№ 2-68/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2017 года п. Ровеньки
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой И.М.,
при секретаре Конопля Ю.А.,
с участием заявителя Тарасовой З.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасовой З.Ф. об установлении факта принятия наследственного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> умерла родная тетя Тарасовой З.Ф. по линии ее умершего отца Зубкова Ф.Ф. – Зубкова М.Ф. После ее смерти открылось наследство на принадлежавшее ей имущество - земельную долю площадью 8,2 га, расположенную в земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Наследники первой очереди после смерти Зубковой М.Ф. отсутствуют и в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства никто из наследников не обращался.
Тарасова З.Ф. инициировала дело подачей заявления, в котором просит установить факт принятия ею наследства после смерти тети Зубковой М.Ф., поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В судебном заседании Тарасова З.Ф. заявленные требования поддержала, пояснив, что все принадлежавшее Зубковой М.Ф. имущество перешло в ее фактическое владение, поскольку на день смерти проживала с тетей, при жизни ухаживала за нею, несла расходы по ее погребению.
Заинтересованные лица – представитель администрации Наголенского сельского поселения, Зубков В.Ф., Назарова В.Ф. и Белашова Л.Ф. в судебное заседание не явились, суду направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что возражений против удовлетворения заявленных требований не имеют. Зубков В.Ф., Назарова В.Ф. и Белашова Л.Ф. письменно указали, что на наследство Зубковой М.Ф. не претендуют.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принадлежность Зубковой М.Ф. на праве собственности земельной доли площадью 8,2 га, находящейся в земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> и выпиской из ЕГРН от <дата> (л.д.5).
Таким образом, в силу т. 1112 ГК РФ указанное имущество, принадлежавшее Зубковой М.Ф., подлежит наследованию по закону.
Согласно свидетельству о смерти Зубкова М.Ф. умерла <дата> (л.д.4).
По сообщению нотариуса Ровеньского нотариального округа наследственное дело к имуществу Зубковой М.Ф. не открывалось, завещаний, составленных от ее имени, нотариусом не удостоверялось.
Как установлено судом из материалов дела, наследники первой очереди на имущество Зубковой М.Ф. отсутствуют, что подтверждается записями похозяйственных книг администраций Наголенского и Нагорьевского сельских поселений, из которых усматривается, что в состав семьи умершей Зубковой М.Ф. входили: брат Зубков Ф.Ф. и его семья – жена Зубкова А.М. и их дети – племянники Зубков В.Ф., Зубкова (Тарасова) З.Ф., Зубкова (Белашова) Л.Ф., Зубкова (Назарова) В.Ф. и Зубкова Е.Ф., которая согласно актовой записи о смерти № от <дата> умерла <дата> (л.д. 8-16, 18-26).
Тот факт, что отец Тарасовой З.Ф. – Зубков Ф.Ф. приходился родным братом Зубковой М.Ф., подтверждается свидетельствами о рождении брата и сестры, из которых усматривается, что они имели общего отца – Зубкова Ф.И. (л.д. 29, 31).
Согласно свидетельству о смерти отец заявителя – Зубков Ф.Ф. умер <дата> (л.д. 30).
Из свидетельства о рождении следует, что Зубков Ф.Ф. приходился родным отцом заявительнице Зубковой З.Ф. (л.д. 27), которая при вступлении в брак <дата> переменила фамилию на «Тарасова» (л.д. 28).
Таким образом, исследованные доказательства подтверждают, что в силу ч.2 ст. 1143 ГК РФ Тарасова З.Ф. вправе наследовать имущество своей тети Зубковой М.Ф. как наследница, носящаяся ко второй очереди.
Согласно ст.1154 ч.1 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч.2 ст. 1153 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 36 Постановления Пленума от 29.05.2012г. №9 в качестве действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследником наследства, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
Тарасовой З.Ф. представлены суду убедительные и достаточные доказательства, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства после смерти Зубковой М.Ф.
Из записей похозяйственных книг и справки администрации Наголенского сельского поселения от <дата> следует, что на момент смерти Зубкова М.Ф. проживала совместно с племянницей Тарасовой З.Ф. и членами ее семьи (л.д. 6), что подтверждает доводы заявителя о том, что она ухаживала за тетей до дня ее смерти, вели общее хозяйство, и фактически приняла ее наследство в виде имущества, принадлежавшего покойной.
Тот факт, что Тарасова несла расходы по погребению Зубковой М.Ф. подтверждается справкой администрации Наголенского сельского поселения от <дата> (л.д. 7).
О фактическом принятии Тарасовой наследства после смерти тети пояснила допрошенная судом свидетель ФИО1, сообщившая, что до <дата> Тарасова проживала в домовладении, принадлежавшем Зубковой М.Ф., а получив жилье в <дата> забрала тетю жить к себе, где последняя и проживала до дня своей смерти, собственных детей и мужа Зубкова М.Ф. не имела. Свидетель подтвердила, что расходы по погребению Зубковой М.Ф. понесла Тарасова З.Ф., которая забрала все вещи, принадлежавшие покойной.
Таким образом, исследованные судом доказательства в совокупности достоверно подтверждают совершение Тарасовой З.Ф. действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства Зубковой М.Ф., и при отсутствии возражений со стороны иных лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя и о необходимости установлении факта принятия наследства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Тарасовой З.Ф. об установлении факта принятия наследственного имущества удовлетворить.
Установить факт принятия Тарасовой З.Ф. наследства оставшегося после смерти тети Зубковой М.Ф., родившейся <дата>, умершей <дата>.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: И.М. Горбачева