РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
19.01.2018 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием представителя истца прокурора Барахович С.В.,
истца Фролова И.В.,
представителя ответчика администрации г.Сочи Язвенко М.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г.Сочи в интересах Фролова И. В. к администрации г.Сочи о признании имеющим статуса оставшегося без попечения родителей, право на постановку на учет и на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязании принять заявление о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Прокурор Хостинского района г.Сочи в интересах Фролова И.В. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи, в которым просит признать за Фроловым И.В., имеющим статус оставшегося без попечения родителей, право на постановку на учет и на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать администрацию г.Сочи принять заявление Фролова И.В. о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
В обосновании иска истец указал, что в прокуратуру Хостинского района г.Сочи поступило обращение Фролова И.В. с просьбой обратиться в суд с заявлением о защите жилищных прав по категории "дети-сироты и лица из их числа".
В ходе проверки установлено, что Фролов И.В. согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Фролов И.В. являлся воспитанником детского государственного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей школы интерната <данные изъяты>, так как остался без попечения родителей: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ДД.ММ.ГГГГ.
Неоднократно он принимал меры к постановке на жилищный учет, как нуждающийся в обеспечении его жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обращался в различные инстанции, однако безрезультатно.
Согласно приказу министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Фролову И.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями со ссылкой на то, что на момент подачи заявления заявитель достиг 23 лет и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Вместе с тем, в список Фролов И.В. не включен по причине бездействия органов опеки и попечительства, так как до 18 лет находился на полном государственному обеспечении и его законными представителями, в силу семейного законодательства РФ, являлись органы опеки и попечительства. В дальнейшем его право на получение жилого помещения ему никем разъяснено не было, а он, в силу сложившейся ситуации и полученного образования, соответствующими познаниями не обладал.
Фактически Фролов И.В. не смог реализовать свое право на получение жилого помещения в связи с бездействием органа опеки и попечительства - его законного представителя. Сам Фролов И.В. не знал о наличии у него права на жилищное обеспечение, не понимал порядок его реализации, не мог самостоятельно защитить свое право и добиться его реализации.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г.№ 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с 01.01.2013 г.) действие положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статей 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 24.06.1983, утратившего силу 01.03.2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, было предусмотрено право на получение жилья по договору социального найма детям-сиротам и лицам из их числа.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилья в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет, не изменился по сравнению с ранее действовавшим ЖК 1983 г. Каких-либо ограничений по возрасту не предусмотрено.
Законом Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края" установлены ограничения по возрасту - до 23 лет. Федеральным законодательством такие ограничения не предусмотрены.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком, который формирует орган исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии со ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748- КЗ лица, относившиеся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
В связи с тем, что Фролов И.В. достиг возраста 23 лет, он просит обратиться в суд с таким иском в его интересах, самостоятельно по состоянию здоровья и материальному положению не имеет возможности обратиться в суд.
Постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Фролова И.В. в единственном жилье, находящемся в собственности, расположенном по адресу: <адрес> в связи с тем, что площадь данного помещения меньше учетной нормы площади жилого помещения.
При этом, до достижения 23 лет подать заявление для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Фролову И.В. не представлялось возможным в связи с тем, что его жилое помещение признано непригодным для проживания только в 2017 г.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В силу ст.10 ФЗ РФ от 21.12.2006 № 159-ФЗ прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фролов И.В., социально не защищен и должным образом не приспособлен к жизненным условиям, единственное жилье признано непригодным для проживания только 21.02.2017 г., что явилось причиной пропуска срока подачи заявления и обращения за защитой в органы прокуратуры.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Сочи Барахович С.В. и Фролов И.В. требования иска поддержали, просили иск удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Сочи Язвенко М.В. возражал простив удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменное возражение относительно исковых требований, в силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
В представленном возражении на иск, Министерство труда и социального развития Краснодарского края указывает, что Фролов И.В. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в администрацию муниципального образования г.Сочи с заявлениями и документами о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) от 14.04.2016 г. № 571-ж Фролову И.В. отказано во включении в список на основании пунктов 1, 2 ч.16 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", в связи с отсутствием оснований для предоставления жилых помещений, указанных в ч.1 ст.5 Закона.
На момент подачи заявления Фролов И.В. достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением. Кроме этого, он является собственником 1/2 доли квартиры, площадью 26,4 кв.м, расположенной по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>. Обстоятельства, препятствующие проживанию Фролова И.В. в данном жилом помещении, предусмотренные ст.4 Закона, уполномоченным органом местного самоуправления не установлены.
Приказом министерства от 15.05.2017 г. № 576-ж Фролову И.В. отказано во включении в список, на основании п.1 ч.16 ст.7 Закона, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилых помещений, указанных в ч.1 ст.5 Закона, так как на момент подачи заявления Фролов И.В. достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Действующее правовое регулирование содержит механизм реализации гражданами, указанной категории своего права на предоставление жилого помещения, а также содержит сведения об уполномоченных органах, осуществляющих функции, связанные с проведением мероприятий по признанию права на предоставления жилого помещения и отнесения гражданина к указанным выше категориям, у которых возникает право на предоставление мер социальной поддержки, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Указанные лица при подаче заявления о включении в список в соответствии с перечнем прилагаемых к заявлению документов согласно п.20 ч.9 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ должны предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления вступившие в силу решения суда о признании за ними права на обеспечение жилыми помещениями.
Уважительные причины несвоевременной постановки лиц указанной категории на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными, указаны в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 г.
По мнению заявителя, причинами пропуска срока постановки на учет Фролова И.В. является бездействие органов опеки и попечительства, а в дальнейшем его право ему никем не было разъяснено и Фролов И.В. не обладал соответствующими познаниями.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска для своевременной постановки на учет до 23-х лет Фроловым И.В. истцом не представлено.
Факт не уведомления Фролова И.В. о его правах органом опеки и попечительства также требует доказывания. В исковом заявлении данные доказательства не представлены.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению Фролова И.В. в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с определениями Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 1965-О, от 19.07.2016 г. № 1582-О суды не вправе подменять уполномоченные органы и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции соответствующих органов или должностных лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Хостинского района г.Сочи подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно, что Фролов И.В. согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Фролов И.В. являлся воспитанником детского государственного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей школы <данные изъяты> Сочи, так как остался без попечения родителей: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ДД.ММ.ГГГГ.
Фролов И.В. принимал меры к постановке на жилищный учет, как нуждающийся в обеспечении его жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обращался в различные инстанции, однако безрезультатно.
Согласно приказу министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Фролову И.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями со ссылкой на то, что на момент подачи заявления заявитель достиг 23 лет и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Вместе с тем, в список Фролов И.В. не включен по причине бездействия органов опеки и попечительства, так как до 18 лет находился на полном государственному обеспечении и его законными представителями, в силу семейного законодательства РФ, являлись органы опеки и попечительства. В дальнейшем его право на получение жилого помещения ему никем разъяснено не было, что не опровергнуто исходя из бремени доказывания, а он, в силу сложившейся ситуации и полученного образования, соответствующими познаниями не обладал.
Фактически Фролов И.В. не смог реализовать свое право на получение жилого помещения в связи с бездействием органа опеки и попечительства - его законного представителя. Сам Фролов И.В. не знал о наличии у него права на жилищное обеспечение, не понимал порядок его реализации, не мог самостоятельно защитить свое право и добиться его реализации.
С учетом положений международно-правовых актов в ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с 01.01.2013 г.) действие положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статей 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 24.06.1983, утратившего силу 01.03.2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, было предусмотрено право на получение жилья по договору социального найма детям-сиротам и лицам из их числа.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилья в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет, не изменился по сравнению с ранее действовавшим ЖК 1983 г. Каких-либо ограничений по возрасту не предусмотрено.
Законом Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края" установлены ограничения по возрасту - до 23 лет. Федеральным законодательством такие ограничения не предусмотрены.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком, который формирует орган исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии со ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ лица, относившиеся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
В связи с тем, что Фролов И.В. достиг возраста 23 лет, он просит обратиться в суд с таким иском в его интересах, самостоятельно по состоянию здоровья и материальному положению не имеет возможности обратиться в суд.
Постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Фролова И.В. в единственном жилье, находящемся в собственности, расположенном по адресу: <адрес> в связи с тем, что площадь данного помещения меньше учетной нормы площади жилого помещения.
При этом, до достижения 23 лет подать заявление для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Фролову И.В. не представлялось возможным в связи с тем, что его жилое помещение признано непригодным для проживания только в 2017 г.
Фролов И.В., социально не защищен и должным образом не приспособлен к жизненным условиям, единственное жилье признано непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ, что явилось причиной пропуска срока подачи заявления и обращения за защитой в органы прокуратуры.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Фроловым И. В., имеющим статус оставшегося без попечения родителей, право на постановку на учет и на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию г.Сочи принять заявление Фролова И. В. о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24.01.2018 г.
Председательствующий