Судья Гвоздилина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире 6 декабря 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Лаврентьева Л.А. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
Отказать Лаврентьеву Л.А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на санаторно - курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Лаврентьева Л.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Голубевой Е.В., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Лаврентьев Л.А. обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Государственному учреждению - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ТРОФСС РФ) о выплате денежной компенсации за не предоставленную социальную помощь на санаторно - курортное лечение ему и его жене в размере **** руб.**** коп.
В обоснование иска указал, что он, как инвалид **** группы и участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также его жена - инвалид **** группы имеют право на получение социальной услуги в виде санаторно - курортного лечения. В **** году он обратился в ГУ ТРОФСС о предоставлении такого лечения, но путевки не были предоставлены. Просил взыскать с ответчика денежную компенсацию в связи с не обеспечением путевкой, а именно - стоимость приобретенных им двух путевок и оформления в санатории - **** руб., расходы, связанные с проезду к месту лечения и обратно, в сумме **** руб. **** коп.
В судебном заседании истец Лаврентьев Л.А. поддержал исковые требования. Пояснил, что поскольку в ****. и ****. ответчик не предложил ему ни одной санаторно-курортной путевки, в связи с ухудшением состояния здоровья, он в марте ****. приобрел две путевки для себя и жены в санаторий «****» **** области на период с **** по **** марта **** года, который отвечал всем требованиям по профилю их заболеваний, по соотношению цены и качества. Их расходы на проезд к месту отдыха и обратно составили **** руб.**** коп. После возвращения он обратился в ГУ ТРОФСС РФ с заявлением о компенсации произведенных расходов, однако получил отказ со ссылкой на уменьшение размера расходов, получаемых на эти цели. Считал данный отказ незаконным, ссылаясь на Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе на право внеочередного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях.
Представитель ответчика ГУ ТРОФСС РФ по доверенности Кудрявцева Е.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что у истца отсутствует установленное нормативными правовыми актами право требовать взыскания компенсации за не предоставленную социальную помощь в виде компенсации на санаторно-курортное лечение, так как это не предусмотрено Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающим право граждан на предоставление набора социальных услуг в натуральном выражении. В бюджете Фонда социального страхования не предусмотрены средства на выплату компенсаций взамен предоставления таких услуг в натуре, а нецелевое использование бюджетных средств не допускается. Истец не обеспечен путевкой на санаторно - курортное лечение ввиду недостаточности финансирования из федерального бюджета, в связи с чем вина регионального отделения в нарушении прав истца на обеспечение путевкой на санаторно - курортное лечение отсутствует. Кроме того, в **** году Лаврентьев Л.А. отказался от получения путевки в санаторий «Заклязьменский» Владимирской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец Лаврентьев Л.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решения как незаконного в связи с неправильным применением норм материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.
Как установлено судом первой инстанции, Лаврентьев Л.А. является инвалидом **** группы как ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и, ему гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством для граждан данной категории. Его жена Л.Е.Я.. является инвалидом **** группы.
В марте **** года Лаврентьев Л.А. с супругой обратились в Филиал №****
отделения Фонда социального страхования в г.Владимире с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в рамках государственной социальной помощи. На основании поданного заявления они были поставлены на очередь. В **** году и начале **** года путевки истцу предоставлены не были по объективным причинам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик по объективным причинам не предоставил истцу путевку на санаторно-курортное лечение в **** году, поскольку на момент подачи Лаврентьевым Л.А. заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами, имела место недостаточность финансирования из федерального бюджета.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что названным Федеральным законом №178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно - курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328, и федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан осуществляется Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год.
Согласно п. 3.7. указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно - курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), ни Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной помощи инвалидов в Российской Федерации», в редакциях на момент обращения истца с заявлением о предоставлении путевки и выплаты компенсации, не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно - курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.3 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона ( в редакции от 08.12.2010г.).
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) /ч.4 ст. 6.3.Закона/.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг в натуральном выражении или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости, установленной действующим законодательством.
Установлено, что Лаврентьев Л.А. не обращался с заявлениями об отказе от получения в натуре набора социальных услуг на **** и **** годы.
Принимая во внимание, что в **** году за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и, он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.
С выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
При этом судебная коллегия также учитывает, что Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её ч. 1 ст. 7, гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (ст.39, ч.1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).
Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, введенным в действие
с **** г., были внесены существенные изменения и дополнения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые повлияли на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
Статья 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 изложена в новой редакции, не предусматривающей возможность получения денежной компенсации в случае не предоставления путевки на санаторно - курортное лечение. Изменен порядок предоставления других льгот и введены новые выплаты. Данная редакция закона действует с 01.01.2005 г.
Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», дополненный главой 2, предоставил гражданам названной в Законе категории, в том числе и истцу, право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты. Возможность конвертации Законом не предусмотрена.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение и какие - либо конституционные права и свободы граждан не нарушает, поскольку изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут рассматриваться, как лишение данной категории граждан возможности пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме либо получать взамен определенную денежную компенсацию.
Предоставление санаторно - курортной путевки входит в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, представляет по существу меру социальной поддержки, является правом федерального законодателя.
В силу ст. 6.7 приведенного Федерального закона №178-ФЗ порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением лицам указанной категории набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 (с изменениями от 11.03.2011г.), финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в части пенсионного обеспечения и иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию осуществляется Министерством финансов РФ путем ежемесячного перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, в бюджет соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. №101, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются собственностью РФ и могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением. Средства на выплату компенсации стоимости путевки Фонду социального страхования Российской Федерации не выделяются.
Таким образом, отказывая в удовлетворении иска Лаврентьева Л.А. о взыскании денежной компенсации за не предоставленную санаторно - курортную путевку, проезд к месту отдыха и обратно в размере произведенных истцом расходов на самостоятельно приобретенные санаторно-курортные путевки и проезд к месту отдыха и обратно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что такая компенсация в денежном выражении нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р санаторно-курортное лечение отнесено к реабилитационным мероприятиям, предоставляемым инвалиду.
Установив, что за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и, он в **** году не лишен права на получение санаторно- курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, суд правомерно отказал Лаврентьеву Л.А. в удовлетворении иска в рамках заявленных требований.
Ссылкаистца о его праве на внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не относится к предмету спора.
При рассмотрении спора судом первой инстанции были верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, правильно применены и истолкованы нормы материального закона, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Лаврентьева Л.А. не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенным судом толкованием норм материального права и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврентьева Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов