дело №2-3638/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Аскаровой Е.Ф.,
с участием представителя заявителя – Прониной А.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа – Шангуровой В.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киреева И.А. о признании действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Киреев И.А. в порядке главы 25 ГПК РФ в суд с заявлением, и с последующим уточнением требований просил признать незаконными действия Администрации ГО г. Уфа по отказу заявителю в оформлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м, расположенного по адресу: <адрес>, выраженном в письме № от 22.08.2013; возложить обязанность на Администрацию ГО г. Уфа по обеспечению подготовки предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование исковых требований указано, что заявителю на основании права собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Киреев И.А. обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность прилегающего земельного участка площадью <данные изъяты>.м. +/-14 кв.м. Письмом № от 26.04.2012 года Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа предложило представить градостроительное заключение по условиям предоставления данного земельного участка. Во исполнение данного указания заявителем было получено градостроительное заключение № от 15.05.2012 года, по условиям которого предоставление испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством (для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, ведения огородничества) является возможным, вид функционального использования: разрешен, требования по проведению необходимых согласований не предъявлено. В дальнейшем земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Письмом № от 26.03.2013 Управление по земельным ресурсам сообщило о невозможности предоставления указанного участка в связи с отсутствием отдельного проезда. 10.07.2013 года заявитель повторно обратился с письмом о предоставлении участка согласно действующему законодательству, указав, что испрашиваемый земельный участок является продолжением земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, необходим для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, в связи с чем необходимость в отдельном проезде к данному земельному участку отсутствует. Письмом № от 22.08.2013 Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа сообщило о невозможности оформления участка в связи с тем, что действующем законодательством установление публичного сервитута в отношении частных лиц недопустимо.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, считала требования необоснованными, указала, что оснований для предоставления земельного участка в аренду не имеется.
Заявитель – Киреев И.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в соответствии со ст. ст. 48, 167, 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В случае, предусмотренном законом, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ).
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что Кирееву И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общая площадь <данные изъяты> кв.м.
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с надворными постройками, принадлежащий Кирееву И.А. на праве собственности.
Киреев И.А. обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в соответствии с действующим законодательством прилегающего земельного участка площадью <данные изъяты>.м. +/-14 кв.м.
Письмом № от 26.04.2012 года Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа предложило представить градостроительное заключение по условиям предоставления данного земельного участка.
Киреевым И.А. получено градостроительное заключение № от 15.05.2012 года, по условиям которого предоставление испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством (для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, ведения огородничества) является возможным, вид функционального использования: разрешен, требования по проведению необходимых согласований не предъявлено.
Письмом № от 26.03.2013 Управление по земельным ресурсам сообщило о невозможности предоставления указанного участка в связи с отсутствием отдельного проезда.
10.07.2013 года Киреев И.А. повторно обратился с письмом о предоставлении участка согласно действующему законодательству, указав, что испрашиваемый земельный участок является продолжением земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, необходим для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, в связи с чем необходимость в отдельном проезде к данному земельному участку отсутствует.
Письмом № от 22.08.2013 Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа сообщило о невозможности оформления участка в связи с тем, что действующем законодательством установление публичного сервитута в отношении частных лиц недопустимо.
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, рядом с жилым домом № сформирован как объект недвижимости и как указано в кадастровом паспорте разрешенное его использование: не указано.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36 часть 1), условия и порядок пользования которой определяется на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
Таким федеральным законом является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий отношения по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что испрашиваемый земельный участок является продолжением земельного участка, принадлежащего Кирееву И.А. на праве собственности, в связи с чем, необходимость в отдельном проезде к данному земельному участку не требуется.
Таким образом, ответ Управления по земельным ресурсам совершен без исследования обстоятельств, влияющих на предоставление земельного участка в аренду.
С момента обращения Киреева И.А. с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка, информация об испрашиваемом земельном участке, и заблаговременная публикация такой информации не обеспечена, что не оспаривалось в судебном заседании представителем заинтересованного лица, чьи действия обжалуются, - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Поскольку Администрацией ГО г. Уфа РБ по поступившему заявлению Киреева И.А. не приняты меры по обеспечению возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без основанном на законе причин, отказ в оформлении испрашиваемого земельного участка, о котором сообщено в письме № от 22.08.2013 года, действия Администрации ГО г. Уфа РБ суд признает не законным.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое действия органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению подготовки предоставления испрашиваемого земельного участка, нарушает право Киреева И.А. на предоставление земельного участка в аренду, а также не соответствует закону – Земельному кодексу РФ, суд удовлетворяет заявление Киреева И.А. о признании действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
заявление Киреева И.А. о признании действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконными, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным действие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по отказу Кирееву И.А. в связи с предоставлением земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м, расположенного по адресу: <адрес>, выраженном в письме № от 22.08.2013. года
Возложить обязанность на Администрацию ГО г. Уфа по обеспечению подготовки предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова