Решение по делу № 8а-4007/2021 [88а-5166/2021] от 28.04.2021

Дело № 2а-3122/2020,

     № 88а-5166/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                            7 июля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Семь ветров» на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Семь ветров» к администрации города Хабаровска о признании постановления недействующим.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя товарищества собственников жилья «Семь ветров» Вахитовой М.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А., полагавшей, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

земельный участок с кадастровым номером , площадью 5664 кв. м., находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-б.

Постановлением администрации города Хабаровска (далее – Администрация) от 20 апреля 2020 года № 1368 (далее – Постановление от 20 апреля 2020 года № 1368) установлен публичный сервитут площадью 153 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером , в целях прохода через земельный участок, сроком до 25 декабря 2022 года.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 13 мая 2020 года № 1/20 товарищество собственников жилья «Семь ветров» (далее – ТСЖ «Семь ветров») уполномочено представлять интересы долевых собственников земельного участка при оспаривании в суде Постановления от 20 апреля 2020 года           № 1368.

ТСЖ «Семь ветров» обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления от 20 апреля 2020 года № 1368 с момента вступления в законную силу решения суда, указав в обоснование заявленных требований, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку установленный сервитут является обременительным, не соответствует фактическим нуждам лиц, использующих прилегающую к земельному участку с кадастровым номером территорию, не учитывает иные возможные проходы и проезды, по проекту постановления публичные слушания не проводились.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.

    19 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ТСЖ «Семь ветров», поданная 19 апреля 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представители Администрации и департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

К числу целей, для которых возможно установить публичный сервитут, пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации относит: проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Исходя из содержания пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 14 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, земельный участок с кадастровым номером площадью 5664 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под многоквартирный дом с подземными гаражами, для многоэтажной застройки, расположенный по адресу: <адрес>-б, находится в общей долевой собственности собственников помещений жилого многоквартирного дома, находящегося в пределах границ земельного участка.

Постановлением от 20 апреля 2020 года № 1368, официально опубликованным в печатном издании – газете «Хабаровские вести» 24 апреля 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером установлен публичный сервитут площадью 153 кв. м. в целях прохода через данный земельный участок сроком до 25 декабря 2022 года.

Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>-б, от 13 мая 2020 года ТСЖ «Семь ветров» уполномочено представлять интересы долевых сособственников земельного участка с кадастровым номером оспариванию Постановления от 20 апреля 2020 года      в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, указал в решении, что при принятии обжалуемого нормативного правового акта Администрацией были соблюдены: требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия органа местного самоуправления; форма и вид нормативного правового акта; порядок его принятия и введения в действие, включая порядок его опубликования. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление от 20 апреля 2020 года не противоречит. Установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером на срок до 25 декабря 2022 года обусловлено необходимостью обеспечения прохода неопределённого круга лиц к многоквартирным жилым домам №№ 31, 35, 35-а, расположенным в квартале Моряков-Амурцев в городе Хабаровске, застройщик которых не выполнил свои обязательства по обустройству подъездных путей к этим домам и в настоящее время находится в стадии банкротства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2019 года по гражданскому делу удовлетворено исковое заявление прокурора Краснофлотского района города Хабаровска о возложении на Администрацию обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство дороги к многоквартирным домам №№ 31, 35, 35-а квартала Морякам-Амурцам в городе Хабаровске, однако в настоящее время (до завершения строительства такой дороги) единственным обустроенным пешеходным проходом граждан к соответствующим жилым домам является проход через земельный участок с кадастровым номером 27:23:0010518:142. Два других возможных прохода, которые указывались ТСЖ «Семь ветров» как альтернативные варианты установленному сервитуту, не предназначены для передвижения детей и маломобильных групп населения (покрытие грунтовое (крупная фракция), отсутствует освещение, проходят через лесополосу, расстояние до ближайших остановок общественного транспорта увеличивается до 1200 м.). Действующая с 1 сентября 2018 года редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов») не предусматривает обязательного проведения публичных слушаний по проекту решения органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута.

Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.

В кассационной жалобе административный истец по существу просит дать иную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, отличную от оценки, которая была дана нижестоящими судами, указывая на наличие других возможностей для прохода к территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома №№ 31, 35, 35-а квартала Морякам-Амурцам в городе Хабаровске, без использования земельного участка с кадастровым номером

Между тем в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

То обстоятельство, что Администрация не исполнила в установленный срок обязанность, возложенную на неё указанным выше апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2019 года, не может свидетельствовать о незаконности Постановления от 20 апреля 2020 года № 1368, принятого административным ответчиком в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения нужд местного населения без изъятия земельного участка с кадастровым номером у его собственников.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку.

Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Семь ветров» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-4007/2021 [88а-5166/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
ТСЖ "Семь ветров"
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Другие
Вахитова Мария Юрьевна
Прокуратура города Хабаровска
Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
07.07.2021Судебное заседание
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее