Судья Алтунин А.В. Дело № 33а-8171/2020
(№ 9а-263/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 28 сентября 2020 г.
Судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым Мостовенко Н.Р., рассмотрев в порядке части 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации материал
по частной жалобе Третяка Валерия Николаевича на определения судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 г. об оставлении административного искового заявления без движения и от 23 марта 2020 г. о возвращении административного искового заявления
по его административному исковому заявлению к Отделу судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, о признании незаконным бездействия
установил:
Третяк В.Н. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 г. административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что в нарушение требований статей 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в нём не указаны:
- дата и место рождения административного истца;
- требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями;
- в качестве административного соответчика не указано должностное лицо, принявшее оспариваемое решение;
- сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему в порядке подчинённости лицу жалоба по томе же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Административному истцу установлен срок для устранения выявленных недостатков в течение пяти дней с момента получения данного определения.
16 марта 2020 г. в городской суд поступило заявление об устранении недостатков административного искового заявления.
В связи с не устранением в установленный судом срок выявленных недостатков в полном объёме, определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2020 г. административное исковое заявление возращено административному истцу со всеми приложенными к нему документами, на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе, поданной Третяком В.Н., ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов ввиду нарушения норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для её удовлетворения.
В соответствии со статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: 1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; 2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 10-П гарантированное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту подразумевает создание государством необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы.
Общие требования к форме и содержанию административного искового заявления определены статьёй 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125 названного Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны, в т.ч. наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями изложены в установлены статьёй 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2, 3, 9, 10 части 2 статьи 220 названного Кодекса, в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в т.ч. сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения; требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частью 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
Судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Суд первой инстанции, оставляя 14 февраля 2020 г. административное исковое заявление без движения указал, что в нарушение требований статей 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в нём не указаны: дата и место рождения административного истца; требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями; в качестве административного соответчика не указано должностное лицо, принявшее оспариваемое решение; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему в порядке подчинённости лицу жалоба по томе же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
В пределах установленного судом срока, 16 марта 2020 г. в городской суд поступило заявление об устранении недостатков административного искового заявления, в котором были указаны дата и место рождения административного истца – 5 марта 1963 г, г. Буйнакск, Дагестанская АССР, а также, что его жалобы руководство Федеральной службы судебных приставов пересылает в Отдел судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
Возвращая административное исковое заявление определением от 23 марта 2020 г., судья городского суда указал на не устранение Третяком В.Н. в полном объёме в установленный срок недостатков административного искового заиления, а именно: в заявлении в качестве административного соответчика не указано должностное лицо, принявшее оспариваемое решение; в заявлении отсутствует требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Вместе с тем, в силу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вопросы о дате и месте рождения административного истца, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган или вышестоящему в порядке подчинённости лицу жалоба по томе же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, мог быть разрешён судом после принятия административного искового заявления к производству, как и вопрос о привлечении к участию в деле административного соответчика, тогда как уточнение заявленных требований является правом административного истца.
Учитывая, что судьёй городского суда неверно применены положения процессуального закона, у него отсутствовали основания для оставления административного искового заявления без движения по причинам, изложенным в определении от 14 февраля 2020 г., и как следствие, отсутствовали основания для его возвращения определением от 23 марта 2020 г.
При таких обстоятельствах, определения судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 г. об оставлении административного искового заявления без движения и от 23 марта 2020 г. о возвращении административного искового заявления, подлежат отмене, а материал – направлению в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
Определения судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 г. об оставлении административного искового заявления без движения и от 23 марта 2020 г. о возвращении административного искового заявления - отменить.
Материал направить в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Н.Р. Мостовенко