Дело № 2а-471/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 02 июня 2021 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Скородумовой Л.А.,
при секретаре Артемук Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Земляковой З.Е. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным решения от <дата> <№>,
у с т а н о в и л:
административный истец Землякова З.Е. обратилась в суд с иском, мотивируя требования тем, что ею в администрацию Череповецкого муниципального района <дата> подано уведомление о планируемом строительстве.
Администрацией Череповецкого муниципального района <дата> вынесено уведомление <№> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (ил) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером <№> находится в территориальной зоне П-2 (зона производственных объектов) и санитарно-защитной зоне производственных объектов (пилорама).
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением Землякова З.Е. обратилась в суд с настоящим иском, просила признать незаконным уведомление администрации Череповецкого муниципального района <№> от <дата> о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (ил) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, возложить на административного ответчика обязанность выдать ей уведомление о соответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (ил) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№> в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание административный истец Землякова З.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Ее представитель на основании доверенности Федоркова Е.В. административные исковые требования просила удовлетворить, представила письменные пояснения. Суду пояснила о том, что санитарно-защитная зона, в которую включен принадлежащий истцу земельный участок, установлена административным ответчиком произвольно, без соблюдения установленной действующим законодательством процедуры.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Череповецкого муниципального района не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Согласно представленному отзыву полагал действия администрации района соответствовавшими документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки МО Югское. Наличие имеющихся ограничений в использовании земельного участка не позволяет осуществить на нем строительство жилого дома без нарушения действующих нормативов и требований.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Согласно представленному отзыву по сведениям ЕГРН на данном земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют, данный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, учетный номер <№> (реестровый номер <№>), тип зоны (территории) - «зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», вид (наименование) объекта по документу - «3 пояс зоны санитарной охраны поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения г.Череповца (из р.Шексны)». Сведения о данной зоне внесены в ЕГРН <дата> на основании Приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области <№> от <дата>.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц администрации МО Югское, Управления Росреестра по Вологодской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 26.11.2016 № 302 утвержден генеральный план муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области. В указанном документе отображена ориентировочная санитарно-защитная зона размером 100 метров (IV класс опасности) от территории производственного и коммунально-складского назначения, предусматривающая размещение объектов лесного комплекса (пилорама). В данную зону входят земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№>.
В действующих Правилах землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденных решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28.04.2015 № 140, отображены ориентировочные границы санитарно-защитной зоны производственного объекта - пилорама.
Административный истец Землякова З.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 823 +/-20 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, который был приобретен ею у Ш. по договору купли-продажи земельного участка от <дата>.
Земляковой З.Е. в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в администрацию Череповецкого муниципального района <дата> направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Администрацией Череповецкого муниципального района <дата> было принято решение <№> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке на том основании, что земельный участок с кадастровым номером <№> находится в территориальной зоне П-2 (зона производственных объектов) и санитарно-защитной зоне производственных объектов (пилорама).
Согласно выкопировке из генерального плана, правил землепользования и застройки указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне П-2 (зона производственных объектов — пилорама).
Оспаривая решение администрации района, Землякова З.Е. полагает, что установленная санитарно-защитная зона в границах принадлежащего ей земельного участка на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН). В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН для объектов, отнесенных к IVклассу санитарной классификации, определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 100 метров.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 4.3 СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; в отношении объектов III - V класса опасности, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности - территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в зоне с особыми условиями использования территории, учетный номер - <№> (реестровый номер <№>), тип зоны (территории) - «зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», вид (наименование) объекта по документу - «3 пояс зоны санитарной охраны поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Череповца (из р. Шексны)».
Сведения о данной зоне внесены в ЕГРН <дата> на основании Приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области <№> от <дата>. Содержание ограничений использования участка в пределах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия и территориальных зон содержатся в СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»; в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Вместе с тем, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащего истцу, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапо Вологодской области не принималось.
Сведения о санитарно-защитной зоне в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров административным ответчиком в материалы дела не представлен.
С учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, административный ответчик вышел за пределы своей компетенции, установив на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области санитарно-защитную зону, охватывающую земельный участок истца.
Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления ее уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения ее в правилах землепользования и застройки.
Учитывая, что оспариваемое истцом решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, исковые требования следует удовлетворить.
Между тем обязанность по принятию судом решения за административный орган действующим законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
признать незаконными решение администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от <дата> <№> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
Обязать администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области повторно рассмотреть обращение Земляковой З.Е. от <дата> в срок один месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.А. Скородумова
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021.
Согласовано
Судья Л.А. Скородумова