Дело № 2-3887/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 21 августа 2018 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,
при секретаре Толоконниковой Е.Г.,
с участием истца Румянцевой Г.Н.,
представителя ответчика Метелева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Г. Н. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Румянцева Г.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что {Дата изъята} ответчиком было вынесено решение, которым ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, так как в страховой стаж, в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не зачтены следующие периоды её работы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} – медицинской сестрой в 12 отделении Рижской городской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Рига Латвийской республики, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – работа медицинской сестрой в ООО «Ориент» в г. Риге Латвийской республики. Также в стаж не были включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}
С указанным решением она не согласна, просила суд обязать ответчика зачесть в страховой страж, в том числе в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы, зачесть в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно периоды нахождения её на курсах повышения квалификации, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с {Дата изъята}.
В последующем истец Румянцева Г.Н. отказалась от требований в части включения в страховой стаж, в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов её работы с {Дата изъята} января по {Дата изъята} и с {Дата изъята} по {Дата изъята}, отказ судом принят, о чём вынесено определение.
В остальной части истец Румянцева Г.Н. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что просит зачесть ей период работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в КОГБУЗ «Клинико – диагностический центр». Пояснила, что оспариваемое решение было вынесено ГУ УПФ {Дата изъята}, исходя из его содержания, период работы в указанном учреждении не оспаривается. Она полагает, что у неё возникло право на назначение пенсии досрочно с {Дата изъята}, поэтому просит отразить в решении суда включение периода с даты принятия решения ГУ УПФ до даты возникновения права.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области Метелев А.Н. иск не признал, указал на законность принятого ГУ УПФ РФ решения, поддержал доводы, изложенные в нём.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» утверждён Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список №781).
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-п при определении права на досрочную пенсию по пп.20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ за периоды работы до 31.12.2001 возможно применение ранее действовавших Списков и Правил исчисления стажа (данное Постановление применимо и в отношении ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»).
До списка № 781 от 29.10.2002 г. действовали Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а также Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. В соответствии с указанными Постановлениями утверждён Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства № 1066 утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Одновременно названным Постановлением было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком 1991 года, а периоды работы после 1 ноября 1999 года – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением от 22.09.1999 года.
Постановлением от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 01.01.1992, в разделе «наименование учреждений» предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, в разделе «наименование должностей» - должности медицинских сестер (всех независимо от наименования должности).
В соответствии со Списком, утверждённым Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Согласно разделу «Наименование должностей» Списка №781 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе «Наименование учреждений», в том числе медицинской сестре.
Согласно трудовой книжке Румянцева Г.Н. {Дата изъята} принята на должность участковой медсестры взрослой поликлиники Кировской городской больницы {Номер изъят}, {Дата изъята} переведена на должность процедурной медсестры взрослой поликлиники. {Дата изъята} трудовой договор прекращён по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Также трудовая книжка истца содержит сведения об изменении за указанный период наименования организации, так, уволена истец была из КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер изъят}». {Дата изъята} Румянцева Г.Н. принята в неврологическое отделение КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер изъят}» медицинской сестрой палатной, {Дата изъята} переведена в поликлинику на должность медицинской сестры ревматологического кабинета. {Дата изъята} переведена в поликлинику на должность медицинской сестры процедурной. {Дата изъята} трудовой договор с ней прекращён в связи с переводом работника по его просьбе на работу в КОГБУЗ «Кировский клинико – диагностический центр», принята в указанную организацию на работу {Дата изъята}, работает по настоящее время.
Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда от {Дата изъята} следует, что с {Дата изъята} по {Дата изъята} истец работала медицинской сестрой процедурной в поликлинике, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – медицинской сестрой палатной в неврологическом отделении, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – медицинской сестрой ревматологического кабинета в поликлинике, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – медицинской сестрой процедурной в поликлинике. В период с {Дата изъята} по {Дата изъята} работала в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы, с {Дата изъята} по {Дата изъята} работала в режиме сокращённого времени, вырабатывалась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы. В периоды работы имело место обучение на курсах с отрывом от производства с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята} и с {Дата изъята} по {Дата изъята}, совмещений, командировок, прочих периодов, не подлежащих зачёту в специальный стаж, нет.
Согласно уточняющей справке КОГБУЗ «Кировский клинико – диагностический центр» от {Дата изъята}, а также уточняющей справке этого же учреждения от {Дата изъята} Румянцева Г.Н. работает в должности медицинской сестры процедурной с {Дата изъята} по настоящее время в режиме нормальной продолжительности рабочего времени на ставку. Периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – отпуск без сохранения заработной платы, также отражено, что в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} она находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы.
Оба учреждения, деятельность в которых осуществляла и в настоящее время осуществляет истец, являются государственными учреждениями здравоохранения, таким образом, и они, и выполняемые Румянцевой Г.Н. функции, в полной мере отвечают Перечню.
С учётом вышеуказанных положений законодательства, что подтверждено пояснениями истца, периоды работы в указанных учреждениях включены в специальный стаж работы, дающий право выхода на пенсию досрочно, за исключением оспариваемых периодов, в которые имели место курсы повышения квалификации: с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}
Как пояснила в судебном заседании истец, и указанное не оспаривается ответчиком, на курсы Румянцева Г.Н. направлялась работодателем, за период нахождения на курсах ей начислялась средняя заработная плата, за ней сохранялось рабочее место, прохождение обучения на курсах является обязательным.
Согласно Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (пункт 21).
Трудовой кодекс РФ (ст. 187) предусматривает гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. В один из оспариваемых периодов действовал КЗоТ РСФСР, который также в ст. 112 предусматривал, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Из трудовой книжки истца следует, что в периоды нахождения её на курсах повышения квалификации трудовой договор с ней не расторгался, из медицинского учреждения она не увольнялась. При таком положении не включение в специальный стаж периодов нахождения Румянцевой Г.Н. по направлению работодателя на курсах повышения квалификации повлечёт необоснованное ограничение объёма её пенсионных прав.
Таким образом, требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства в указанный период за ней сохранялись место работы и должность, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что соответствует требованиям ст.11 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Как следует из представленных документов и указано истцом, решение ГУ УПФ РФ принято {Дата изъята}., уточняющей справкой подтверждается, что до настоящего времени истец продолжает работать в должности и учреждении, дающих право претендовать на назначение пенсии досрочно. При этом с указанной даты до настоящего времени периодов отвлечений у Румянцевой Г.Н. не было. С учётом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, право на назначение пенсии у неё возникло с {Дата изъята}
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5,6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Поскольку на дату обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ у Румянцевой Г.Н. отсутствовал требуемый стаж, но в настоящее время стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, имеется, следовательно, пенсия должна ей быть назначена с даты {Дата изъята}.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Румянцевой Г. Н. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области включить в специальный стаж Румянцевой Г. Н. следующие периоды:
- с {Дата изъята} по {Дата изъята},
- с {Дата изъята} по {Дата изъята},
- с {Дата изъята} по {Дата изъята},
- с {Дата изъята} по {Дата изъята},
- с {Дата изъята} по {Дата изъята} – курсы повышения квалификации,
- с {Дата изъята} по {Дата изъята} – работа в КОГБУЗ «Кировский клинико – диагностический центр».
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области назначить Румянцевой Г. Н. досрочную страховую пенсию по старости с {Дата изъята}.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2018 года.
Судья- Н.В. Лопаткина