Решение по делу № 3а-97/2019 от 12.02.2019

Дело № 3а-97/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 03 июля 2019 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Коваленко Н.Н. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости двух нежилых зданий,

установил:

Коваленко Н.Н. обратился с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 141000 рублей, а также нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 223000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данных объектов недвижимости, кадастровая стоимость зданий выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого им налога на имущество физических лиц.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявления, в котором не возражал против заявленных требований.

Определением судьи от 14.02.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания направил возражения на административное исковое заявления, в которых просил отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», как к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Административный истец является сособственником нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом (правопреемник - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений) от 30.11.2015 № 329Д утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 01.01.2015.

Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере 2176702 рублей 08 копеек.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.12.2015.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30.11.2015 № 329Д также утверждены средние удельные показатели.

Согласно данным удельным показателям по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми в размере 1504673 рублей 08 копеек на основании пункта 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113).

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.05.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Согласно представленному отчёту № 03-1/12/18 от 04.12.2018 об оценке нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 141000 рублей.

Согласно представленному отчёту № 03/12/18 от 04.12.2018 об оценке нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 223000 рублей.

По ходатайству административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений определением суда от 15.03.2019 была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных нежилых зданий.

Согласно экспертному заключению № 027ОКС-2019 от 01.05.2019, представленные отчёты не соответствуют законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2015 составила 312000 рублей, а рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2015 составила 392000 рублей.

Поскольку экспертное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и не вызывало у суда сомнений в достоверности, стороны не заявили ходатайств о назначении повторной экспертизы, тем самым не оспорили выводы экспертного заключения, суд считает необходимым установить рыночную стоимостью спорных объектов недвижимости согласно экспертному заключению.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу 1 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости направлено административным истцом в суд 09.02.2019, следовательно, кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2019.

Рассматривая вопрос о надлежащих ответчиках по данному делу, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как указано в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг, в том числе, в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, то надлежащими административными ответчиками по требованию в указанной части являются Управление Росреестра по Республике Коми и ФГБУ «ФКП Росреестра», а по требованию в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> - Управление Росреестра по Республике Коми и Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Коваленко Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 312000 (трёхсот двенадцати тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Административное исковое заявление Коваленко Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 392000 (трёхсот девяноста двух тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления Коваленко Н.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 февраля 2019 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья         И.В.Пластинин

3а-97/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваленко Николай Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по РК
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Минимущество РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Производство по делу возобновлено
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
19.08.2020Дело оформлено
03.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее