Ад. дело № 2а-955/2020
39RS0011-01-2020-001138-41
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 августа 2020 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Прокопьева И.Г.
при секретаре Карабуля Л.В.
с участием и.о. прокурора Зеленоградского района Калининградской области Позднякова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии, заинтересованные лица Калининградское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия», избирательная комиссия Калининградской области, о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец избирательное объединение региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области № 94/417-4 от 05 августа 2020 года о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ», выдвинутых избирательным объединением Калининградским региональным отделениеем политической партии «Справедливая Россия».
В обоснование заявленных требований указано, что решением Зеленоградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии МО «Зеленоградский городской округ» № 92/389-4 от 03.08.2020 зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ», выдвинутый избирательным объединением региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области. Решением Зеленоградской ТИК № 94/417-4 от 05.08.2020 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением Калининградское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» по муниципальному избирательному округу. Считают принятое решение незаконным, поскольку партией не были заверены копии документов кандидатов; не был создан избирательный фонд в установленный законом период. В целях защиты избирательных прав, административный истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями на основании п.п «б, б1, б2, д» п. 25 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а так же п.п. «2, 3, 7» п. 1 ст. 95 Закона Калининградской области № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области».
В судебное заседание истец представитель административного истца адвокат Касаткин А.В., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление полностью поддержал, настаивая на его удовлетворении. Дополнительно указал, что просит проверить проведенную регистрацию в полном объеме, полагая, что уполномоченным не может быть член комиссии с правом совещательного голоса.
Представитель административного ответчика Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Барабан Н.М., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указал, что оспариваемое решение комиссии является законным и обоснованным, соответствующим требованиям федерального закона № 67-ФЗ. Заявленные административным истцом основания не являлись основаниями к отказу в регистрации муниципального списка кандидатов.
Представитель заинтересованного лица Калининградское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» Федоров П.Н., являющийся председателем Совета РО Партии, имеющий право без доверенности представлять интересы заинтересованного лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, просил отказать в его удовлетворении.
Заинтересованное лицо избирательная комиссия Калининградской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежаще, представитель в суд не явился, с заявлениями об отложении дела не обращался.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 1 названного Федерального закона, Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Закон N 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона N 67-ФЗ).
Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов муниципальных образований Калининградской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов регулируется указанным Федеральным законом, а также Законом Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 02.12.2019) "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 этой же статьи).
Пункт 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующий порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67- Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из содержания подпунктов "б, б.1, б.2, д" п. 25 ст. 38 этого же Федерального закона следует, что основаниями для отказа в регистрации списка кандидатов, является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); несоздание избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума избирательного фонда, фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание фонда референдума необязательно).
Выдвижение кандидатов избирательным объединением, представление документов кандидатами, представление избирательных документов для регистрации, основания отказа в регистрации кандидата так же определены в ст. 75, 76,78, 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 02.12.2019) "О муниципальных выборах в Калининградской области" (далее Закон Калининградской области № 231).
Перечень указанных к отказу в регистрации оснований является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 23 июня 2020 года за № 391 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ».
Данное решение было опубликовано 26 июня 2020 года в газете «Волна» и вступило в силу.
Полномочиями по организации в проведении выборов была наделена Зеленоградская территориальная избирательная комиссия (далее Зеленоградская ТИК).
Решением Зеленоградской ТИК от 03 августа 2020 года за № 92/389-4 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» в количестве 3 человек, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области по муниципальному избирательному округу.
Решением Зеленоградской ТИК от № 94/417-4 от 05.08.2020 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» в количестве 4 человек, выдвинутый избирательным объединением Калининградское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» по муниципальному избирательному округу.
Административный истец, не согласившись с решением Зеленоградской ТИК от № 94/417-4 от 05.08.2020, обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Таким образом, административный истец наделен правом на обращение в суд с требованиями об оспаривании регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением- региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС Российской Федерации.
Оценивая доводы истца, заявленные в обосновании своих требований, и давая оценку оспариваемому решению ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст.26 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, не ранее чем за 65 дней и не позднее чем до 18.00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию избирательные документы, указанные в пункте 1 статьи 78 либо в статье 94 настоящего Закона. В случае представления в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, после истечения установленного срока избирательная комиссия отказывает в приеме документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Закона. По факту представления избирательной комиссии установленных для регистрации документов после истечения срока, указанного в настоящем пункте, составляется акт, в котором отражается дата и время представления документов. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, представляющие документы после установленного срока, должны быть ознакомлены с актом и вправе получить его копию.
Учитывая установленные сроки, последней датой для предоставления документов для регистрации являлось 18.00 час. 29 июля 2020 года.
При этом, 25.07.2020 Калининградским региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» представлены муниципальные списки для заверения; 28.07.2020 – документы для регистрации муниципального списка; уполномоченный по финансовым вопросам зарегистрирован 27.07.2020; специальный избирательный счет открыт 27.07.2020.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм и предусмотренного законом назначения избирательной комиссии, как органа обеспечивающего реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, следует, учитывая, что для открытия счета требуется, чтобы избирательная комиссия выдала избирательному объединению соответствующее разрешение и зарегистрировала назначенного избирательным объединением уполномоченного представителя по финансовым вопросам, этот вопрос о должен быть разрешен избирательной комиссией таким образом, чтобы избирательное объединение, представившее единый список кандидатов в установленный для этого срок, имело реальную возможность открыть специальный избирательный счет, составить первый финансовый отчет и представить его в избирательную комиссию в срок, установленный для представления избирательных документов, необходимых для регистрации единого списка кандидатов.
С целью реализации указанных прав Калининградским региональным отделением политической партии «Справедливая Россия», ТИК было выдано соответствующее разрешение для открытия специального избирательного счета. Его открытие избирательным объединением было осуществлено в соответствии с законом в день регистрации уполномоченного по финансовым вопросам.
Таким образом, при вынесении решения 05.08.2020 № 94/417-4 о регистрации списка кандидатов – Калининградским региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» был создан избирательный фонд, а также предоставлен первый финансовый отчет, и оснований для отказа в регистрации по данному пункту не имелось.
Из исследованных судом материалов также следует, что представленные документы на кандидатов из списка заверены 24.07.2020 уполномоченным Шоппертом Ю.В., который 25.07.2020 представил в ТИК согласие на назначение его членом ТИК с правом совещательного голоса.
Ссылку представителя административного истца о том, что Шоппертом Ю.В. нарушены правила предусмотренные п.21.1 ст. 29 ФЗ № 67-ФЗ и он не имел право заверять документы кандидатов, суд считает не состоятельной, поскольку вышеуказанная норма предусматривает, что членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах "а" - "е", "н" пункта 1 настоящей статьи, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, тогда как, во-первых, в момент заверения копий документов кандидатов Шопперт Ю.В. еще не являлся членом Зеленоградской ТИК с правом совещательного голоса, во-вторых, в данном процессе не рассматривается вопрос о возможности назначения Шопперта Ю.В. членом ТИК.
Таким образом, судом установлено, что на момент принятия решения ТИК о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Калининградское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» все требуемые ФЗ № 67-ФЗ, а также Законом Калининградской области № 231 документы имелись и оснований, для отказа в регистрации у ТИК не имелось.
Других нарушений судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 КАС Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку оспариваемое решение Зеленоградской ТИК соответствовали требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а так же требованиям Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области", суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 05.08.2020 № 94/417-4 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.08.2020.
░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.