К делу № 2-3308/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2024 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,
с участием истца Зейтунян А.А.,
представителя ответчика – МВД по РА – Пафифовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зейтунян Андрея Антрониковича к МВД по Республике Адыгея об изменении даты постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Зейтунян А.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указал, что он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренное Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для реализации указанного права истец 14.12.2012 года обратился с соответствующим заявлением к ответчику, приложив необходимые документы. Указанное заявление было рассмотрено Комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республики Адыгея 06.08.2013года. Согласно решению Комиссии МВД по Республике Адыгея (протокол от 13.06.2013 года №3, утвержденный распоряжением от 06.08.2013 года № 126) истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с учетным номером 148 (уведомление от 10.01.2014г. исх. № 1/107 от 13.01.2014г.). Считает, что в нарушение пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 233 он был поставлен на указанный учет спустя установленный Правилами срок в 2 месяца.
С учетом уточненных требований просил изменить дату постановки на учет с 06.08.2013 года на 14.12.2012 года согласно дате подачи заявления и документов для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель МВД по РА против иска возражала, просила отказать в его удовлетворении в связи с необоснованностью, а также в связи с пропуском срока исковой давности.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает иск Зейтунян А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец проходил службу в МВД по Республике Адыгея.
14.12.2012г. истец обратился с заявлением на имя министра внутренних дел по РА о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья. На момент обращения стаж службы истца в органах внутренних дел составлял 15 лет 2 месяца и 19 дней.
Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по РА 06.08.2013г. года истец был поставлен на указанный учет составом семьи 1 человек. Указанное решение было утверждено министром внутренних дел по РА 06.08.2013г. №126.
В дальнейшем, в связи с изменением семейного положения, были внесены сведения в отношении членов семьи истца и в настоящее время истец состоит на указанном учете составом семьи 3 человека.
Как указывает истец, указанное решении комиссии является незаконным в части даты постановки на учет, что нарушает его права и законные интересы, поскольку увеличивает срок, в течение которого будет предоставлена указанная выплата.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила).
В соответствии Правилами принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 15 решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что порядок и условия принятия на учет сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты регулируются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты; сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24 сентября 2012 года N 1575-0, от 27 марта 2018 года N 693-0, от 27 сентября 2018 года N 2384-0, от 25 июня 2019 N 1649-0, такой порядок определения очередности предоставления гражданам жилищных гарантий соответствует конституционному и общеправовому принципу справедливости, а также природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан.
Тем самым, наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией после подачи им заявления и документов, перечисленных в пункте 5 Правил (для чего установлен двухмесячный срок).
В связи с этим, учитывая, что истец был поставлен на учет по истечении двух месяцев со дня подачи соответствующего заявления, что является нарушением приведенных Правил, суд считает иск Зейтунян А.А. обоснованным, в связи с чем определить дату его постановки на учет с учетом двухмесячного срока, т.е. с 14.02.2013г.
Доводы представителей ответчиков о пропуске Зейтунян А.А. срока исковой давности суд считает несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Обосновывая доводы о пропуске истцом срока исковой давности, ответчики указывают на то, что о принятом решении истец должен был узнать из уведомления о постановке не учет от 10.01.2014г.
Между тем, как пояснял истец, он не знакомился с учетным делом и не знал о дате принятия оспариваемого решения. При этом в адрес истца надлежащим образом заверенная копия выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет не направлялась, а направленное уведомление содержит только лишь указание о порядковом номере и не содержит дату постановки на учет.
В связи с этим у суда отсутствуют основания для применения срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Зейтунян Андрея Антрониковича к МВД по Республике Адыгея об изменении даты принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – удовлетворить.
Обязать к МВД по Республике Адыгея изменить дату принятия Зейтунян Андрея Антрониковича (составом семьи из трех человек) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 06.08.2013г. на 14.02.2013г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий подпись Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2024-006199-17
Подлинник находится в материалах дела № 2-3308/2024 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.