А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 ноября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Рогозина К.В.,
судей: Синани А.М.,
Онищенко Т.С.,
при секретаре Береза О.В.,
с участием представителя истца Кривошеева А.Т.,
ответчиков: Сулеймановой Н.С.,
Сулеймановой Г.Д.,
Сулейманову Э.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к Сулеймановой Н. С., Сулеймановой Г.Д., Сулейманову И. Д., Сулейманову Э.Д. о взыскании задолженности за теплоснабжение, по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 31 августа 2016 года,
у с т а н о в и л а:
в марте 2016 года ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось в суд с иском к Сулеймановой Н.С., Сулеймановой Г.Д., Сулейманову И.Д., Сулейманову Э.Д. о взыскании задолженности по теплоснабжению, мотивируя свои требования тем, что с 01.11.2014 года по 01.02.2016 года у ответчиков возникла задолженность за потребленную тепловую энергию в размере <данные изъяты>, которую и просит взыскать.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 31 августа 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В обоснование апелляционной жалобы ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что переоборудование ответчиком жилого помещения произведено с нарушением норм и требований, действовавших на момент такого переоборудования. Доказательств отключения квартиры от централизованного теплоснабжения путем демонтажа приборов отопления не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики просят решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения ответчиков, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Сулейманова Н.С. является собственником <адрес> в пгт. Ленино Ленинского района Республики Крым. Квартира расположена в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения. Истец проживает и зарегистрирована в квартире вместе с Сулеймановой Г.Д., Сулеймановым И.Д., Сулеймановым Э.Д.
Из расчета задолженности за услуги тепловой энергии следует, что с 01.11.2014 года по 01.02.2016 года за ответчиками образовалась задолженность в сумме 16726 рублей 74 копейки.
25.09.2008 г. постоянно действующей межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления Исполнительного комитета Ленинского поселкового совета принято решение о даче разрешения Сулеймановой Н.С. на отключение квартиры от централизованных сетей отопления, при получении технических условий от Ленинского ПУ ЖКХ и составлении проекта на автономное отопление.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком получены все необходимые согласования организаций, выдающих технические условия для выполнения работ по отключению квартиры от центрального отопления и соблюдены требования п.п. 24, 25, 26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. № 630, п.п. 1.2, 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом № 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
До принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, порядок отключения от системы централизованного теплоснабжения на территории г. Симферополя регламентировался законодательством Украины.
Отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения осуществлялось в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 года № 630 «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставки холодной и горячей воды и водоотведению» и приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 года № 4 «Об утверждении Порядка отключения жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения».
Согласно п. 25 постановления, отключение потребителей от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения производилось в соответствии с Порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 года № 4 утвержден Порядок отключения жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Данный приказ предусматривал с 06.11.2007 года отключение отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения и запрещал отключение отдельных квартир от систем централизованного отопления и поставки горячей воды.
Наличие выписки из протокола № 4 от 25.09.2008 года о разрешении отключения квартиры от централизованного отопления, не может служить доказательством фактического прекращения потребления ответчиками услуги центрального отопления, и возникновения у ГУП «Крымтеплокоммунэнерго» обязанности исключения квартиры из перечня получающих услуги центрального отопления, поскольку с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами Сулейманова Н.С. в орган, осуществляющий согласование, после получения разрешения о проведении переустройства не обращалась. Кроме того, данная выписка содержит исправления без заверения их подписью, а именно вычеркнуто: «… и установку автономного отопления…».
Межведомственной комиссией дано согласие на изготовление проектно-технической документации для согласования отключения от центрального отопления.
Материалы дела не содержат доказательств отключения <адрес> в пгт. Ленино Ленинского района Республики Крым от централизованного отопления (акт об отключении в деле отсутствует), а акт о демонтаже радиаторов центрального отопления таковым не является.
Автономное газовое отопление в квартире не установлено.
Распоряжением Администрации г. Симферополя от 14.04.2015 г. № 150-р создана комиссия по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления (далее комиссия). Утвержден состав комиссии администрации города Симферополя по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления. Поручено комиссии обеспечить: рассмотрение обращений граждан в индивидуальном порядке согласно полученным по состоянию на 17 марта 2014 года техническим условиям газо - энергоснабжающих предприятий на установку автономного отопления.
С соответствующим обращением Сулейманова Н.С. в комиссию не обращалась.
Согласно ч. 10 ст. 12 ЖК Российской Федерации, определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации.
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК Российской Федерации, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, а также с собственниками жилья в многоквартирном доме.
Предоставляемые Сулеймановой Н.С. документы, не охватывают весь перечень документов, необходимых для такого отключения.
Таким образом, ответчиками не соблюден установленный порядок отключения от системы централизованного отопления, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что им не предоставлялись соответствующие услуги и они могут быть освобождены от их оплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 31 августа 2016 года отменить.
Исковое заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворить.
Взыскать солидарно с Сулеймановой ФИО11, Сулеймановой ФИО12, Сулейманова ФИО13, Сулейманова ФИО14 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию за период с 01.11.2014 года по 01.02.2016 года в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> копеек судебных расходов, а всего <данные изъяты>.
Судьи: