Решение по делу № 2-3488/2018 от 04.10.2018

Дело № 2-3488/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе: судьи Корниенко М.В.,

при секретаре Кашиной Е.В.,

с участием истца Семяшкина А.И., представителя ответчика по доверенности Варнаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2018 года в городе Ухта Республики Коми гражданское дело по иску Семяшкина А.И. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МОГО «Ухта», предоставить жилое помещение, администрации муниципального района «Ижемский» об исключении из указанного списка,

установил:

Семяшкин А.И. (после увеличения исковых требований) обратился в Ухтинский городской суд с требованиями к администрации МОГО «Ухта» об обязании включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МОГО «Ухта» (далее по тексту Список), а также предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и с иском к администрации МР «Ижемский» об исключении его из соответствующего Списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории района «Ижемский».

В обоснование требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; его отец лишен родительских прав, мать умерла; постановлением администрации МР «Ижемский» <...> г..... истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам специализированного найма, С .... года по .... год истец проживал с опекуном по адресу: ..... С .... года по .... год обучался в Ухтинском государственном университете. С <...> г. состоит в трудовых отношениях с ООО «Лукойл-Коми» НШУ «Яреганефть». Постоянное место жительства истца- ...., своего жилья не имеет, имеет регистрацию по месту жительства в квартире у знакомого. В .... году истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с заявлением о включении его в Список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МОГО «Ухта», письмом от <...> г. было отказано на том основании, что он включен в Список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории ..... Однако, истец полагает, что его права нарушаются, т.к. он не проживает в .... с ...., социальные связи с местом выявления и первичного учета его как ребенка –сироты утрачены, в настоящее время его постоянным местом жительства, исходя из положений ст. 20 ГК РФ, является .....

В судебном заседании истец на требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель администрации МОГО «Ухта» Варнакова А.В. исковые требования не признала, указывая, что обеспечить жилым помещением истца должна администрация МР «Ижемский», где истец включен в соответствующий Список, у администрации МОГО «Ухта» не было оснований для включения Семяшкина А.И. в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на данный момент истцу более 23 лет.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (3-е лицо) Канева М.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве указала, что истец реализовал своё право путем постановки в Список на территории МР «Ижемский», местом жительства истца является ..... Регистрация и проживание на иной территории является только местом пребывания. С учетом п.3 ч.1 ст. 5 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» отсутствовали основания для включения Семяшкина А.И. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МОГО «Ухта».

Администрация МР «Ижемский» своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве на заявление Семяшкина А.И. указала, что не имеет возражений против требований истца об исключении из Списка на территории МР «Ижемский» и включении в Список на территории МОГО «Ухта».

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истицы и её представителя, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МР «Ижемский».

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований п.3 ст. 196 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что Семяшкин А.И., <...> г. рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец И.Е. лишен родительских прав на основании решения Ижемского районного суда от <...> г....., его мать Р.Е. умерла <...> г.. Истец воспитывался в семье попечителя Т.Д., проживал с попечителем по адресу: ..... Истец был зарегистрирован по вышеуказанному адресу с .... года по <...> г.. Закрепленного жилья не имел, т.к. родители не имели своего жилья.

С .... года по .... год истец обучался в Ухтинском государственном техническом университете, был зарегистрирован по месту пребывания и проживал в общежитии УГТУ с <...> г. по <...> г.. С <...> г.. по <...> г. состоял на действительной военной службе по призыву. С <...> г. состоит в трудовых отношениях с ООО «Лукойл-Коми» НШУ «Яреганефть». За время проживания в .... имел регистрацию по месту пребывания по разным адресам, у знакомых, постоянной регистрации не имеет.

Справкой №...., выданной межрайонным сектором опеки и попечительства (Ижемский район) Минтруда РК <...> г., подтвержден статус Семяшкина А.И. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и его право на льготы, установленные Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996г.

Судом установлено, что местом выявления и первичного учета истца в качестве ребенка-сироты является муниципальный район «Ижемский».

Постановлением администрации МР «Ижемский» от <...> г..... установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ..... Этим же постановлением Семяшкин А.И. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, представляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МР «Ижемский».

По сообщению администрации МР «Ижемский», дом по адресу:...., снесен.

Уведомлением Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащим сведения по всем субъектам Российской Федерации от <...> г. подтверждается, что за истцом не зарегистрированы права на какие-либо жилые помещения.

<...> г. Семяшкин А.И. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о включении в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением и.о. руководителя администрации МОГО «Ухта» от <...> г..... Семяшкину А.И. отказано во включении в соответствующий Список. При этом Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО Ухта» дано разъяснение, что при обращении истцом представлены сведения и документы, которые не подтверждают право гражданина на включение в Список, истец уже включен в соответствующий список в МР «Ижемский». На этом основании истцу отказано во включении в Список на территории МОГО «Ухта» (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона РК №134-РЗ от 25.12.2015г.)

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания данных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1); жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2); по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу п. 8 ст. 8 этого же Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ №159-ФЗ (далее – Список), (пункт 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года, предусмотрено, что действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

25 декабря 2015 г. в соответствии с Федеральными законами "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Республики Коми N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", который определяет правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан.

В соответствии с указанным Законом Республики Коми жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, место жительства которых находится на территории Республики Коми (статья 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Закона включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц (в ред. Закона РК от 20.12.2016 N 151-РЗ).

На основании части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12. 2015 г. N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

В силу части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализация указанной категории граждан права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений поставлена в зависимость от территории субъекта Российской Федерации, в котором у гражданина находится место жительства.

Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения указанной категории граждан, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.

С момента включения в Список на территории Ижемского района с .... года и до настоящего времени истец не был обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда. В суде достоверно установлено, что постоянным местом жительства истца с .... года является .....

С учетом вышеизложенного, истец в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормами Закона РК № 134-РЗ имеет право на включение в Список и благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МОГО «Ухта».

Иное решение вопроса не будет учитывать законные интересы гражданина при выборе места проживания и не будет соответствовать принципу реальной направленности оказания социальной помощи лицу, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения и утратившему какие-либо связи с местом первичного выявления в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Требования Семяшкина А.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального района «Ижемский» исключить Семяшкина А.И., <...> г. рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым на территории муниципального района «Ижемский».

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» включить Семяшкина А.И., <...> г. рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Семяшкину А.И., <...> г., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МОГО «Ухта».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 24 декабря 2018 года.

Судья- М.В.Корниенко

2-3488/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Семяшкин Анатолий Иванович
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Администрация МР "Ижемский"
Другие
КУМИ МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее