Решение по делу № 33-2815/2021 от 09.11.2021

КОПИЯ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

гр. дело № 2-144/2021

судья О.А. Евдокимова

апелл. дело № 33-2815/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 декабря 2021 года                                         город Салехард        

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Гниденко С.П.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Долматова М.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аксенович Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Скотаренко Вячеслава Викторовича на решение Тазовского районного суда от 23 апреля 2021 года, которым постановлено:

В иске Скотаренко Вячеслава Викторовича к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальному казенному учреждению «Дирекция жилищной политики Тазовского района» об исключении из реестра учета граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, - отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

В.В. Скотаренко обратился с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, МКУ «Дирекция жилищной политики Тазовского района» об исключении из реестра по учету граждан, получивших финансовую и имущественную помощь в улучшении жилищных условий. В обоснование требований иска указал, что включен в указанный реестр как член семьи бабушки Георгиевой З.Г., получившей социальную выплату на приобретение жилья за пределами ЯНАО по программе «Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты Тюменской области», утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 № 437-П. Ответчиками отказано в исключении его из реестра. Однако фактически субсидия получена бабушкой в августе 2005 года за счет средств бюджета Тюменской области в рамках реализации областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО от 16 августа 2004 года № 150 «Сотрудничество», утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 25.04.2004 № 136 ПК. Обязанность по учету граждан, которым предоставлена социальная выплата, установлена постановлением Правительства Тюменской области от 29.11.2017 № 584-П, которым внесены изменения в постановление Администрации Тюменской области от 24.01.2005 № 3-ПК. Организацией, уполномоченной вести такой учет, определено ГАУ Тюменской области «Центр государственной жилищной политики». Кроме того, согласно региональному законодательству ЯНАО Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО стал уполномоченным органом на ведение реестра лиц, получивших социальную выплату, с 15 октября 2010 года в связи с принятием постановления Губернатора ЯНАО № 209. Таким образом, сведения о получении им социальной выплаты представлены неуполномоченным органом, в отсутствие установленной законом или подзаконными актами обязанности, и внесение его в реестр является незаконным.

Ответчиком МКУ «Дирекция жилищной политики Тазовского района» представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 74 - 77), доводы которых сводятся к несогласию с требованиями иска. Указано, что истец совместно с иными лицами, получившими социальную выплату, был включен в реестр в соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 07.07.1999 № 486 «Об утверждении Положения о реестра по учету граждан, получивших жилищные субсидии (социальные выплаты) за счет бюджетных средств или жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда ЯНАО либо жилые помещения из муниципального жилищного фонда, приобретенные в муниципальную собственность за счет средств окружного бюджета». Факт получения социальной выплаты доказательно подтвержден.

Ответчиком Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены возражения на исковое заявление (том 1, л.д. 89 - 92), доводы которых сводятся к несогласию с требованиями иска. Указано также, что департамент не осуществляет правовую экспертизу представленных сведений.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Т.В. Фомина, действующая на основании доверенности, поддержала требования и доводы иска.

Представитель ответчика МКУ «Дирекция жилищной политики Тазовского района» С.А. Шмаков, действующий на основании доверенности, требования иска не признал.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен истец.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда и постановлении нового об удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы искового заявления. Указано также, что выводы суда первой инстанции об оценке доказательств содержат неточности. Судом первой инстанции не в полном объеме определены юридически значимые обстоятельства. Представленным доказательствам дана неверная оценка. В частности, судом не проверены полномочия Ленцовой С.В., подписавшей договор о субсидии № 46-ГУ-АТ от 5 сентября 2005 года в качестве представителя Главного управления строительства Администрации Тюменской области. Судом не принято во внимание, что сам факт получения субсидии не являлся безусловным основанием для включения его в реестр.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец В.В. Скотаренко поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, не направили в суд своих представителей.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Скотаренко Вячеслав Викторович приходится сыном Скотаренко Татьяне Владимировне и внуком Георгиевой Зинаиде Григорьевне.

Скотаренко Вячеслав Викторович внесен в реестр граждан, получивших финансовую и имущественную помощь в улучшении жилищных условий, ведение которого в настоящее время осуществляется Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО (том 1, л.д. 18).

Основанием для включения в реестр послужило получение им в 2005 году в составе семьи своей бабушки Георгиевой Зинаиды Григорьевны субсидии в общей сумме 1 608 768 руб.

Как следует из ответа Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 04.03.2021 на обращение истца (том 1, л.д. 27, 27-об), основанием для внесения данных в реестр послужила информация, предоставленная Управляющим Фондом «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» в соответствии с Положением о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты Тюменской области, утвержденным постановлением Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 № 248.

Факт получения социальной выплаты истцом не оспаривается и подтверждается материалами дела: копией договора о предоставлении жилищной субсидии от 5 сентября 2005 года (том 1, л.д. 79 - 82), копией договора личного вклада от 2 августа 2005 года № 30 (том 1, л.д. 9, 9-об), договором участия в долевом строительстве жилья от 2 августа 2005 года между ООО «Партнер-Инвест» и Скотаренко Т.В. и Скотаренко В.В. (том 1, л.д. 10 - 11), актом приема-передачи квартиры от 29 июня 2006 года (том 1, л.д. 12, 12-об), по условиям которых в долевую собственность с равенством долей по 1/2 каждому Скотаренко Т.В. и Скотаренко В.В. передана квартира <адрес>; свидетельством Фонда «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» от 15.08.2005 № 75/2005 о предоставлении субсидии (том 1, л.д. 15).

Отказывая в удовлетворении требований иска, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.

Указанный вывод является верным в силу следующего.

Как следует из договора о предоставлении жилищной субсидии от 5 сентября 2005 года, заключенного между Главным управлением строительств Тюменской области в лице и.о. начальника главного управления жилищной политики Администрации ЯНАО Ленцовой С.В., действующей на основании доверенности, МО Тазовский район в лице главы МО Харючи Н.Н., и Георгиевой З.Г., субсидия предоставлялась в соответствии с Положением о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением администрации Тюменской области от 24.01.2005 № 3-пк.

На дату заключения данного договора на территории ЯНАО действовало Положения о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. № 150 «Сотрудничество» по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 № 248.

В соответствии с п. 1.1. Положения в первоначальной редакции оно разработано в целях реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. № 150 «Сотрудничество» по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области; устанавливало право граждан, выезжающих из Ямало-Ненецкого автономного округа, на получение жилищных субсидий, размер и порядок расчета предоставляемых жилищных субсидий, условия и очередность их предоставления, а также порядок передачи занимаемых указанными гражданами жилых помещений (п. 1.2 Положения).

Обязанность по внесению информации о гражданах, получивших субсидию, в реестр по учету граждан, получивших жилищные субсидии в порядке, установленном нормативными правовыми актами ЯНАО, устанавливалась пунктом 6.3 Положения в его первоначальной редакции.

Таким образом, несмотря на то, что формально жилищная субсидия получена истцом за счет средств бюджета Тюменской области, основания и порядок ее предоставления регламентировался также законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, в силу чего у уполномоченного органа возникла обязанность внести информацию о ее получателях в соответствующий реестр.

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что сам по себе Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа («Сотрудничество»), предусматривает, в числе прочего, социальную поддержку отдельных категорий населения в рамках внутриобластных миграционных процессов, а также оказание услуг всему населению Тюменской области, в том числе населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в областных организациях социальной направленности (п. 1 ст. 2 договора).

Наряду с органами государственной власти субъектов РФ, органы государственной власти Тюменской области наделены полномочиями на территории Тюменской области, включая территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, реализовывать областные программы в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.

При этом по смыслу положений ст. 4 Договора реализация областных программ Тюменской области осуществляется, в том числе, за счет налоговых доходов от региональных налогов Тюменской области, а также от федеральных регулирующих налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, установленным федеральным законодательством, и собираемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, зачисляются в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, собираемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа - в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением зачисляемых в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций по нормативу в размере 29,5% для целевого финансирования областных программ и от налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нормативу в размере 100% для обеспечения компенсации выпадающих доходов.

Как следствие, финансирование социальных программ Тюменской области осуществляется, в том числе, за счет налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области вследствие их перераспределения из дохода бюджета ЯНАО.

Кроме того, как следует из раздела II договора о предоставлении жилищной субсидии, условием ее предоставления является передача занимаемого жилого помещения на территории ЯНАО органам местного самоуправления.

В этой связи, а также в силу чего, что договор от лица Главного управления строительства администрации Тюменской области подписан исполняющим обязанности начальника главного управления жилищной политики администрации ЯНАО Ленцовой С.В. на основании доверенности, налагало на уполномоченный орган государственной власти ЯНАО обязанность внести получателей субсидии в соответствующий реестр.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции был обязан проверить полномочия Ленцовой С.В. на подписание договора, ошибочны, поскольку указанные обстоятельства не охватываются предметом настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы в остальной части сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и основаны на несогласии с постановленным решением.

При наличии таких обстоятельств оснований для отмены решения суда не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тазовского районного суда от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи     (подписи)

33-2815/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Скотаренко вячеслав Викторович
Ответчики
МКУ "Дирекция жилищной политики Тазовского района"
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Акбашева Лариса Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
10.11.2021Передача дела судье
02.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Передано в экспедицию
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее