УИД 29RS0018-01-2023-005430-90
Строка 2.104, г/п 0 руб.
Судья Валькова И. А.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-8386/2024 24 октября 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Поповой Т. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Тюрлевой Е. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-463/2024 по исковому заявлению Филимонова С.А. к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными действий и решений, возложении обязанности произвести определённые действия с апелляционной жалобой Филимонова С.А. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Филимонов С. А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России) о признании незаконными решений федерального учреждения медико-социальной экспертизы, возложении обязанности установить первую группу инвалидности.
В обоснование заявленных требований указал, что 17 ноября 2023 года ответчик выдал ему решение, в котором сообщил, что его заболевание с выраженными нарушениями функций организма стало соответствовать второй группе инвалидности, оснований для установления первой группы инвалидности не имеется. С решением не согласен. 6 мая 2019 года он перенёс <данные изъяты>. Полагал, что поскольку его болезнь не изменилась с 2019 года, здоровье не восстановится, следовательно, он должен быть признан инвалидом первой группы.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил признать протоколы и акты медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, решение экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, возложить обязанность установить первую группу инвалидности, изменить в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида на 2023 год трость-опору на лыжные палочки или палочки для скандинавской ходьбы, изменить указание на трудоустройство и необходимость удалённой работы.
В судебное заседание суда первой инстанции стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года Филимонову С. А. в удовлетворении иска к ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России о признании незаконными действий и решений, возложении обязанности произвести определённые действия отказано.
Истец Филимонов С. А. не согласился с решением суда, в поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, что суд не исполнил свои обязанности по правильному, справедливому, основанному на фактах отправлению правосудия, нарушив Конституцию Российской Федерации.
Указывает, что при проведении медико-социальных экспертиз для установления инвалидности ответчиком не учтены имеющиеся у него <данные изъяты>. <данные изъяты> как последствие инсульта установлена в результате физического осмотра и инструментальных исследований, подтверждена медицинскими документами.
Считает, что заключение по результатам назначенной судом по делу экспертизы и выводы экспертов основаны на неполных сведениях и незаконных актах ответчика. Принятое судом дополнение к заключению эксперта сделано уже после проведения экспертизы по делу, является гипотетическим и не основанным на медицинских документах.
Указывает, что в распоряжение экспертного учреждения была представлена только его медицинская карта из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич», в которой ему оказывалась медицинская помощь в связи с инсультом. Документация из медицинских организаций, в которых он проходил лечение по поводу грубой дисфагии гортани, судом не запрашивалась и в распоряжение экспертного учреждения не предоставлялась.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу с её доводами не согласилась руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России Кравцова Л. Н., она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, надлежащим образом извещённый о времени и месте его проведения, не явился. При таких обстоятельствах в соответствии с частью четвёртой статьи 167, частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, заслушав истца Филимонова С. А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав в качестве дополнительного доказательства дополнение к заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 2 августа 2019 года Филимонов С. А. впервые обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида).
В соответствии с протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № и актом медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, составленными Бюро № 3 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России, в ходе оказания услуги установлена степень выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию – третья степень, способность к передвижению – третья степень, способность к трудовой деятельности – третья степень; установлены значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций организма человека (90 %), выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (70 %), выраженные нарушения функций дыхательной системы (70 %), выраженные нарушения функций пищеварительной системы (70 %), суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении – 90 % (значительно выраженные нарушения).
По результатам проведения медико-социальной экспертизы от 8 августа 2019 года Филимонову С. А. установлена первая группа инвалидности в связи с общим заболеванием сроком на два года, до ДД.ММ.ГГГГ, разработана ИПРА инвалида №
Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в Бюро № 3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № и акту медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проведена оценка эффективности проведённых реабилитационных или абилитационных мероприятий, рекомендованных ИПРА инвалида №. Установлено частичное восстановление нарушенных функций, частичное достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций, частичное восстановление социально-средового, социально-бытового и профессионального статуса. Степень выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека определена следующим образом: способность к самообслуживанию – вторая степень, способность к передвижению – вторая степень. Установлены выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (70-80 %), значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (90-100 %), суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении – 90-100 %.
По результатам проведения медико-социальной экспертизы от 14 сентября 2021 года Филимонову С. А. вновь установлена первая группа инвалидности в связи с общим заболеванием сроком на два года, до ДД.ММ.ГГГГ, разработана ИПРА инвалида №
25 октября 2023 года Бюро № 3 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России проведена медико-социальная экспертиза Филимонова С. А. с его личным присутствием.
В соответствии с протоколом проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № и актом медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ № степень выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека определена следующим образом: способность к самообслуживанию – первая степень, способность к передвижению – первая степень, установлены умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (40-60 %), выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (70-80 %), суммарная оценка степени нарушения функций организма человека в процентном выражении – 70-80 %.
В соответствии с результатами проведённой медико-социальной экспертизы от 25 октября 2023 года Филимонову С. А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, разработана ИПРА инвалида №.
Не согласившись с принятым решением, Филимонов С. А. обжаловал его. Согласно выписке из протокола заседания экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № решение Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 25 октября 2023 года признано правильным и подтверждено.
С целью проверки доводов истца о незаконности принятых учреждениями медико-социальной экспертизы решений и о наличии оснований для установления ему первой группы инвалидности судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).
Как следует из заключения экспертов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного по результатам проведения назначенной определением суда судебной медико-социальной экспертизы, на дату освидетельствования 25 октября 2023 года у Филимонова С. А. имелись заболевания, приводившие к нарушению функций организма (незначительные, в диапазоне от 10 % до 30 %), оснований для установления ему первой группы инвалидности не имелось.
По состоянию на 25 октября 2023 года имевшееся у Филимонова С. А. нарушение здоровья вследствие диагностированных у него заболеваний со стойкими незначительными нарушениями функции нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (20 %), незначительными нарушениями функции сердечно-сосудистой системы (20 %), незначительными нарушениями сенсорных (слуховых) функций (10 %), незначительными нарушениями функции дыхательной системы (10 %), незначительными нарушениями мочевыделительной функции (10 %) не приводило к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость в мероприятиях реабилитации.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, в том числе заключение экспертов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для установления истцу на дату проведения медико-социальной экспертизы 25 октября 2023 года первой группы инвалидности и для признания незаконными решений федерального учреждения медико-социальной экспертизы от 25 октября 2023 года, решения экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы от 16 ноября 2023 года, возложения обязанности установить истцу первую группу инвалидности.
Суд также не усмотрел наличия оснований для признания незаконными протоколов и актов медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № вследствие их неполноты, поскольку указанные документы составлены по результатам медико-социальных экспертиз, проведённых с учётом всех перенесённых истцом заболеваний и имеющихся у него диагнозов, в том числе <данные изъяты>.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности заменить в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида на 2023 год трость-опору на лыжные палочки или палочки для скандинавской ходьбы, изменить указание на трудоустройство и необходимость удалённой работы, суд исходил из того, что определение формы занятости не входит в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы, а установленные законодательством перечни технических средств реабилитации не предусматривают в качестве такового палки для скандинавской ходьбы.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части первой статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно части второй статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребёнок-инвалид» (часть третья статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвёртая статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно части первой статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 979н утверждён Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка к федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее – главные бюро), бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющиеся филиалами главных бюро (далее – бюро).
В силу пункта 5 Порядка среди прочих функций бюро устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объёмы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации или абилитации, определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах).
Главное бюро выполняет функции по оказанию услуг по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжалующим решения бюро, а также гражданам по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования с использованием специального диагностического оборудования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро; при осуществлении контроля за решениями бюро проводит в экспертных составах главного бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория «ребёнок-инвалид» до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по её результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро; рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро (экспертных составов главных бюро), их должностных лиц при оказании услуги по проведению медико-социальной экспертизы и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков (пункт 6 Порядка).
Федеральное бюро в числе прочих функций оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро; оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро; осуществляет контроль за решениями главных бюро (пункт 7 Порядка).
Правила признания лица инвалидом (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 588.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что признание лица (далее – гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее – бюро).
Согласно пункту 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
При этом в соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребёнок-инвалид» (пункт 7 Правил).
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 22 Правил медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в том числе в целях установления гражданину группы инвалидности.
В соответствии с пунктом 23 Правил бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
Главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации – протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования (пункт 24 Правил).
Федеральное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения главного бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации – протезом с микропроцессорным управлением при обращении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с проведением сложных специальных видов обследования (пункт 25 Правил).
Согласно пункту 28 Правил медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путём изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведённых реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
При осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) не проводятся (пункт 29 Правил).
Медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путём опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведённых реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы (пункт 31 Правил).
Пунктом 44 Правил определено, что решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.
При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
В соответствии с пунктом 46 Правил гражданину, признанному инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории «ребёнок-инвалид») и индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Согласно пункту 50 Правил контроль за решениями, принятыми бюро, главным бюро, осуществляется соответственно главным бюро, Федеральным бюро согласно порядку, утверждаемому Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При осуществлении контроля главными бюро за решениями, принятыми бюро, Федеральным бюро за решениями, принятыми главными бюро, производится оценка основных показателей деятельности бюро, главных бюро, перечень и методика расчёта которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В пункте 55 Правил предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 года № 585н (далее – Классификации и критерии).
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (пункт 1 Классификаций и критериев).
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребёнок-инвалид») (пункт 2 Классификаций и критериев).
В пункте 5 Классификаций и критериев определено, что выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Согласно пункту 9 Классификаций и критериев критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев (пункт 10 Классификаций и критериев).
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 11 Классификаций и критериев).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 12 Классификаций и критериев).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 13 Классификаций и критериев).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 года № 545н утверждён Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – Порядок разработки ИПРА).
Как следует из Порядка разработки ИПРА, ИПРА инвалида разрабатываются и выдаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
ИПРА инвалида содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребёнку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребёнку-инвалиду) за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные региональными перечнями реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребёнку-инвалиду), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счёт средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
ИПРА инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
В разделе «Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учётом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами» ИПРА инвалида все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных по столбцу «Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности» таблицы, являются показанными для подбора инвалиду и ребёнку-инвалиду с учётом нарушенных функций организма.
В разделе «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счёт средств федерального бюджета» ИПРА инвалида и в разделе «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребёнку-инвалиду за счёт средств федерального бюджетаё ИПРА ребёнка-инвалида заносятся рекомендации по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации или абилитации, предоставляемым инвалиду (ребёнку-инвалиду) за счёт средств федерального бюджета, на основании Перечня показаний с указанием технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации с учётом индивидуальных особенностей, характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма, полученных в ходе проведённой реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики.
Судом установлено, что решением Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 25 октября 2023 года, подтверждённым решением экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 16 ноября 2023 года, Филимонову С. А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ № отмечены следующие результаты эффективности реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № частичное восстановление нарушенных функций, частичное достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций, частичное восстановление социально-средового статуса, частичное восстановление социально-бытового статуса, частичное восстановление профессионального статуса.
Суммарная оценка степени нарушения функции организма человека определена в диапазоне от 70 до 80 процентов, что согласно пункту 12 Классификаций и критериев соответствует второй группе инвалидности.
Таким образом, как верно определил суд первой инстанции, решение Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 25 октября 2023 года и решение экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 16 ноября 2023 года являются законными и обоснованными.
Отсутствие оснований для установления Филимонову С. А. по состоянию на 25 октября 2023 года первой группы инвалидности также подтверждено в ходе проведения назначенной судом в рамках гражданского дела судебной медико-социальной экспертизы.
Согласно экспертному заключению на дату проведения медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ Филимонову С. А. помимо сопутствующих заболеваний установлен клинико-функциональный диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты> Установлены стойкие незначительные нарушения функции нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. Осложнений основного заболевания не имелось.
Экспертиза проведена комиссией врачей по медико-социальной экспертизе, обладающих достаточной квалификацией и необходимыми познаниями, имеющих достаточный стаж работы по специальности, высшее медицинское образование, а само заключение содержит необходимые выводы, ссылки на нормативные документы, использованные при производстве экспертизы, экспертам разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьёй 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, они также предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По содержанию заключение экспертов является полным, обоснованным, объективным, содержит подробное описание, выводы не содержат разночтений, противоречий, сомнений.
Данное экспертное заключение удовлетворяет требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о допустимости и относимости доказательств, составлено специализированной организацией на основании определения суда о назначении судебной медико-социальной экспертизы, экспертами изучена медицинская документация на имя Филимонова С. А., кроме того, для проведения экспертизы были представлены материалы настоящего гражданского дела.
Исследование представленных медицинских и медико-экспертных документов проводилось путём их изучения, сопоставления, системного анализа, проверки и оценки содержащихся в них сведений в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами по медико-социальной экспертизе.
При этом доказательств того, что представленное экспертное заключение основано на недостоверных данных, ставящих под сомнение выводы экспертов, истцом не представлено.
Вопреки доводам жалобы истца в распоряжение экспертов для производства экспертизы представлены его медицинские карты стационарного и амбулаторного больного из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич», государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница», а также дело медико-социальной экспертизы Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России, содержащие сведения об оказании медицинской помощи по поводу всех имеющихся у него заболеваний, в том числе <данные изъяты>.
Наличие у истца <данные изъяты> ответчиком не оспаривалось, данные об их наличии отражены в представленной медицинской документации, а также содержатся в документах по результатам проведённых медико-социальных экспертиз: протоколе и акте от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколе и акте от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколе и акте от ДД.ММ.ГГГГ №, составленных Бюро № 3 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России, вопреки доводам истца.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых данных, не учтённых судом первой инстанции при разрешении спора. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимонова С.А. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2024 года.
Председательствующий | Е. И. Хмара |
Судьи | Т. В. Попова |
Р. С. Сафонов |