Судья Шумилова Ю.А. Дело №33а-6998/2021
УИД: 76RS0016-01-2021-002990-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,
судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
07 декабря 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Волкова Е.А. на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 19 августа 2021 года, которым постановлено:
«Взыскать с Волкова Е.А. в доход бюджета г. Ярославля налог на имущество физических лиц за 2015,2016 г. – 364 руб., пени- 7,96 руб.; транспортный налог за 2015г. – 948 руб., пени – 6,64руб.;
Взыскать с Волкова Е.А. в доход бюджета г. Ярославля государственную пошлину – 400 руб.»
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля (после переименования – Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области) обратилась в суд с административным исковым к Волкову Е.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015,2016 годы в размере 364 руб., пени- 7,96руб., по транспортному налогу за 2015 год в размере 948 руб., пени – 6,64руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Волков Е.А., как собственник объектов налогообложения, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля (после переименования – Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области), имеет обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога. Однако в полном объеме за спорный период налоги не уплатил. Налогоплательщику были направлены налоговые требования об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога за спорные периоды, но в установленный срок налогоплательщик указанные требования не исполнил. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав возражения по доводам жалобы представителя Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области (до переименования ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля) по доверенности Рещиковой Н.В., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене принятого судом решения не имеется.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил того, что Волков Е.А. как собственник объектов налогообложения в 2015 году и 2016 году являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, который в установленные законом сроки не уплатил, требования об уплате налогов и пени не исполнил. Срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки по налогам и пени налоговым органом не пропущен.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и положениях закона.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
К числу предусмотренных законом налогов относятся, в том числе, транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены положениями п.1, п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, п.1 ст.3 Закона Ярославской области от 05.11.2002 г. №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (далее Закон «О транспортном налоге в Ярославской области»), в соответствии с которыми налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления не позднее установленного законом срока.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, которым в силу пп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе жилое помещение (квартира, комната).
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.4 ст. 85, п. 1 ст. 362, п.2 ст.408 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу п.1 ст. 363, п.1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество за 2015 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря 2016 года, а транспортный налог и налог на имущество за 2016 год - не позднее 01 декабря 2017 года.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пени определен в ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
Из материалов дела следует, что на имя Волкова Е.А. были зарегистрированы в 2015 году: автомобиль марки <данные изъяты> (дата регистрации права 01.08.2012, дата утраты права 17.08.2015), квартира по адресу: <адрес> (дата регистрации права 18.10.2001).
В связи с наличием объектов налогообложения у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в спорные налоговые периоды.
Расчет налогов за 2015 год и 2016 год приведен в налоговых уведомлениях № от 13.09.2016 с установлением срока оплаты налога - 01.12.2016 (л.д.17) и № от 21.09.2017 с установлением срока оплаты налога - 01.12.2017 (л.д.10) соответственно, которые были направлены в адрес налогоплательщика заказным письмом (л.д.11, 18).
В связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц в установленный законом срок Волкову Е.А. направлены требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортного налога за 2015 год № по состоянию на 23.12.2016 со сроком исполнения до 01.03.2017, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, пени № по состоянию на 28.11.2018 со сроком исполнения до 22.01.2019 (л.д.7,14).
Факты направления налоговых уведомлений и требований подтверждены имеющимися в материалах дела списками внутренних почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи Почты России (л.д.9,16). Оснований не доверять им у суда не имеется.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии у налогоплательщика объектов налогообложения и обязанности уплатить за 2015 год налог на имущество физических лиц и транспортный налог, за 2016 год налог на имущество физических лиц, а также пени за период просрочки по налогам, являются правильными и основанными на вышеуказанных положениях закона.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества данного физического лица.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи (абз. 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Абзацем 1 п. 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст.17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взыскатель в случае отмены судебного приказа мировым судьей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что 07.08.2020 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №2 Дзержинского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе за 2015, 2016 года и пени, то есть в установленный законом 6-месячный срок со дня истечения трехлетнего срока – срока исполнения самого раннего требования об уплате налога за 2015 год (01.03.2017 +3 года +6 мес.) (л.д. 6).
30.10.2020 мировым судьей судебного участка №2 Дзержинского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени, который 31.12.2020 отменен в связи с поступившими возражениями (л.д.5).
В соответствии с положениями п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 27.05.2021, то есть с соблюдением установленного законом срока.
Таким образом, доводы жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском подлежат отклонению.
Поскольку доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы и пени, административным ответчиком не представлено, вывод суда об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме является законным и обоснованным.
Осуществленный налоговым органом расчет транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы и пени является правильным, соответствует установленному законом порядку расчета.
Как следует из представленных возражений на апелляционную жалобу и пояснениям представителя ИФНС в суде апелляционной инстанции в связи с представлением налогоплательщиком 01.06.2020 года заявления о предоставлении льготы по налогам, был сделан перерасчет за 2017,2018, 2019 год. Оснований для предоставления льготы за 2015-2016 год не имелось.
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права своего подтверждения не нашли.
По изложенным мотивам оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова Е.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи