пенсии по старости не были учтены ряд периодов, а именно:
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>,
с <дата> по <дата>.
Указанные периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности не учтены в общий страховой стаж для назначения пенсии в связи с отсутствием документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в указанные периоды.
С <дата> на территории Российской Федерации пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с <дата>
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от <дата> № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Основание возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях", нормы Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях". При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Частью 3 ст. 2 от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2015 на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 01.01.2015 в соответствии законодательством Российской Федерации. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Ст. 5.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что установление периодов работы и (или) иной деятельности (в том числе предпринимательской), включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании, в том числе, документов, подтверждающих уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года, а также иных документов, содержащих сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, которые могут быть учтены комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Законом Украины "О пенсионном обеспечении" N 1788 от <дата>, а также Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 1058 от <дата> (действовавшего на территории Республики Крым до <дата>), было установлено, что для назначения пенсии учитывалась заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с <дата>, которая учитывается на основании сведений персонифицированного учета.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 794 от <дата> утверждено "Положение об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования". Во исполнение названного постановления Пенсионным фондом У. совместно с Министерством труда и социальной политики и Государственной налоговой администрацией поэтапно с <дата> был введен автоматизированный персонифицированный учет сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 832 от <дата> утвержден комплекс мер по поэтапному ведению на протяжении 1998 - 2000 годов в ПФУ автоматизированного персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
С учетом норм пенсионного законодательства, действующего на территории Республики Крым в период с 1995 года по 2014 год, предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд Украины предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом. С 2000 года в Пенсионном фонде Украины был введен персонифицированный учет, который осуществлялся в автоматизированном порядке.
На основании изложенного, в случае отсутствия сведений из автоматизированной системы Пенсионного фонда Украины о перечисленных взносах, доказательством уплаты таких взносов могут быть квитанции об уплате налогов и взносов, налоговые декларации, акты сверок с Пенсионным фондом Украины и т.д., однако таких документов истцом представлено не было.
Так истцом в материалы дела представлены выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей серии №<номер>, Лагодзинская И.В. зарегистрирована в указанном реестре <дата>, также свидетельство о государственной регистрации физического лица - предпринимателя от <дата>, выданного Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета; свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности-физического лица от <дата>, выданного Исполкомом Ялтинского городского совета (л.д. 20,21-22).
Указанные документы подтверждают наличие у истца статуса предпринимателя в спорные периоды, месте с тем, указанные документы не являются доказательством уплаты страховых взносов и, как следствие, периода фактического выполнения предпринимательской деятельности с даты постановки на учет по дату прекращения деятельности.
Иных допустимых, относимых и достаточных доказательств осуществления в спорные периоды Лагодзинской И.В. предпринимательской деятельности в материалы дела истцом не представлено. Из изложенного следует, что факт уплаты ежемесячных отчислений в Пенсионный фонд Украины при осуществлении истцом предпринимательской деятельности в спорные периоды является недоказанным.
Как следует из выписки из Протокола №<номер> от <дата> заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан, созданной на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от <дата> №<номер>-р Лагодзинской И.В. установлены следующие периоды осуществления предпринимательской деятельности на основании, отчетов субъектов малого предпринимательства, налоговых расчетов сумм доходов, квитанций об уплате фиксированного налога, квитанций об уплате единого налога:
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>:
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-c <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>.
Отказано в установлении следующих периодов осуществления предпринимательской деятельности:
-с 26.07Л 996 по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>;
-с <дата> по <дата>, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности. Оставлены без рассмотрения период с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, c <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, поскольку данный период учтен при исчислении пенсии.
Периоды предпринимательской деятельности, установленные комиссией, приняты во внимание пенсионным органом при назначении пенсии (л.д. 10-11).
Каких-либо новых доказательств осуществления предпринимательской деятельности истцом не предоставлено.
Таким образом, оснований для включения спорных периодов работы в страховой стаж Лагодзинской И.В. не имеется, как нет оснований для возложения на ответчика обязанности осущевить перерасчет размера ранее установленной пенсии
В связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лагодзинской Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено <дата>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК
.