Решение по делу № 2-4609/2022 от 14.06.2022

32RS0027-01-2022-003252-42

Дело №2-4609/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего                                            Артюховой Э.В.

при секретаре                                                              Абрамовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Натальи Васильевны к ГУ – Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение ежемесячной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Н.В. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что являлась женой В., умершего <дата> в результате наступления страхового случая (короновирусная инфекция COVID – 19). До момента смерти своего мужа находилась на его иждивении. В. являлся получателем пенсии - ЕДВ по инвалидности, при этом продолжал работать. Основные расходы семейного бюджета, такие как коммунальные платежи, необходимые лекарства и лечение, протезирование оплачивал В. Совокупный доход мужа Васильевой Н.В. за 2020-2021 г. значительно превышал ее доход.

На основании изложенного, просила суд установить факт нахождения Васильевой Н.В. <дата> г.р. на иждивении В. <дата> г.р. и обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату, в связи со смертью застрахованного лица в результате наступления страхового случая.

Васильева Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ – Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Алексеева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> между В. и К. Натальей Васильевной заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу В.; жене Васильева, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №... от <дата>

В. <дата> г.р. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти серии №.... На момент смерти В. постоянно зарегистрирован <адрес> с женой Васильевой Н.В. (справка ООО «РИРЦ» от 09.06.2022 г.).

Как следует из медицинского заключения о наличии профессионального заболевания от <дата> №..., акта о случае профессионального заболевания от <дата>, протокола №... от <дата>, результаты исследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» от <дата>, В. <дата> г.р., работал в ГБУЗ <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

Актом комиссии установлено, что причиной профессионального заболевания В. послужило кратковременное (в процессе осмотра больного ковид -19. Наличие вины работника не установлено. Комиссия заключила: оказание медицинской помощи пациентам, больным COVID 19 С. и К. (профессиональное заболевание).

Фактически факт смерти мужа В. признан страховым случаем, эти обстоятельства не оспариваются, доводы ответчика сводятся только к недоказанности факта нахождения истца на иждивении умершего мужа.

Истцом при подаче иска представлены сведения о размере дохода В. за 2020 – 2021 г.

Так, В. являлся получателем дохода за 2020 г. - 536 038 рублей 98 копеек; за 2021 г. - 237 119 рублей 10 копеек.

Согласно справке В. также являлся получателем страховой пенсии по старости с <дата> бессрочно (за период с 01.01.2020 г. по 31.08.2021 г. – 226 343 рубля 38 копеек); фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты с указанием страховой пенсии с <дата> бессрочно (за период с 01.09.2021 г. по 31.12.2021г. - 64 056 рублей 84 копейки); единовременной выплаты с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г. (10 000 рублей); единовременной денежной выплаты инвалидам с 07.08.2018 г. по 31.12.2021 г. (за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. - 46 397 рублей 46 копеек).

Вместе с тем, Васильева Н.В. являлась получателем следующих выплат: страховая пенсия по старости с <дата> бессрочно (за период с 01.10.2021 г. по 30.11.2021 г. – 35 534 рубля 60 копеек); фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты с указанием страховой пенсии с <дата> бессрочно (за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. – 378 243 рубля 28 копеек); единовременной выплаты с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г. (за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г. – 10 000 рублей).

Из ответа МИФНС России №5 по Брянской области от 26.09.2022 г. следует, что Васильева Н.В. не является индивидуальным предпринимателем.

В судебном заседании истцом указано на то, что получаемые истцом социальные выплаты, не соотносятся с тем материальным содержанием, которое истцу оказывал муж В. Васильева Н.В. зарегистрирована и проживала с мужем, который обеспечивал необходимым питанием, одеждой, медикаментами, медицинскими (реабилитационными) процедурами, оплачивал коммунальные платежи. В материалы дела представлены, расходы подтверждающие оплату и стоимость коммунальных услуг, медицинских услуг за 2020 г., 2021 г.

Согласно ст. 179 ТК РФ иждивенцами признаются нетрудоспособные членов семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным федеральным законом случаях.

В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определены основные понятия, используемые в законе, в частности, предусмотрено, что застрахованным является физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности (абзац 6).

В силу абзаца 9 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний названы в статье 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, среди них единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Согласно абзацу 5 пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют иные нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" даны разъяснения о том, что право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход. Необходимо учитывать, что смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возникает у застрахованных лиц или у лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, при наступлении страхового случая. Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. В случае смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания право на получение страховых выплат имеют, в частности, нетрудоспособные иждивенцы, то есть лица, находившиеся на иждивении умершего.

В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. В частности, п.2 указанной нормы закона суд рассматривает дела об установлении факты нахождения лица на иждивении.

По смыслу ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В связи с этим подлежит установлению одновременно наличие двух признаков: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица.

По смыслу норм, содержащихся в статье 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, что не исключает наличие у лица (члена семьи умершего кормильца) какого-либо собственного дохода (пенсии). Факт нахождения лица на иждивении умершего застрахованного лица может быть установлен, в том числе, в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что имеющейся у Васильевой Н.В. пенсии было явно недостаточно для обеспечения себя продуктами питания, предметами первой необходимости, лекарственными средствами, одеждой, оплаты коммунальных услуг. Истец без денежных средств, получаемых ее мужем В., не могла бы обеспечить себя необходимыми средствами для жизни.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец нуждалась в помощи умершего мужа и часть его дохода, приходившаяся на долю истца, являлась постоянным и основным источником ее существования. Помощь мужа была для истца постоянным и основным источником существования, несмотря на имеющийся собственный доход.

Учитывая требования закона, изложенные обстоятельства, принимая во внимание представленные сведения о доходах Васильевой Н.В. и умершего В., их соотношение, а также необходимость несения расходов на оказание медицинских услуг, совместное проживание с мужем, суд приходит к выводу, что об удовлетворении исковых требований об установлении факта нахождении Васильевой Н.В. на иждивении у мужа В., умершего <дата>, по состоянию на дату смерти последнего, о назначении Васильевой Н.В. ежемесячной страховой выплаты с 13.12.2021 г.

В соответствии с п.11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что смерть В. наступила именно от профессионального заболевания, страховые выплаты должны быть назначены Васильевой Н.В. - как лицу, находившемуся на иждивении В., имеющему право в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на получение ежемесячных страховых выплат в связи со смертью застрахованного.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Васильевой Натальи Васильевны, удовлетворить.

Установить факт нахождения Васильевой Натальи Васильевны <дата> рождения, на иждивении у мужа В. <дата> рождения, умершего <дата>.

Признать за Васильевой Натальей Васильевной <дата> рождения, право на получение ежемесячных страховых выплат в связи со смертью застрахованного лица - В. <дата> рождения, умершего <дата>.

Обязать ГУ – Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации установить и производить Васильевой Наталье Васильевне, ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью застрахованного лица – В. <дата> рождения, умершего <дата>, со дня смерти В., т.е. с 13.12.2021 г.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                            Артюхова Э.В.

Резолютивная часть решения суда оглашена 27.09.2022 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 04.10.2022 г.

2-4609/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Наталья Васильевна
Ответчики
БРО Фонд Социального страхования РФ
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Артюхова Эмилия Васильевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
16.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
27.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее