Решение вступило в законную силу: 05.09.2019 г.
Дело № 2а-371/2019 79RS0004-01-2019-000628-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Шлеверда Н.М.,
при секретаре судебного заседания Клименко М.В.,
с участием представителя административного ответчика – старшего судебного пристава ОСП по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО Рябовой С.А., действующей на основании доверенности от 01.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шром А.И. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Обученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО, Федеральной службе судебных приставов России и Министерству внутренних дел Российской Федерации о снятии запрета на совершение регистрационных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Шром А.И. обратился в Облученский районный суд ЕАО с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства.
Требования мотивированы тем, что в отделе судебных приставов по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО находилось исполнительное производство №Х о взыскании алиментных платежей в пользу ШромА.Н., возбужденное 18.08.2011 в отношении должника ШромА.И. 16.06.2016 в рамках указанного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вынес постановление о запрете на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля: Х, ДАТА выпуска, принадлежащего административному истцу. В настоящее время задолженность по исполнительному производству погашена, с заработной платы Шром А.Н. ежемесячно производятся удержания по исполнительному листу. В связи с тем, что алименты являются длительным видом взыскания, и в настоящее время взыскание производится без просрочек, в полном объеме, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства, принадлежащего административному истцу. В начале года в отделе судебных приставов по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО произошла перерегистрация номера исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства указал новый номер исполнительного производства и произвел снятие обременения через сайт. ГИБДД ограничения не сняла, ссылаясь на то, что снятие запрета на регистрационные действия должно произойти в исполнительном производстве, в котором было наложено ограничение. Административный истец просит суд снять запрет на регистрационные действия в отношении принадлежащего ему транспортного средства – автомобиля Х, ДАТА выпуска, государственный номер Х, двигатель Х, номер кузова Х, ПТС№Х, наложенный 16.06.2016 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО.
На основании определений суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО, Федеральная служба судебных приставов России и Министерство внутренних дел Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена взыскатель Семенова (Шром) А.Н.
Административный истец Шром А.И., представители административных ответчиков Федеральной службы судебных приставов России, Министерства внутренних дел Российской Федерации, заинтересованное лицо Семенова (Шром) А.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
В судебном заседании представитель административного ответчика – старший судебный пристав ОСП по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО Рябова С.А. административный иск не признала, в обоснование своей позиции по делу суду пояснила, что в ОСП по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО находилось на исполнении исполнительное производство, возбужденное 18.08.2011 в отношении должника Шром А.И. в пользу взыскателя Семеновой А.Н. В рамках данного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя Биробиджанского РОСП от 16.06.2016 в отношении автомобиля, принадлежащего административному истцу, Х, ГОДА выпуска, государственный номер Х, двигатель Х, номер кузова Х, ПТС № Х, наложен запрет на совершение регистрационных действий и действий по исключению из госреестра. 14.03.2019 в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО наложенный запрет отменен, 14.03.2019 исполнительное производство окончено. Постановление об отмене запрета на регистрационные действия направлено с использованием электронного документооборота в адрес ГИБДД УМВД России по ЕАО для внесения сведений в ФИС ГИБДД-М. Вместе с тем, запрет не был снят, в связи с тем, что ежегодно происходит перерегистрация исполнительных производств, и постановление о наложении запрета на регистрационные действия было вынесено в рамках исполнительного производства № Х, а постановление об отмене запрета – в рамках исполнительного производства № Х. Полагает, что сотрудниками ГИБДД УМВД России по ЕАО при изучении данных постановлений можно было идентифицировать транспортное средство по марке автомобиля, государственному номеру, номеру кузова и паспорту транспортного средства, чего сделано не было. Новые номера исполнительным производствам присваиваются в автоматическом режиме, их изменение в ручном режиме не предусмотрено. В настоящее время разработан алгоритм по снятию наложенных запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств при возникновении ошибок в их снятии в автоматическом режиме. ОСП по Облученскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО сформирована заявка о снятии запрета на автомобиль, принадлежащий Шром А.И., которая направлена в УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО. Указанная заявка будет направлена в Федеральную службу судебных приставов России для перенаправления в МВД России, поскольку только данный орган обладает полномочиями в ручном режиме внести сведения об отмене запрета на регистрационные действия в ФИС ГИБДД-М. Представитель административного ответчика считает, что в связи с тем, что ОСП по Облученскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО и УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО прав административного истца не нарушали, то административный иск не подлежит удовлетворению.
Представитель административного ответчика МВД России представил отзыв на административный иск, согласно которому указал, что Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на постоянной основе обеспечивается получение посредством системы межведомственного электронного взаимодействия и последующая автоматизированная обработка в специальном сервисе федеральной информационной системы Госавтоинспекции поступающих без участия человека в электронном виде копий постановлений судебных приставов о наложении и отмене запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств. В ФИС ГИБДД-М хранятся полученные от ФССПРоссии электронные копии постановлений о наложении запретов и отмене запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств. Копия постановления судебного пристава-исполнителя в электронном виде о применении запрета и копия постановления об отмене хранятся независимо друг от друга. Информация об отмене запрета может быть предоставлена должностным лицам при наличии в ФИС ГИБДД-М соответствующего электронного документа. Для предоставления должностным лицам ГИБДД электронной копии постановления об отмене запрета необходимо наличие в ней ссылки на электронную копию постановления о наложении соответствующего запрета, для чего копия постановления об отмене запрета в электронном виде содержит необходимые системные реквизиты отменяемого постановления о запрете, что позволяет однозначно идентифицировать запрет, подлежащий отмене. Копия постановления об отмене запрета на бумажном носителе не содержит информацию, предназначенную для однозначной идентификации электронной копии постановления о запрете, подлежащего отмене. В случае возникновения технических проблем с АИС ФССП России, препятствующих судебному приставу-исполнителю в подготовке и направлении электронного документа в адрес МВД России, необходимо оперативно направлять обращение через сервис технической поддержки АИС ФССП России и оперативно информировать Управление организации исполнительного производства ФССП России. Отмена запретов, наложенных на основании электронных документов, для пользователей ФИС ГИБДД-М в настоящее время технологически не предусмотрена, поскольку проведение каких-либо действий сотрудниками Госавтоинспекции в отношении таких документов не регламентировано действующими нормативно-правовыми актами и несет высокие коррупционные риски. Возложение обязанности на МВД России, УМВД России по ЕАО по снятию запретов и (или) ограничений на совершение регистрационных действий, будет являться нарушением законодательства Российской Федерации.
Суд, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 18.08.2011 судебным приставом-исполнителем Облученского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по ЕАО возбуждено исполнительное производство № Х в отношении должника Шром А.И. в пользу взыскателя Семеновой А.Н., предмет исполнения: алименты 1/4.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Биробиджанского РОСП от 16.06.2016 в рамках исполнительного производства №Х в отношении автомобиля административного истца Х, ДАТА выпуска, государственный номер Х, номер кузова Х, двигатель № Х, объем двигателя 1988 куб.см., мощность двигателя: 91.9000 кВт, 125 л.с., паспорт транспортного средства Х, наложен запрет на совершение регистрационных действий и действий по исключению из госреестра.
14.03.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в рамках исполнительного производства № Х вынесено постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении легкового автомобиля седан Х ДАТА выпуска, государственный номер Х, номер кузова Х, двигатель № Х, объем двигателя 1988 куб.см., мощность двигателя: 91.9000 кВт, 125 л.с., паспорт транспортного средства Х.
14.03.2019 исполнительное производство № Х окончено.
Согласно паспорту транспортного средства Х автомобиль Х, ДАТА выпуска, регистрационный знак Х, номер кузова Х, двигатель № Х, цвет белый, принадлежит Шром А.И.
Сведениями базы данных подтверждается наличие запрета на регистрационные действия в отношении вышеуказанного транспортного средства, наложенного 16.06.2016 в рамках исполнительного производства № Х от 18.08.2011. В соответствии с ответом на запрос ГИБДД УМВД России по ЕАО сведений о снятии ограничений на данный автомобиль до настоящего времени в электронном виде в ФИС ГИБДД-М не поступало.
Вместе с тем, документами, представленными в материалы административного дела старшим судебным приставом ОСП по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Рябовой С.А., подтверждается направление 14.03.2019 постановления об отмене ограничений на регистрационные действия в электронном виде в ФИС ГИБДД-М, статус – отказано в исполнении.
Кроме того, старшим судебным приставом-исполнителем представлено обращение Х от 25.07.2019, обращение Х от 31.07.2019 в УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО по поводу снятия запрета на регистрационные действия в отношении автомобиля, принадлежащего административному истцу.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 41 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3?ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.
Совместным приказом Минюста России и МВД России от 29.08.2018 № 178/565 утверждён Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика.
Согласно данному Порядку от 29.08.2018 № 178/565 обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных (абзац 2 пункта 2).
В целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, её территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником (подпункт 1 пункта 4).
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которая представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений, и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие (пункт 2).
Система взаимодействия предназначена для обеспечения исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (абзац 2 пункта 4).
Одной из основных функций системы взаимодействия является обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций (подпункт «б» пункта 6).
Согласно пункту 7 данного Положения в целях исполнения своих функций система взаимодействия обеспечивает:
а) доступ к единому электронному сервису системы взаимодействия и электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
б) получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;
г) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
ж) присвоение и использование уникальных кодов электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия в рамках процесса предоставления государственной или муниципальной услуги, или исполнения государственной или муниципальной функции, в соответствии с техническими требованиями.
Приказом МВД России от 05.02.2016 № 60 утверждена Инструкция по эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М) (далее – Инструкция), согласно которой в ФИС ГИБДД-М входит подсистема «Транспортные средства», предназначенная для автоматизации проведения регистрационных действий с транспортными средствами в целях обеспечения предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги (пункт 5.1).
Общий контроль за функционированием ФИС ГИБДД-М осуществляет ГУОБДД МВД России (пункт 44).
Приказом ФССП России от 09.04.2018 № 148 утверждены требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП, вынесенного в форме электронного документа.
Из анализа приведённых норм права следует, что при нормальном функционировании информационных систем ФССП России и МВД России, а также создании судебным приставом-исполнителем документов в электронном виде в правильном, в соответствии с установленными требованиями формате с присвоением и использованием уникальных кодов, исполнение постановлений о снятии запрета (внесение информации в ФИС ГИБДД-М) происходило бы в автоматическом режиме либо вручную.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что запрет на регистрационные действия в отношении автомобиля Х, ДАТА выпуска, государственный номер Х, принадлежащего Шром А.И., наложен постановлением судебного пристава-исполнителя Биробиджанского РОСП от 16.06.2016 в рамках исполнительного производства № Х, а снят 14.03.2019 постановлением, вынесенным в рамках исполнительного производства №Х.
Данное обстоятельство препятствует внесению информации об отмене запрета в ФИС ГИБДД-М в соответствии с Порядком от 29.08.2018 № 178/565.
Таким образом, наличие установленных и фактически не отменённых в соответствии с требованием закона ограничений в отношении транспортного средства, принадлежащего Шром А.И., нарушает права административного истца, как собственника данного транспортного средства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что МВД России не представлено суду доказательств отсутствия возможности фактической отмены принятых ограничений в отношении автомобиля истца, также учитывая, что в соответствии с пунктом 44 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 05.02.2016 № 60, общий контроль за функционированием ФИС ГИБДД-М осуществляет ГУОБДД МВД России, являющееся структурным подразделением МВДРоссии, суд считает, что административные исковые требования Шром А.И. о снятии запрета на совершение регистрационных действий подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями статей 174-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Шром А.И. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Обученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Федеральной службе судебных приставов России и Министерству внутренних дел Российской Федерации о снятии запрета на совершение регистрационных действий – удовлетворить частично.
Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность внести в Федеральную информационную систему Госавтоинспекции (ФИСГИБДД?М) информацию о снятии запрета на совершение регистрационных действий, действий по исключению из государственного реестра, наложенного 16.06.2016 на основании постановления судебного пристава-исполнителя Биробиджанского РОСП Милаевской Л.О., в рамках исполнительного производства №Х, возбужденного 18.08.2011, на автомобиль седан Х, ДАТА выпуска, Х, номер кузова Х № двигателя: Х, объем двигателя 1988 куб.см., мощность двигателя: 91.9000 кВт, 125 л.с., паспорт транспортного средства Х, снятого на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ф.И.С. от 14.03.2019 в рамках исполнительного производства № Х.
В удовлетворении административных исковых требований Шром А.И. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Облученскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Федеральной службе судебных приставов России – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.М. Шлеверда