Дело № 2-2820/2021
УИД: 91RS0022-01-2021-003882-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Джалилове А.Д.,
с участием представителя истца – ФИО3,
ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» к ФИО1 о взыскании денежных средств, -
У С Т А Н О В И Л:
В сентябре 2021 года Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств.
В обоснование требований указано, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в кабинете Общероссийского информационного портала Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» в электронном виде размещено заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присвоен статус безработного. В период с ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоял на учете и получал пособие по безработице. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением, согласно данным с официального сайта ФНС России установлен факт регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт ответчик скрыл от службы занятости и получал пособие по безработице. Таким образом, в результате сокрытия при регистрации в качестве безработного, факта отнесения к категории занятого населения ответчиком незаконно получены бюджетные денежные средства в виде пособия по безработице в сумме <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 1064 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», указывая, что до настоящего времени пособие по безработице в размере <данные изъяты> рублей, полученное ответчиком, им не возвращено, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать с ответчика вышеуказанную сумму.
Заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» были удовлетворены.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 об отмене заочного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворено. Заочное решение суда отменено, производство по гражданскому делу возобновлено с рассмотрением дела по существу.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в случае предоставления недостоверных сведений система в режиме онлайн отменила бы его заявку, ссылаясь на то, что данное право ему не может быть представлено, в связи с действующей регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Пояснил, что умыла на получение денежных средств обманным путем он не имел. Так им были приняты меры для прекращения статуса индивидуального предпринимателя, для чего он ДД.ММ.ГГГГ оплатил государственную пошлину для прекращения статуса индивидуального предпринимателя и ДД.ММ.ГГГГ обратился в МФЦ с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации».
В статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации»).
На основании статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
Предметом деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» является обеспечение государственных гарантий занятости и защиты от безработицы, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции, а также реализация переданных полномочий по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1абз. 2 п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 1 п. 2абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абз. 2 п. 17(1)абз. 2 п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на портале размещено заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик подтвердил, что он является лицом не занятым трудовой деятельностью, не является индивидуальным предпринимателем, а также с положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» ознакомлен.
Приказом Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в городе Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ № о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ признан безработным и ему, в соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ назначено пособие по безработице; период выплаты пособия по безработице установлен в 6 месяцев: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 75% среднемесячного заработка <данные изъяты> рублей, но не выше <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; в размере 60% среднемесячного заработка <данные изъяты> рублей, но не выше <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделением Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в <адрес> по данным с официального сайта ФНС России установлен факт регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
О факте своего трудоустройства ответчик Территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» своевременно не известил.
Приказом Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении выплаты пособия по безработице, на основании пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного, в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в <адрес> направило в адрес ФИО4 уведомление об образовавшейся переплате и необходимости возвращения неправомерно полученных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей.
До настоящего времени ответчиком в добровольном порядке требования истца не исполнены.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как пояснил в судебном заседании ответчик, с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в МФЦ о обратился ДД.ММ.ГГГГ, после обращения с заявлением к истцу о регистрации в качестве безработного.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлено, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплаты пособия по безработице, ответчиком исполнена не была.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком по делу – не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о добросовестности с его стороны либо счетной ошибке при выплате ему пособия по безработице.
Также, суд соглашается с произведенным стороной истца расчетом суммы задолженности, указанный расчет в полной мере отвечает требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и ничем не опровергнут, оснований, по которым данный расчет не может быть принят во внимание, при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за требования имущественного характера в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым <данные изъяты> рублей в счет уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Стародуб П.И.