№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Югорск 12 октября 2020 года
Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Хабибулина А.С., с участием:
истца Степановой Т.М.,
представителя ответчика Вискуновой Т.В.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Степановой Татьяны Михайловны к ТСН «Олимп» о признании неправомерным отказа в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, обязании произвести перерасчет платы и возврате излишне уплаченных средств, взыскании штрафа и компенсации морального вреда,
установил:
Степанова Т.М. обратилась в суд с иском к ТСН «Олимп» о признании неправомерным отказа в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, обязании произвести перерасчет платы и возврате излишне уплаченных средств, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что она как собственник жилого помещения – <адрес> в <адрес>, является потребителем коммунальных услуг. Ответчик как исполнитель оказывает услуги по начислению платы за коммунальные услуги, в том числе электроэнергии. С момента вселения в квартиру в 2008 году до ДД.ММ.ГГГГ она оплачивала электроэнергию по договору с применением понижающего коэффициента 0,7, поскольку в квартире изначально была установлена электроплита. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик стал рассчитывать плату за электроэнергию без применения указанного пониженного коэффициента. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ величина превышения начисления платы за электроэнергию над размером, которую надлежало начислить, составила 2645 рублей 65 копеек. Считала такие действия ответчика неправомерными, нарушающими её права, т.к. она пользуется электроплитой с момента ввода дома в эксплуатацию и вселения; установка и подключение газовой плиты не производилась; переоборудование квартиры, связанное с установкой электроплиты не осуществлялось; с 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ начислялся понижающий коэффициент. На её требование предоставить мотивированное объяснения по данному факту ответчик не отреагировал.
Просила признать неправомерным отмену ответчиком понижающего коэффициента 0,7 при начислении платы за электроэнергию, обязать ответчика произвести перерасчет платы за эту услугу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возвратить ей 2645 рублей 65 копеек и в соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ взыскать с ответчика штраф за нарушение порядка расчета платы за электроэнергию в размере 50 % от указанной суммы в размере 1322 рубля 83 копейки; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и судебные расходы.
В судебном заседании истец Степанова Т.М. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, добавила, что с 2008 года до 01.07.2019 г. оплачивала коммунальные услуги по договорам электроснабжения с применением пониженного коэффициента 0,7, поскольку в квартире изначально была установлена электрическая плита. Квартира сдавалась в черновой отделке и в техническом паспорте квартиры указана электрическая плита. Разрешение на переустройство не получала. Установка и подключение газовой плиты и какие-либо врезки в газовый стояк в квартире не производились. ТСН «Олимп» не применяя пониженный коэффициент ухудшает ее материальное положение.
Представитель ответчика Вискунова Т.В. считала иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является газифицированным, в техническом паспорте на жилой дом указано об оборудовании жилых помещений газовыми плитами. Считала, что у ответчика нет оснований для применения пониженного коэффициента. В паспорте нет тех условий и тех изменений, которые бы являлись основанием для снижения коэффициента. Чтобы пользоваться электрической плитой на законном основании Степанова должна была собрать согласия всех членов ТСН, поскольку это влияет на пожарную безопасность дома в целом.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст.153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Степанова Т.М. является собственник жилого помещения – <адрес> в <адрес>; исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является ТСН «Олимп». По ДД.ММ.ГГГГ ответчик при начислении истцу платы за потребленную электроэнергию использовал коэффициент 0,7 в связи с установленной электроплитой. С ДД.ММ.ГГГГ от применения данного коэффициента, ТСН «Олимп» отказалось в связи с самовольной установкой электроплиты. По расчетам истца за указанный период ответчик начислил ей плату за электроэнергию по двуставочным тарифам в сумме 8502 рубля 80 копеек, при применении понижающего тарифа сумма составила бы 5857,15 руб.
Из представленного истцом технического паспорта, изготовленного Югорским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по ХМАО-Югре, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в графе особые отметки следует, что в квартире Степановой установлена электроплита.
По данным начальника управления архитектуры Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №-Исх-4113, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является газифицированным. Собственник квартиры № указанного дома в управление архитектуры за оформлением документации по переустройству помещения в многоквартирном доме не обращался.
В судебном заседании истец данный факт не отрицала, пояснив, что квартиру она приобретала как участник долевого строительства. По условиям заключенного с ней договора долевого участия в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира передавалась ей в «черновом» варианте, без установленного оборудования, в том числе газовой плиты и подводки к газовой трубе, которая была заведена в её квартиру. При приведении квартиры в жилой вид она приняла решение не пользоваться газоснабжением, а сразу установить электрическую плиту, которую подключили к общей системе электроснабжения квартиры. А газовая служба установила в газовой трубе заглушки. Разрешение на установку электроплиты не получала. В заключении отдельного договора на поставку электроэнергии с непосредственным поставщиком не видит смысла.
Суд считает требования истца о признании неправомерным отмену ответчиком понижающего коэффициента 0,7 при начислении платы за электроэнергию не основанным на законе по следующим основаниям.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Распоряжениями Региональной энергетической комиссии от 19 декабря 2018 года и от 22 ноября 2019 года для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками утвержден понижающий коэффициент при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2019-2020 годы в размере 0,7.
Из буквального содержания указанной нормы следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками в установленном порядке.
Порядок оборудования жилых помещений электроплитами и электроотопительными установками регулируется отдельными нормативными актами.
Так, Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 № 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно п.4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.
В силу п. 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
В то же время согласно п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Согласно с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения, проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Таким образом, действующим законодательством регламентирован порядок и условия установки электрических плит и электроотопительных приборов в жилом доме, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
Как установлено в судебном заседании, истцом подтверждение факта оборудования квартиры в установленном порядке электроплитой для пищеприготовления был представлен технический паспорт, составленный ДД.ММ.ГГГГ и имеющий запись о наличии электроплиты.
Однако данное обстоятельство не достаточно для удовлетворения исковых требований, поскольку плита установлена самовольно, доказательств соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома электроплитой для пищеприготовления, истец суду не представила и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом не соблюден установленный порядок оборудования квартиры стационарной электроплитой для пищеприготовления, а самовольная установка не является основанием для применения понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 71 Основ ценообразования, в связи с чем, в удовлетворении иска Степановой Т.М. о признании неправомерным отмену ответчиком понижающего коэффициента 0,7 при начислении платы за электроэнергию следует отказать.
Соответственно, как производные от первоначального требования не подлежат удовлетворению и требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы за эту услугу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возврате ей 2645 рублей 65 копеек, взыскании с ответчика штрафа за нарушение порядка расчета платы за электроэнергию в размере 50 % от указанной суммы в размере 1322 рубля 83 копейки.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку нарушений прав истца действиями ответчика не выявлено, требования истца о компенсации морального вреда в размере 3000 рублей также подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Степановой Татьяны Михайловны к ТСН «Олимп» о признании неправомерным отказа в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, обязании произвести перерасчет платы и возврате излишне уплаченных средств, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, полностью отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись
Верно
Судья А.С. Хабибулин
Секретарь Е.А. Иванова
Подлинный документ находится
в Югорском районном суде ХМАО-Югры
в деле №
УИД: №
Секретарь __________________