Решение по делу № 02а-1029/2024 от 15.04.2024

 

 

77RS0001-02-2024-005975-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

23 октября 2024 года                                                                                 г. Москва

 

Бабушкинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Меркушовой А.С. при секретаре Сидорове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1029/2024 по административному исковому заявлению ИФНС России 16 по г. Москве к Кобозевой * о взыскании задолженности по налогу, пени,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ИФНС России 16 по г.Москве обратилась в суд с административным иском к Кобозевой Д.М. о взыскании суммы недоимки по земельному налогу за 2018 и 2019 годы – 1 606 руб., пени в размере 36 548 руб. 15 коп. В обоснование административного иска ИФНС №16 по г. Москве указывает, что в исследуемом налоговом периоде у Кобозевой Д.М. имелся земельный участок по адресу: *. Административному ответчику был начислен налог за указанное имущество за 2018 и 2019 годы, однако Кобозева Д.М. налог не уплатила, в связи с чем образовалась спорная задолженность.

Представитель административного истца в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала, просила восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Кобозевой Д.М. – адвокат Лосевская И.Л. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, заявила о пропуске срока на обращение в суд.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно ст.409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество физических лиц установлен Главой 32 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст. 400 которого плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, когда законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. 

В силу ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. 

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, составляет 0,3 %.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Суд установил, что в исследуемом налоговом периоде в 2018 и 2019 годах у Кобозевой Д.М. имелся земельный участок по адресу: *. Административному ответчику был начислен налог за указанное имущество за 2018 и 2019 годы.

Мировым судьей судебного участка №319 Ярославского района города Москвы от 06.02.2024 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Кобозевой Д.М. в пользу ИФНС России №16 по г. Москве недоимки за 2022 год по земельному налогу в размере 1 606 руб., пени в размере 36 548 руб. 15 коп.

Определением мирового суди от 16.02.2024 г. на основании заявления Кобозевой Д.М., указанный судебный приказ был отменен.

Факт направления указанного требования подтверждается материалами дела.

Согласно п.6 ст.58 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В отличие от налогового уведомления согласно ч.2 ст.69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п.6 ст.69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (в редакции до Федерального закона от 04.11.2014 №347-ФЗ отсутствовало указание на личный кабинет).

Выставление требования об уплате налога (сбора) является мерой принудительного характера, так как в силу ст.48 Налогового кодекса РФ в пределах 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговой инспекции предоставлено право на взыскание недоимки и пени в судебном порядке.

Требование об уплате налога в соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений п.6 ст.69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Статьями 52 (п.4) и 69 (п.6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказными письмами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.2010 №468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.

Положениями п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 Налогового кодекса РФ).

Как следует из разъяснений, изложенных в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999№ 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса, сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012№479-О-О).

Проверяя соблюдение истцом срока для обращения в суд, суд исходит из нижеследующего.

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений и на дату обращения истца в суд с настоящим иском, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000рублей.

Согласно ч.5 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Судом установлено, что срок исполнения требования об уплате налога был установлен Левченко С.М. до 26.07.2023 г., однако в указанный срок данное требование исполнено ответчиком не было. Следовательно, с административным иском о взыскании недоимки по налогу истец должен был обратиться в срок до 26.01.2024 г. 

Настоящее административное исковое заявление направлено в Бабушкинский районный суд г.Москвы 15.04.2024г., то есть с пропуском установленного законом срока.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в соответствии со статьей 205 ГК РФ с учетом положений пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При этом, суд учитывает, что исходя из целей и характера деятельности истца, его правового статуса, ни загруженность организации, ни большой объем обрабатываемых документов, не освобождают налоговый орган от обязанности надлежащим образом исполнять требования действующего законодательства в части соблюдения срока обращения в суд.

При таком положении, поскольку административный истец пропустил срок на обращение в суд с административным иском, данный срок является пресекательным и применяется вне зависимости от мнения административного ответчика, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России №16 по г. Москве к Кобозевой * о взыскании задолженности по налогу, пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 30 октября 2024

 

Судья А.С. Меркушова

02а-1029/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу
Истцы
ИФНС № 16 по Москве
Ответчики
Кобозева Д.М.
Суд
Бабушкинский районный суд Москвы
Судья
Меркушова А.С.
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
15.04.2024Регистрация поступившего заявления
18.04.2024Заявление принято к производству
18.04.2024Подготовка к рассмотрению
10.06.2024Рассмотрение
23.10.2024Вынесено решение
03.12.2024Вступило в силу
18.04.2024У судьи
03.07.2024В канцелярии
10.07.2024У судьи
16.07.2024В канцелярии
09.09.2024У судьи
13.09.2024В канцелярии
20.09.2024У судьи
02.10.2024В канцелярии
03.10.2024У судьи
21.10.2024В канцелярии
21.10.2024У судьи
01.11.2024В канцелярии
09.12.2024Архив канцелярии
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее