УИД 71RS0(номер обезличен)
производство №-2-31/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Харитоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Караченцевой Наталье и Коротченковой Наталье Ивановне о взыскании долга наследодателя,
установил:
публичное акционерное общество «Сбербанк России» в лице Орловского отделения (номер обезличен) (далее – ПАО Сбербанк, Банк) обратилось в суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее – МТУ Росимущества), заявив требования о взыскании долга наследодателя Коротченкова Ю.И. В обоснование иска истец указал, что (дата обезличена) между Банком и Коротченковым Ю.И. был заключен кредитный договор (номер обезличен) о предоставлении кредита в сумме 102134,61 руб., сроком на 12 месяцев с условием уплаты 14,1% годовых. По состоянию на (дата обезличена) задолженность по кредиту составила 70979,44 рубля, из них: просроченные проценты – 18158,21 рубля, просроченный основной долг – 52821,23 рубля.
(дата обезличена) Коротченков Ю.И. умер. По информации истца, наследником должника является ответчик. В связи с этим истец просил суд: взыскать с ответчика в его пользу задолженность наследодателя Коротченкова Ю.И. в сумме 70979,44 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2329,38 рубля.
Судом, в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), была произведена замена ответчика МТУ Росимущества на наследников Коротченкова Ю.И. по закону Караченцеву Н. и Коротченкову Н.И.
Кроме того, суд, в соответствии со статьей 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (далее – ООО СК «Сбербанк страхование жизни»).
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Коротченкова Н.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Караченцева Н., а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО СК «Сбербанк страхование жизни», в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о его времени и месте, в связи с чем суд посчитал возможным разрешить спор в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи со следующим.
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Пунктом 1 статьи 418 ГК РФ определено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. №-9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 60, 61 Постановления от 29.05.2012 г. №-9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ). Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата обезличена) между ПАО Сбербанк и Коротченковым Ю.И. был заключен кредитный договор (номер обезличен), согласно которому Банк предоставил Коротченкову Ю.И. в кредит денежные средства в сумме 102134,61 руб. (пункт 1 договора), сроком на 12 месяцев с даты его фактического предоставления (пункт 2 договора), с условием уплаты 14,17% годовых (пункт 4 договора).
(дата обезличена) Коротченков Ю.И. умер.
По состоянию на (дата обезличена) задолженность Коротченкова Ю.И. по кредиту составила 70979,44 рубля, из них: просроченные проценты – 18158,21 рубля, просроченный основной долг – 52821,23 рубля.
Наследниками наследства, открывшегося после смерти Коротченкова Ю.И. являются ответчики Караченцева Н.- дочь умершего и Коротченкова Н.И.– его супруга.
Вместе с тем, суд полагает, что законные основания для возложения на наследников ответственности по кредитным обязательствам наследодателя Коротченкова Ю.И. в настоящем деле отсутствуют.
Согласно предоставленным суду документам, (дата обезличена) Коротченковым Ю.И., при заключении спорного кредитного договора (номер обезличен), было подано заявление на участие в программе добровольного страхования жизни и здоровья заемщика в Центрально-Черноземном Банке ПАО Сбербанк.
Данное заявление было принято страховщиком ООО СК «Сбербанк страхование жизни» на основании Соглашения об условиях и порядке страхования №-ДСЖ-5, заключенного между ПАО Сбербанк и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (дата обезличена).
Таким образом, Коротченков Ю.И. являлся застрахованным лицом в рамках указанной выше программы страхования, согласно которой он был застрахован по страховому риску, в том числе, «смерть», на срок с (дата обезличена) до (дата обезличена).
Выгодоприобретателем по договору страхования (по данному страховому риску) являлось ПАО Сбербанк в размере непогашенной суммы кредита застрахованного лица.
Согласно пункту 1 статьи 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховщиком.
Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).
В силу положений пункта 1 статьи 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Как следует из ответа ООО СК «Сбербанк страхование жизни» на запрос суда, в связи с наступлением страхового случая (смерть Коротченкова Ю.И.) имело место обращения ПАО Сбербанк с заявлением о страховой выплате Соглашения об условиях и порядке страхования №-ДСЖ-5, заключенного между ПАО Сбербанк и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (дата обезличена). Страховщиком было принято решение об отказе в страховой выплате в связи с некомплектом документов. В случае поступления недостающих документов, ООО СК «Сбербанк страхование жизни» вернется к рассмотрению вопроса о признании случая страховым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 939 ГК РФ, страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель.
Таким образом, в связи с наличием заключенного Коротченковым Ю.И. договора страхования жизни в пользу ПАО Сбербанк как выгодоприобретателя, обязанность обращения к ООО СК «Сбербанк страхование жизни» о наступлении страхового случая и обратиться с заявлением о страховой выплате, возложена на истца. Следовательно, ответчики-наследники несут ответственность по долгам наследодателя только в том случае, если имеет место законный отказ страховщика в страховой выплате.
Учитывая положения пункта 2 статьи 939 ГК РФ, а также установленные судом обстоятельства бездействия истца в части предоставления страховщику необходимых документов для осуществления страховой выплаты и погашении задолженности застрахованного лица по договору, суд приходит к выводу, неблагоприятные последствия в виде отказа в страховой выплате, в размере непогашенной части кредита, должен нести истец.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Караченцевой Наталье и Коротченковой Наталье Ивановне о взыскании долга наследодателя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено (дата обезличена).
Судья: