Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-007207-14
Дело № 12-89/2022 (12-1026/2021)
РЕШЕНИЕ
город Севастополь 13 мая 2022 года
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Крылло П.В., рассмотрев жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО4 на постановление вр.и.о Начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 от 30.11.2021 №, о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением вр.и.о Начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 от 30.11.2021 №, Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамент ФИО4 обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава вмененного правонарушения, указывая на отсутствие в действиях Департамента признаков виновного поведения.
Представители Департамента капитального строительства города Севастополя и органа, вынесшего обжалуемого постановление в судебном заседании не явились, уведомлены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали, что признано обстоятельством, не препятствующим рассмотрению жалобы по существу.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола с обязательным направлением копии протокола в течение трех дней в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом привлекаемому лицу должна быть предоставлено возможность дать пояснения по существу вменяемых нарушений. Более того, составление протокола, предполагает разъяснение процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об АП неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Из представленных в суд материалов следует, вступившим в силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 01.06.2020 по делу № удовлетворено исковое заявление прокуратуры Нахимовского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. На Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1, благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Севастополе из специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения.
26.08.2020 Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю возбуждено исполнительное производство № с установлением 5-дневного срока исполнения, которое получено Департаментом 24.09.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.06.2021 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000, 00 руб.
В адрес Департамента поступило требование Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю от 23.09.2021 № о предоставлении сведений о принятых мерах по исполнению решения суда в срок до 25.10.2021. Кроме того, данным требованием Департамент был предупрежден о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа и не представления документального подтверждения исполнения требований, в отношении Департамента 26.10.2021 в 10:20 часов будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
26.10.2021 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств в отношении Департамента составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола вр.и.о. заместителем начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 вынесено постановление от 30.11.2021 о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначен штраф в размере 30 000 руб.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 26.10.2021 составлен в отсутствие представителя юридического лица.
Постановлением 30.11.2021 Департамент капитального строительства г.Севастополя привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об АП. Дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Отсутствует информация в материалах дела о надлежащем уведомлении представителя департамента о дате составления протокола и дате вынесения постановления
Допущенные по данному делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенными, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
На основании изложенного прихожу к выводу о том, что вр.и.о. заместителем начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, в связи с чем, постановление от 30.11.2021 № в отношении Департамента капитального строительства города Севастополя подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (1 год) не истек.
В связи с отменой обжалуемого постановления в виду указанных процессуальных нарушений закона, доводы представителя юридического лица о его невиновности, суд оставляет без внимания.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление от 30.11.2021 №, вынесенное вр.и.о. заместителя начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 – удовлетворить.
Постановление вр.и.о. заместителя начальника отделения старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 от 30.11.2021 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение начальнику отделения – старшему судебному приставу Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю (г.Севастополь, ул. Правды, д.10).
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: П.В. Крылло