Дело № 2-283/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши
Курганской области «7» сентября 2018 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной С.И.
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гайдук А.В. к Администрации Варгашинского района Курганской области о признании незаконным решения об отказе и включении в список,
У С Т А Н О В И Л :
Гайдук А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Варгашинского района Курганской области о признании незаконным решения об отказе и включении в список, указав, что с 2004 г. он отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей: мать по решению суда лишена родительских прав, об отце ему ничего неизвестно, в свидетельстве о рождении в графе «отец» ФИО записаны со слов матери. В период с 11.11.2004 по 01.02.2011 он находился под опекой бабушки – Ю,Ю,Ю,. В мае 2018 г. он обратился в Администрацию Варгашинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. 08.06.2018 Постановлением Администрации Варгашинского района ему отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что он утратил это право по достижении 23-летнего возраста. Считает, что право на получение жилого помещения по договору социального найма он не утратил, поскольку сам факт наличия соответствующего статуса является достаточным, и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семьей или окончания службы в Вооруженных силах либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях снимаются с полного государственного обеспечения и должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае их право на жилище будет нарушено. Достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного, но не реализованного права на жилье, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение. В настоящее время у него нет жилья, также отсутствует финансовая возможность для его приобретения. Он проживает с женой и ребёнком в съемном жилье, на оплату которого уходит значительная часть семейного бюджета. Просит признать отказ о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обсечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения незаконным, включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Гайдук А.В. и его представитель Макаревич Е.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что до совершеннолетия истец находился под опекой бабушки, за ним была закреплена принадлежащая ей квартира. Орган опеки ни истцу, ни опекуну не разъяснял право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилья. 24.01.2011 ему исполнилось 18 лет. С 23.03.2011 по 07.03.2017 он отбывал наказание в виде лишения свободы. До истечения 23-летнего возраста не мог обратиться с заявлением по поводу предоставления жилого помещения, поскольку находился в местах лишения свободы. В мае 2018 года обратился с заявлением о включении список, ему было отказано в связи с пропуском срока. Считает, что право на предоставление жилья не утратил, поскольку пропустил срок по уважительной причине. Органы опеки должны были принять меры по постановке его на учет. Жилья в собственности не имеет, квартиру снимает. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области Гулько И.Д. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Во включении в список ему было отказано, поскольку он уже достиг возраста 23 лет. До достижения 23-летнего возраста он с заявлением о включении в список на обеспечение жилым помещением не обращался. Указанный срок является пресекательным. При назначении опеки за ним было закреплено жилое помещение, принадлежащее опекуну. Нахождение в местах лишения свободы не является уважительной причиной, препятствующей своевременному обращению с заявлением.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области Артемьева А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала и пояснила, что при назначении опекуна за истцом было закреплено жилое помещение по <адрес>. До достижения 23-летнего возраста он с заявлением о включении в список не обращался. Поскольку в настоящее время он уже не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не подлежит обеспечению жилым помещением.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от 01.08.2018 против удовлетворения иска возражал и пояснил, что с 01.01.2013 правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет. Предоставление жилого помещения носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и лица из их числа должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении после 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право постановку на учет. Гайдук А.В. относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Над ним была установлена опека, закреплено жилое помещение в р.<адрес>. Поскольку за ним было закреплено жилье, права на предоставление жилья во внеочередном порядке на момент достижения 18 лет не возникло. Постановлением Администрации Варгашинского района от 08.06.2018 № 540 ему было отказано во включении в список в связи с достижением 23 лет. На дату обращения в суд истец достиг возраста 25 лет, на эту дату он на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоял. Поскольку Гайдук А.В. до достижения возраста 23 лет не имел права на предоставление жилья и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося, законные основания для предоставления ему жилья отсутствуют.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от 03.09.2018 указал, что Гайдук А.В. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку он не соответствует критериям, установленным в Федеральном законе № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он решил воспользоваться правом после достижения 23 –летнего возраста. Департамент приобретает квартиры для детей-сирот в соответствии с уже имеющимся списком. Требования истца о включении его в список оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, письменный отзыв не направил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, Гайдук А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его родителями являются Б,Б,Б, и Ж,Ж,Ж,, что подтверждается свидетельством о рождении № от 03.02.1993 и записью акта о рождении № 7 от 03.02.1993 Отдела ЗАГС Администрации Варгашинского района Курганской области. Сведения об отце указаны на основании заявления матери.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 22.03.2007 мать Ж,Ж,Ж, лишена родительских прав в отношении истца.
Гайдук А.В. с 11.11.2004 и до совершеннолетия находился под опекой бабушки Ю,Ю,Ю,. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (постановление Администрации Варгашинского поссовета №).
С 25.11.2004 по настоящее время Гайдук А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Фактически проживает по адресу: <адрес> на основании договора аренды квартиры от 28.02.2017.
С 23.03.2011 по 07.03.2017 отбывал наказание в виде 6 лет лишения свободы по приговору Курганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 111 УК РФ (справка ИЦ УМВД России по Курганской области от 19.06.2018).
В мае 2018 г. Гайдук А.В. обратился в Администрацию Варгашинского района с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
08.06.2018 Постановлением Администрации Варгашинского района № 540 ему было отказано во включении в список в связи с тем, что он утратил право по достижении 23 лет.
Гайдук А.В. в собственности жилья на территории Курганской области не имеет, нанимателем жилого помещения на территории Варгашинского района Курганской области не является. Доказательства того, что по окончании образовательного учреждения и отбывания наказания в виде лишения свободы жилье ему предоставлялось, в материалах дела отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сторонами по делу не оспаривались.
Допрошенная в качестве свидетеля Ю,Ю,Ю, пояснила, что она была опекуном истца с 14 до 18 лет. Принадлежащая ей квартира была закреплена за ним. Пока она была опекуном, ей никто не разъяснял права ребенка на обеспечение жильем и порядок постановки на учет. Если бы ей это было известно, она бы обратилась.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».
Федеральный закон № 159-ФЗ как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в ред. от 04.06.2013), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п. 1).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений закона, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет. Указанный срок является пресекательным, его истечение прекращает право лица на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законодательным актом. Пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Таким образом, исходя из положения частей 3, 4 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица были поставлены на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Предусмотренный названным выше Федеральным законом срок, в течение которого гражданин может реализовать право на меры социальной поддержки, установленные данным законом, в том числе по внеочередному обеспечению жилым помещением, является пресекательным, восстановлению для обращения за предоставлением указанных льгот не подлежит.
Таким образом, после достижения 23-летнего возраста граждане из числа детей-сирот утрачивают статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок-сирота.
В судебном заседании установлено, что до достижения 23-летнего возраста Гайдук А.В. с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в компетентные органы не обращался в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы по приговору Курганского городского суда от 23.03.2011.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц либо его представителя в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В настоящее время Гайдук А.В. исполнилось 25 лет.
Вместе с тем, не обращение истца с заявлением для постановки на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.
Гайдук А.В. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет он обладал правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не был поставлен на учет по независящим от него причинам: в связи с осуждением и нахождением в местах лишения свободы ( с марта 2011 по март 2017). С заявлением о постановке на учет он обратился после отбытия наказания- в мае 2018 года.
При этом орган опеки и попечительства Варгашинского района ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по защите жилищных прав истца, по разъяснению ему права на получение жилья в льготном порядке (в связи с изменением законодательства с 2013 года).
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Гайдук А.В. своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок.
Доводы ответчика о том, что за Гайдук А.В. ранее было закреплено жилое помещение, не являются основанием для отказа в иске.
Право пользования жилым помещением за истцом было закреплено в связи с тем, что он имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а не по тем обстоятельствам, что он был вселен в качестве члена семьи собственника-опекуна. Отсутствие постановления об отмене закрепления жилья также не свидетельствует о том, что истец сохраняет право пользования данным жилым помещением, поскольку жилье за ребенком, оставшимся без попечения родителей, закреплялось не пожизненно, а на конкретный период и до достижения определенного возраста. В 2011 году истцу исполнилось 18 лет. В настоящее время он не имеет прав на жилое помещение опекуна по адресу: <адрес>. Регистрация и проживание истца в жилом помещении опекуна были обусловлены исполнением опекуном своих обязанностей и не породили возникновения бессрочного права пользования данным жилым помещением. По достижении совершеннолетия опекун вправе ставить вопрос о прекращении права бывшего опекаемого в использовании жилого помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гайдук А.В. к Администрации Варгашинского района Курганской области о признании незаконным решения об отказе и включении в список удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Варгашинского района Курганской области о включении Гайдук А.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (постановление № 540 от 8 июня 2018).
Включить Гайдук А.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.И. Никитина