дело № 2а-3762/2020
УИД 03RS0003-01-2020-004785-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием представителя административного истца МРИ ФНС № 40 по РБ – Кагировой Л.Х. (дов. от 29.12.2019 года),
представителя административного ответчика Курбанова А.Р. – Сайфуллина А.А. (дов. от 09.01.2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан к Курбанову Аслану Ризвановичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 40 по Республике Башкортостан просит суд взыскать с Курбанова А.Р. (ИНН 024802354692) задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 9589,76 руб., в том числе:
- пени в размере 9525,02 руб.
(3964,57 руб. за 2015 год,
3659,60 руб. за 2016 год,
1900,85 руб. за 2017 год),
- пени в размере 64,74 руб.
(22,74 руб. за 2015 год,
21,00 руб. за 2016 год,
21,00 руб. за 2017 год)
В ходе судебного заседания представитель административного истца МРИ ФНС № 40 по РБ – Кагирова Л.Х. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что сумма в размере 1364,33 руб. погашена налогоплательщиком добровольно (дело №2а-2137/2019), эта сумма в настоящем иске не фигурирует, сумма в размере 472,85 руб. вычтена из начисленной суммы пени в размере 2373,70 руб. (по требованию от 12.07.2019 года №56775), оставшаяся сумма пени в размере 1900,85 руб. взыскивается с административного ответчика в настоящем иске.
Представитель административного ответчика Сайфуллин А.А. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении отказать, представил отзыв.
В судебное заседание, назначенное на 30 июля 2020 года, административный ответчик Курбанов А.Р. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заранее и надлежащим образом.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.
Суд, изучив и оценив материалы дела № 2а-1594/2020, №2а-8970/2019, истребованные из мирового суда дело № 2а-5178/2019, приходит к следующему.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 и ч. 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом ч. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Курбанов А.Р. (ИНН 024802354692) является (являлся) собственником объекта налогообложения, а именно:
Гос.рег. знак |
Марка ТС |
Вид ТС по СНТС |
Мощность в ЛС |
Дата региср. владения |
Дата прекращения владения |
Год выпуска ТС |
VIN/ИМО |
Номер двигателя |
Н095ТА 102Фольксваген TOUAREG |
Автомобили легковые |
280 |
05.07.2013 |
29.04.2015 |
2008 |
WVGZZZ7LZ9D004480 |
080324 |
|
Н095ТА102 |
Фольксваген TOUAREG |
Автомобили легковые |
280 |
30.04.2015 |
2010 |
XW8ZZZ7PZBG000439 |
001091 |
Курбанов А.Р. признается налогоплательщиком транспортного налога физических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 32, 52 НК РФ, межрайонная ИФНС № 40 по РБ известила административного ответчика о сумме и сроках уплаты налога, направив:
-налоговое уведомление № 85143882 от 17.04.2018 г.,
-налоговое уведомление № 64271212 от 19.08.2018 г.,
-налоговое уведомление № 84878753 от 22.03.2018 г.
В указанном налоговом уведомлении содержится полный расчет налога (в том числе: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, налоговые периоды).
В последующем инспекцией направлены:
- требование № 93815 от 14.07.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя),
- требование № 56775 от 12.07.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя).
У Курбанова А.Р. образовалась задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 9589,76 руб., в том числе:
- пени в размере 9525,02 руб.
(3964,57 руб. за 2015 год,
3659,60 руб. за 2016 год,
1900,85 руб. за 2017 год),
- пени в размере 64,74 руб.
(22,74 руб. за 2015 год,
21,00 руб. за 2016 год,
21,00 руб. за 2017 год).
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Положением абзаца второго пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в мировой суд 20 августа 2019 года.
В связи с поступившим возражением, определением мирового судьи судебного участка № 1, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участкам № 5 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2020 года судебный приказ мирового судьи от 20 августа 2019 года о взыскании задолженности отмене.
04 февраля 2020 года налоговым органом было направлено в районный суд административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что в 2015,2016 гг. Курбанов А.Р. числился собственником вышеуказанного имущества.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате налога, которая им в установленный законом срок исполнена не была.
Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с Курбанова А.Р. неуплаченной суммы налога и пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Расчет пени по транспортному налогу в сумме 1 364,33 руб. представлен административным истцом в подробном виде, судом проверен, является верным. Подвергать сомнению данный расчет суд не находит оснований. Контррасчет налогов и пени, взыскиваемых в настоящем деле, административным ответчиком не представлен.
Данными об оплате начисленной задолженности суд не располагает, административный ответчик суду не представил.
Опровергая доводы отзыва налогоплательщика, суд указывает, что сумма в размере 1364,33 руб. погашена налогоплательщиком добровольно (дело №2а-2137/2019), эта сумма в настоящем иске не фигурирует, сумма в размере 472,85 руб. вычтена из начисленной суммы пени в размере 2373,70 руб. (по требованию от 12.07.2019 года №56775), оставшаяся сумма пени в размере 1900,85 руб. взыскивается с административного ответчика в настоящем иске.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан к Курбанову Аслану Ризвановичу о взыскании задолженности по налогам и сборам удовлетворить.
Взыскать с Курбанова Аслана Ризвановича в пользу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 9589,76 руб., в том числе:
- пени в размере 9525,02 руб.
(3964,57 руб. за 2015 год,
3659,60 руб. за 2016 год,
1900,85 руб. за 2017 год),
- пени в размере 64,74 руб.
(22,74 руб. за 2015 год,
21,00 руб. за 2016 год,
21,00 руб. за 2017 год)
Взыскать с Курбанова Аслана Ризвановича в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья А.Р. Курамшина