О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 октября 2012 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кубатовой О.А., Кудриной Я.Г.
при секретаре Бурдюк И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Горшковой Н.И. к Администрации Уссурийского городского округа, Администрации Приморского края о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе Администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июля 2012 года, которым требования удовлетворены: постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 26 июля 2010 года № о снятии Горшковой Н.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и внесении изменений в раздел 5 протокола № заседания жилищной комиссии Уссурийского городского округа от 21 апреля 2009 года № признано незаконным; на Администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность поставить Горшкову Н.И. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения прокурора Судницыной С.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя Администрации Уссурийского городского округа Савицкой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Горшковой Н.И. и представителя Администрации Приморского края Мухутдиновой И.Л., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с названным заявлением в защиту прав и законных интересов Горшковой Н.И., указав, что она является вдовой ветерана Великой отечественной войны, нуждается в предоставлении жилого помещения, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, постоянно нигде не зарегистрирована и временно проживает по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 26 июля 2010 года Горшкова Н.И. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Прокурор, ссылаясь на статью 51 ЖК РФ, а также на Закон Приморского края от 26 июня 2006 года №389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края», считает, что оснований для снятия Горшковой Н.И. с учета не было. Просит признать незаконным постановление администрации Уссурийского городского округа от 26 июля 2010 года №, обязать администрацию Уссурийского городского округа поставить Горшкову Н.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Приморского края предоставить Горшковой Н.И. благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Горшкова Н.И. в судебном заседании поддержала требования прокурора, пояснив, что в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, где оказывает помощь ...., нуждающемуся в уходе. По адресу: <адрес> имеет временную регистрацию, была зарегистрирована по адресу: <адрес>, но никогда там не проживала, проживать совместно с дочерьми не может.
Представитель администрации Уссурийского городского округа возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Горшкова Н.И. поставлена на учет в нарушение пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, так как на момент постановки на учет являлась членом семьи собственника, имела регистрацию по адресу: город Владивосток, улица Ушакова, 12 «а» квартира 6, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, составляла выше учетной нормы 9 квадратных метров. В настоящее время оснований для постановки Горшковой Н.И. на учет в качестве нуждающейся не имеется, поскольку в 2009 году она добровольно ухудшила свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Приморского края .
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласились прокурор и администрация Уссурийского городского округа, в апелляционном представлении и апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права.
В силу пункта 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обращаясь в суд, прокурор заявил требования к администрации Уссурийского городского округа, а также к администрации Приморского края. Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении представителя администрации Приморского края о дате и времени рассмотрения дела, заявление рассмотрено в его отсутствие.
В нарушение части 3 статьи 196 ГПК РФ суд при разрешении заявления безосновательно вышел за пределы заявленных требований. Так из заявления прокурора следует, что оспаривая постановление администрации Уссурийского ГО от 26.07.2010 г. № он просил восстановить право Горшковой Н.И., обязав администрацию Уссурийского ГО восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязать администрацию Приморского края предоставить Горшковой Н.И. благоустроенное жилое помещение. Суд возложил все обязанности на администрацию Уссурийского ГО, не дав оценку требованиям, заявленным прокурором к администрации Приморского края.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Горшковой Н.И., которая является вдовой ветерана, участника Великой Отечественной войны ...., и в силу части 2 статьи 21. Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ей независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
На основании заявления от 25 февраля 2009 года Горшкова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны на основании протокола заседания жилищной комиссии Уссурийского городского округа от 25 марта 2009 года №, утвержденного постановлением Администрации Уссурийского городского округа от 21 апреля 2009 года №.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 26 июля 2010 года № Горшкова Н.И. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статья 56 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование доводов о законности снятия Горшковой Н.С. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления указывает на то, что в ходе проведения служебного расследования установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ведущим специалистом 1 разряда отдела по жилищным вопросам Управления жизнеобеспечения администрации Уссурийского городского округа ...., осуществлявшей постановку граждан на учет, допустившей необъективную экспертизу документов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из копии акта о проведении служебного расследования от 26 июля 2010 года следует, что Горшкова Н.И. в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку является членом семьи собственника, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи составляет выше учетной нормы (более 9 квадратных метров). Однако указанные выводы основаны на переоценке документов, представленных Горшковой Н.И., что не может свидетельствовать о неправомерности действий должностного лица, либо самой Горшковой Н.И., представлявшей документы для постановки на учет.
Из материалов дела усматривается, что на момент постановки на учет Горшкова Н.И. была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В судебном заседании Горшкова Н.И. пояснила, что фактически не вселялась в указанную квартиру, что также подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели .... Таким образом, Горшкова Н.И. не являлась членом семьи собственника квартиры <адрес>.
Наличие у Горшковой Н.И. временной регистрации по месту пребывания с 4 декабря 2008 года по 4 декабря 2012 года по адресу: <адрес> также не свидетельствует о том, что она являлась членом семьи собственника данной квартиры, поскольку, имея раздельные лицевые счета (приказ ... № от 17 сентября 2009 года «О разделении лицевого счета»), совместного хозяйства они не вели, жили обособленно друг от друга. Данные обстоятельства были установлены судом первой инстанции в ходе допроса свидетелей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для снятия Горшковой Н.И. с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, у органа местного самоуправления не имелось, в связи с чем, постановление администрации Уссурийского городского округа от 26 июля 2010 года № является незаконным.
Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В качестве восстановления нарушенного права Горшковой Н.И. судебная коллегия считает необходимым возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность восстановить Горшкову Н.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Требование Уссурийского городского прокурора о возложении на администрацию Приморского края обязанности предоставить Горшковой Н.И. благоустроенное жилое помещение, судебная коллегия считает необходимым оставить без рассмотрения, поскольку оно вытекает из правоотношений о праве на жилое помещение, спор о котором в силу части 3 статьи 263 ГПК РФ разрешается в порядке искового производства.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июля 2012 года отменить, вынести по делу новое решение.
Заявление Уссурийского городского прокурора удовлетворить частично: постановление администрации Уссурийского городского округа от 26 июля 2010 года № о снятии Горшковой Н.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконным.
Обязать администрацию Уссурийского городского округа восстановить Горшкову Н.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как вдову участника Великой отечественной войны.
В остальной части требования Уссурийского городского прокурора оставить без рассмотрения.
Председательствующий
Судьи