Дело № 2-610 Д/2020 Копия
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна
Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., с участием старшего помощника прокурора ФИО5, при секретаре судебных заседаний Блохине Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Коломенского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ МО «Коломенская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне,
УСТАНОВИЛ:
Коломенский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГБУЗ МО «Коломенская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, а именно о понуждении ответчика в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, отмеченные в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища), инв. № № от ДД.ММ.ГГГГ, выполнив работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации <данные изъяты>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Московской области <данные изъяты>
Уточненные исковые требования мотивированы следующим.
Коломенской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, в том числе объектов гражданской обороны.
Согласно паспорту убежища № МУЗ «КЦРБ» на праве оперативного управления владеет вспомогательным сооружением, общей площадью <данные изъяты> инв. №, расположенным по адресу: московская область, <адрес>, вместимостью <данные изъяты>, которое является защитным сооружением гражданской обороны.
Согласно информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о защитных учреждениях гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд с целью установления фактического местонахождения защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.
Установлено, что вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью <данные изъяты> расположено по адресу: <адрес>. ГБУЗ МО «КЦРБ» имеет три корпуса под №. Спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в здании терапевтического корпуса.
В соответствии с техническими характеристиками в защитном сооружении предусмотрены системы тепло-, водо-, энергоснабжения, а также водоотведения.
В ходе выездной проверки, проведенной городской прокуратурой, с привлечением специалистов ОНД по Коломенскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области, установлено, что техническое состояние защитного сооружения гражданской обороны не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: в нарушение Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года № 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 года № 575, не обеспечена постоянная готовность защитного сооружения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых (состояние лестничных проемов удовлетворительное; состояние входных дверей и их защищенность требует капитального ремонта; состояние аварийных шахтных выходов и наличие защитных оголовков отсутствует; состояние потолков, полов, стен – требует ремонта; состояние гидроизоляции – требует ремонта; состояние санитарных узлов – требует ремонта; фильтровентиляционное оборудование, дизель-электростанции – отсутствуют; инженерно-технические системы - требуют ремонта). Таким образом, защитное сооружение к приему укрываемых не готово.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища), инв. № № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» ФИО3 городской прокуратурой было внесено предписание об устранении нарушений законодательства об объектах гражданской обороны. Из ответа ФИО4 усматривается, что ГБУЗ МО «КЦРБ» берет обязательства по списанию данного убежища.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны ответчика.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Коломенского городского прокурора ФИО5, поддержала уточненные исковые требования и просила суд обязать ответчика в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, отмеченные в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища), инв. № № от ДД.ММ.ГГГГ, выполнив работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» - ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> уточненные исковые требования Коломенского городского прокурора не признала, указывая в своих возражения следующее.
Так, на основании приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 вышеуказанного Постановления, осуществляет Правительство РФ. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Бомбоубежище №, расположенное по адресу: <адрес>, относится к защитным учреждениям гражданской обороны. Указанный объект недвижимости значится в собственности РФ. Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Коломенского городского округа федерального имущества, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области. Именно ТУ Росимущества Московской области, осуществляет полномочия собственника имущества РФ на территории Московской области, осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, приватизация которого запрещена.
В ходе проведенной Коломенской городской прокуратурой проверки было установлено, что убежище № требует списания. Спорный объект никогда не передавался ответчику на каком-либо праве (оперативное управление, безвозмездное пользование и т. д.). В своем представлении прокуратура просила списать данный объект, а в исковом заявлении просит уже выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны. Ответчик считает необходимым снять данное защитное сооружение гражданской обороны с учета, так как убежище не готово к приему укрываемых.
Кроме того, все имущество, находящееся в пользовании ответчика, является собственностью Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области и принадлежит ответчику на праве оперативного управления.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Московской области – ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. ТУ Росимущество Московской области является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории Московской области. Убежище № не находится в собственности ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», а также не состоит на балансовом учете ответчика, в оперативное управление ответчику не передавалось, убежище не стоит на государственном кадастровом учете как самостоятельный объект гражданской обороны. При таких обстоятельствах, она полагает, что возлагать на ответчика какие-либо обязанности в отношении спорного убежища неправомерно, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, надлежащим образом извещенное судом о месте и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие вышеуказанного третьего лица.
Выслушав в судебном заседании представителя Коломенской городской прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, возражения представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Коломенской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена проверка исполнения законодательства об использовании федерального имущества, в частности защитных сооружений гражданской обороны.
Как следует из материалов дела, в подвальном помещении ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», расположенном в терапевтическом корпусе по адресу: <адрес>, находится защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие), вместимостью <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> класс защиты убежища – третий. На данное убежище ДД.ММ.ГГГГ составлен паспорт № <данные изъяты> При этом, в паспорте указан иной адрес данного убежища: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного врача ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» Коломенским городским прокурором была направлено представление об устранения нарушений законодательства об объектах гражданской обороны, в частности относительно состояния вышеуказанного убежища, в котором отражено, что убежище № требует списания с учета как защитного сооружения гражданской обороны <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» составлен Акт инвентаризации, оценки содержания и использования вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища №) инв. №, согласно которому установлено, что убежище к приему укрываемых не готово, требует списания (состояние лестничных проемов удовлетворительное; состояние входных дверей и их защищенность требует капитального ремонта; состояние аварийных шахтных выходов и наличие защитных оголовков отсутствует; состояние потолков, полов, стен – требует ремонта; состояние гидроизоляции – требует ремонта; состояние санитарных узлов – требует ремонта; фильтровентиляционное оборудование, дизель-электростанции – отсутствуют; инженерно-технические системы - требуют ремонта – <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства также установлено, что вышеуказанное убежище № не находится в собственности ответчика ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», в оперативное управление ответчику не передавалось, на балансе ответчика не состоит, в Едином государственном реестре недвижимости как самостоятельный объект права убежище отсутствует.
Так, убежище (противорадиационное укрытие (ПРУ) имеет особый статус - объект гражданской обороны, в силу особого назначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15 декабря 2002 года №583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены вышеуказанным Федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
К вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (п. п. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось представителями участников процесса, состояние противорадиационного укрытия (убежища №) не отвечает требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №, и Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от №.
Однако, приведение указанного объекта гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию, было признано в ходе проведенных мероприятий нецелесообразным, в связи с чем, было принято решение о его списании и исключении из реестра защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Так, в силу ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). При этом, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Так, на основании приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 вышеуказанного Постановления, осуществляет Правительство РФ. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как было отмечено выше, вышеуказанное убежище № не находится в собственности ответчика ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», в оперативное управление ответчику не передавалось, на балансе ответчика не состоит, в Едином государственном реестре недвижимости как самостоятельный объект права убежище отсутствует, т. е. спорный объект является собственностью Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Коломенского городского округа федерального имущества, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области, в полномочия которого в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ и входят обязанности по полному содержанию данного имущества.
Именно ТУ Росимущества Московской области, осуществляет полномочия собственника имущества РФ на территории Московской области, осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, приватизация которого запрещена.
Наоборот, обязанность содержания имущества, находящегося в федеральной собственности, у ответчика ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» отсутствует.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В тоже поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не относится к полномочиям медицинского учреждения, поскольку это не отвечает основным целям и задачам, установленным для таких учреждений.
Таким образом, возложение обязанности на ответчика по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, не отвечает требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд отказывает Коломенскому городскому прокурору, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении его исковых требований к ГБУЗ МО «Коломенская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, а именно о понуждении ответчика выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военной время, так и при чрезвычайной ситуации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коломенского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ МО «Коломенская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, а именно о понуждении ответчика выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военной время, так и при чрезвычайной ситуации – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Е. В. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья Е. В. Сергеева