Решение по делу № 2-226/2024 от 30.01.2024

Дело № 2-226/2024

УИД 47RS0013-01-2024-000061-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» июня 2024 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Т.С.,

при секретаре Филатковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычева Юрия Васильевича к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» о взыскании основного долга, штрафа, компенсации морального вреда, восстановлении выплат в прежнем размере на примере выплат за летний период,

установил:

Сарычев Ю.В. обратился в суд с иском указанным иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (далее также – ЛОГКУ «ЦСЗН») о взыскании основного долга, штрафа, компенсации морального вреда, о восстановлении выплат в прежнем размере на примере выплат за летний период.

В обоснование исковых требований указано, что истец – гражданин, имеющий право на льготы и получавший их до сентября 2023 года.

19 октября 2023 года ответчик распоряжением решил отказать в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сославшись на интернет-сведения, размещенные в ГИС ЖКХ, где указано, что за истцом числится задолженность перед АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Примерно в это же время он получил уведомление от ЛОГКУ «ЦСЗН» от 03 октября 2023 года о приостановлении выплаты компенсации по ЖКУ по тем же основаниям.

Верховный Судом Российской Федерации в деле сделаны выводы о том, что сама по себе информация о задолженности у получателя компенсации – не безусловное основание для приостановления выплаты; нельзя произвольно прекратить выплаты – надо соблюсти процедуру; приостановить выплату можно только тогда, когда для задолженности нет уважительных причин или не выполнено соглашение по погашению долга. Если по поводу долга возник спор, бремя доказывания – на уполномоченном органе; если причина долга уважительная - отказать в выплате гражданину нельзя; если долга нет - приостанавливать соцподдержку незаконно.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение, в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда.

Вне зависимости от присужденной суммы в пользу истца, ссылаясь на положения п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», считает справедливым возместить причиненный ответчиком моральный вред в размере <данные изъяты>.

Просит взыскать с ответчика сумму основного долга в размере <данные изъяты>., штраф в размере 50 % - <данные изъяты>., возмещение морального вреда в размере <данные изъяты>., восстановить выплаты в прежнем размере на примере выплат за летний период (л.д. 6).

В письменных возражениях на иск представитель ответчика Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» просит в удовлетворении исковых требований Сарычева Ю.В. отказать, поясняя, что 20 сентября 2023 года Сарычев Ю.В. посредством государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и о проверке фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за предыдущий субсидируемый период.

На основании поступившего заявления в рамках электронного межведомственного взаимодействия 20 сентября 2023 года направлен запрос с Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства с целью получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности у заявителя.

29 сентября 2023 года получен ответ о наличии судебной задолженности. Сведения о судебной задолженности предоставлены поставщиком ЖКУ – акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

09 октября 2023 гола повторно направлен запрос в ГИС ЖКХ для получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности.

18 октября 2023 года получен ответ о наличии судебной задолженности. Сведения о судебной задолженности предоставлены поставщиком услуг ЖКУ – акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Правила предоставления субсидии регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

На основании полученной информации из ГИС ЖКХ филиал учреждения в Подпорожском районе вынес распоряжение об отказе в предоставлении государственной услуги от 19 октября 2023 года на основании пункта 6 Правил.

03 октября 2023 года филиал направил в адрес истца уведомление о приостановлении выплат компенсации на жилищные коммунальные услуги на основании сведений, поступивших из ГИС ЖКХ.

Правила предоставления компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области регламентируются Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 марта 2018 года № 78 «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».

В соответствии с пунктом 4.3 правил 2 выплата компенсации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором у получателя ежемесячной денежной компенсации наступили в том числе следующие обстоятельства: наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась в период не более чем три последних года. данные сведения поступили в филиал 29 сентября 2023 года.

Учитывая, что специалисты филиала строго руководствовались вышеуказанными нормативными правовыми актами при рассмотрении заявления истца на предоставление государственной услуги и вынесли верное распоряжение, нанесение морального вреда ответчиком не допущено (л.д. 23-24).

В письменных пояснениях представитель ответчика указывает, что 18 августа 2023 года из ГИС ЖКХ в рамках электронного межведомственного взаимодействия АИС «Соцзащита» в филиал учреждения в Подпорожском районе поступили сведения о наличии судебной задолженности у Сарычева Ю.В. перед АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». 07 сентября 2023 года филиал посредством АИС «Соцзащита» направил запрос в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о предоставлении сведений о наличии судебной задолженности в отношении Сарычева Ю.В.

25 сентября 2023 года из АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» поступил ответ, из которого следует, что у Сарычева Ю.В. имеется судебная задолженность.

В соответствии с подп. «г» п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление субсидии прекращается при наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более последних года.

Сарычеву Ю.В. направлено распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги.

Порядком не предусмотрен механизм и обязанность ответчика выяснения причин образовавшейся судебной задолженности. Задолженность является судебной, следовательно, судья принял подобное решение на основании действующего законодательства, в том числе признал образовавшуюся задолженность по причинам, не являющимся уважительными.

В соответствии с пунктом 63 Порядка предоставление субсидии прекращаете числе с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу известно о наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не боле чем три последних года.

Филиал получил информацию о судебной задолженности, образовавшейся у гражданина Сарычева Ю.В., в установленном законом порядке, что и явилось основанием для применения подп. «г» п. 60 Порядка.

Сарычев Ю.В. относится к категории «гражданин, расходы которого на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого смещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».

Государственная услуга предоставлена гражданину Сарычеву Ю.В. с 01 апреля 2023 года по 30 сентября 2023 года в размере <данные изъяты>., и выплачено <данные изъяты>.. В предоставлении государственной услуги отказано с 01 сентября 2023 года на основании распоряжения от 04 октября 2023 года (л.д. 64-66).

В дополнениях к возражениям представитель ответчика указал, что 16 января 2024 года из ГИС ЖКХ поступили сведения об отсутствии судебной задолженности у гражданина Сарычева Ю.В. На основании полученных данных 17 января 2024 года вынесено решение об отмене распоряжения от 19 октября 2023 года.

19 января 2024 года вынесено распоряжение о назначении государственной услуги по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 октября 2023 года по 31 марта 2024 года в размере <данные изъяты>. Данное распоряжение и уведомление от 22 января 2024 года направлено в адрес гражданина Сарычева Ю.В. на бумажном носителе посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

В уведомлении гражданину Сарычеву Ю.В. сообщалось о том, что при предоставлении государственной услуги образовалась переплата в сумме <данные изъяты>., выявленная при проведении сверки выплаченной суммы субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за субсидируемый период с 01 апреля 2023 по 31 августа 2023 года. Выплата назначенной субсидии по распоряжению от 19 января 2024 года будет производиться с учетом удержания. За период с 01 октября 2023 года по 31 января 2024 года гражданину начислена субсидия в сумме <данные изъяты>., но в связи с образовавшейся переплатой данная сумма полностью списана в счет погашения задолженности.

В соответствии с пунктами 27, 27 (1), 27 (2), 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 07 февраля 2024 года от Сарычева Ю.В. в рамках предоставления государственной услуги «Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг» поступило заявление о прекращении предоставления государственной услуги, в котором гражданин просит прекратить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании данного заявления 13 февраля 2024 года вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги .

На основании сведений, поступивших 18 августа 2023 года из ГИС ЖКХ в рамках электронного межведомственного взаимодействия о наличии у получателя судебной задолженности, с 01 сентября 2023 года Сарычеву Ю.В. приостановлена выплата федеральной ежемесячной денежной компенсации. В адрес гражданина Сарычева Ю.В. направлено уведомление от 03 октября 2023 года о приостановлении выплаты компенсации.

16 января 2024 года из ГИС ЖКХ получены сведения об отсутствии судебной задолженности.

На основании данных сведений гражданину Сарычеву Ю.В. возобновлена выплата компенсации с 01 сентября 2023 года.

17 января 2024 года в лицевом счете гражданина произведен перерасчет за период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года. 25 января 2024 года сумма по перерасчету в размере <данные изъяты>. отправлена на выплату гражданину и 02 февраля 2024 года зачислена на расчетный счет Филиал Банка ВТБ (ПАО) в <адрес> (л.д. 120-121).

Протокольным определением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 88 оборот).

Истец Сарычев Ю.В., ответчик Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихсяучаствующих в деле лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсациирасходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ч. 1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

По смыслу ст. 160ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (п. 45Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.3 ст. 160ЖК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу нормативного предписания ч. 7 ст. 159ЖК РФПостановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года№ 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Согласно п. 2 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимумамаксимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (п. 3 Правил).

В соответствии с п. 6 Правил субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

В частности, п соответствии с подп. «г» р. 60 Правил № 761 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии наличия у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии.

В их перечень, согласно пп. «ж» указанного пункта Правил № 761, входят сведения, подтверждающие отсутствие у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидовна предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно сведениям ОСФР Сарычев является получателем страховой пенсии по инвалидности (л.д. 83).

Из материалов дела следует, чтораспоряжением Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» филиал в Подпорожском районе от 25 апреля 2023 года Сарычеву Ю.В. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальные услуги с 01 апреля 2023 года по 30 сентября 2023 года в размере <данные изъяты>. (л.д. 67).

20 сентября 2023 года Сарычев Ю.В. посредством государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлениемо проверке фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за предыдущий субсидируемый период, и о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 29-31).

ЛОГКУ «ЦСЗН» направлен запрос вгосударственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства с целью получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности у заявителя (л.д. 71).

03 октября 2023 года ЛОГКУ «ЦСЗН» в адрес Сарычева Ю.В. направлено уведомление о приостановлении выплаты «Федеральная ежемесячная денежная компенсация» с 01 сентября 2023 года по причине наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года» согласно сведениям, поступившим из ГИС ЖКХ (л.д. 144).

18 октября 2023 года ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» получен ответ акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о наличии у Сарычева Ю.В. непогашенной задолженности по услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами», задолженность по услуге «Обращение с ТКО» подтвержденная судебным актом, в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 октября 2023 года не погашена Сарычевым Ю.В. (л.д. 34, 68-69, 70, 72).

Распоряжением Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» филиал в Подпорожском районе от 19 октября 2023 года Сарычеву Ю.В. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 и наличием в ГИС ЖКХ сведений о подтвержденной судебным актом задолженности заявителя по коммунальным услугам, предоставленным АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 32).

19 октября 2023 года ЛОГКУ «ЦСЗН» после получения справки по лицевому счету по адресу: <адрес>, осуществлен перерасчет выплаченных сумм субсидий за период с 01 апреля 2023 года по 31 августа 2023 года и принято распоряжение об удержании переплаты, образовавшейся в связи со сверкой выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме <данные изъяты>. за период с 01 апреля 2023 года по 31 августа 2023 года (л.д. 140 оборот – 141).

Сарычеву Ю.В. направлено уведомление о наличии переплаты в сумме <данные изъяты>. и об отсутствии права на получение субсидии с 01 октября 2023 года, предложением возвратить в добровольном порядке излишне полученные в сумме <данные изъяты> субсидии (л.д. 141 оборот).

Упомянутые выше решения о приостановлении и о прекращении выплат компенсации и субсидии приняты ответчиком на основании сведений, размещенных в ГИС ЖКХ АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» о наличии у Сарычева Ю.В. задолженности по оплате коммунальной услуги, установленной судебным приказом мирового судьи судебного участка № 57 Подпорожского района Ленинградской области от 09 ноября 2022 года по делу (л.д. 57), что усматривается из сведений, размещенных в электронном личном деле Сарычева Ю.В. (л.д. 68-69), сведений о судебной задолженности из ГИС ЖКХ (л.д. 70).

Между тем, судебный приказ от 09 ноября 2022 года по делу отменен определением мирового судьи от 30 ноября 2022 года в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения (л.д. 58).

Из представленных ответчиком письменных материалов следует, что до принятия решения о прекращении выплаты субсидии и о приостановлении выплаты компенсации ответчиком в целях проверки актуальности сведений о задолженности направлен соответствующий запрос в АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 71), в ответе на который сообщено об актуальности содержащейся в ГИС ЖКХ информации о задолженности Сарычева Ю.В. по коммунальной услуге (л.д. 72).

Из исследованных судом доказательств также установлено, что реестр для актуализации данных об отсутствии у истца судебной задолженности направлен АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в адрес АО «ЕИРЦ ЛО» 05 декабря 2023 года (л.д. 111). На основании указанного обращения в ГИС ЖКХ исключены сведения о задолженности Сарычева Ю.В. за коммунальную услугу (л.д. 112).

16 января 2024 годаЛОГКУ «ЦСЗН» получены из ГИС ЖКХ сведения об отсутствии судебной задолженности у Сарычева Ю.В.

На основании полученных данных 17 января 2024 года ответчиком вынесено решение об отмене распоряжения от 19 октября 2023 года (л.д. 132).

19 января 2024 года вынесено распоряжение о назначении государственной услуги по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 октября 2023 года по 31 марта 2024 года в размере <данные изъяты>. (л.д. 145).

Ответчиком за период с сентября 2023 года по 31 января 2024 года Сарычеву Ю.В. начислена субсидия в сумме <данные изъяты>., но в связи с образовавшейся переплатой данная сумма полностью списана в счет погашения имевшейся задолженности, образовавшейся в связи с переплатой, что отражено карточке лицевого счета Сарычева Ю.В. (л.д. 143).

Из карточки лицевого счета также установлено, что Сарычеву Ю.В. ответчиком выполнен перерасчет федеральной ежемесячной денежной компенсации за период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года, начислена ФЕДК за январь 2024 года, всего на сумму <данные изъяты>., которые перечислены на банковский счет истца 25 января 2024 года и фактически выплачены получателю 02 февраля 2024 года (л.д. 146, 148).

07 февраля 2024 гола от Сарычева Ю.В. в рамках предоставления государственной услуги «Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг» поступило заявление о прекращении предоставления государственной услуги, в котором просит прекратить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 149).

На основании данного заявления 13 февраля 2024 года вынесено распоряжение о прекращении предоставления данной услуги (л.д. 133).

Таким образом, представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что после установления факта отсутствия подтвержденной вступившим в законную силу судебным постановлением задолженности по оплате коммунальных услуг ответчиком осуществлен перерасчет суммы субсидии за спорный период с сентября 2023 года по январь 2024 года, сумма начисленной субсидии направлена в счет погашения образовавшейся переплаты, установленной в результате проведенной сверки данных лицевого счета, предоставленных АО «ЕИРЦ ЛО» о начислениях платы за жилье и коммунальные услуги, с фактически выплаченными суммами субсидий за период с апреля 2023 года по август 2023 года (л.д. 141).

Ответчиком также выполнен перерасчет ФЕДК за период, указанный истцом, начисленная компенсация в сумме <данные изъяты>. перечислена на банковский счет истца.

В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 12.5 Областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» предусмотрено, что право на региональную социальную доплату к пенсии предоставляется в случае, определенном частью 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пенсионеру, не осуществляющему работу и(или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом указанной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Ленинградской области (ч. 3).

Сведения о назначении истцу Сарычеву Ю.В. региональной социальной доплаты к пенсии в сумме <данные изъяты>. в период с 01 августа 2023 года по 30 сентября 2023 года отражены в перечне мер социальной защиты (поддержки) и производимых выплатах, предоставленных Социальным фондом Российской Федерации (л.д. 80-84) и опровергают доводы Сарычева Ю.В. о наличии задолженности за сентябрь 2023 года. Доказательства назначения Сарычеву Ю.В. РСД на сентябрь 2023 года в размере, указанном в расчете истца (<данные изъяты>.) истцом не представлено и в материалах дела не содержится.

При изложенных выше обстоятельствах, доводы истца о наличии у ответчика ЛОГКУ «ЦСЗН» перед Сарычевым Ю.С. задолженности в размере <данные изъяты>, из которых <данные изъяты>. – задолженность по РСД за сентябрь 2023 года, <данные изъяты>. – задолженность по выплате субсидий за период с сентября 2023 года по январь 2024 года, <данные изъяты>. – задолженность по ФЕДК с октября 2023 года по январь 2024 года (л.д. 16) – нельзя признать обоснованными. Ответчиком надлежащим образом произведен перерасчет причитающихся истцу денежных сумм субсидий, компенсаций и социальной доплаты за указанный период, представленными в дело доказательствами убедительно подтверждено отсутствие задолженности перед истцом по спорным выплатам.

При таком положении исковые требования Сарычева Ю.В. о взыскании с ЛОГКУ «ЦСЗН» задолженности в сумме <данные изъяты>. и об обязании восстановить выплаты в прежнем размере не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Выплата Сарычеву Ю.В. субсидии и ФЕДК в период с октября 2023 года по 17 января 2024 года не осуществлялась на основании принятого в установленном законом порядке решения ЛОГКУ «ЦСЗН», которое самостоятельно отменено ответчиком при установлении недостоверности сведений, послуживших основанием для его принятия, ответчиком произведен надлежащий перерасчет денежных сумм за спорный период. Временное прекращение спорных выплат не было следствием неправомерных действий ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком не были нарушены личные неимущественные права истца и оснований для взыскания с ответчика в пользу Сарычева Ю.В. компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. не имеется.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Предусмотренных указанной правовой нормой оснований для взыскания с ЛОГКУ «ЦСЗН» в пользу Сарычева Ю.В. штрафа в данном случае не имеется, права истца как потребителя ответчиком не нарушены.

С учетом изложенного, суд признает исковые требования Сарычева Ю.В. к ЛОГКУ «ЦСЗН» не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сарычева Юрия Васильевича (паспорт ) к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (ИНН , ОГРН ) о взыскании основного долга в размере 27124 руб. 36 коп., компенсации морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп., штрафа в размере 50 % в размере 13562 руб. 18 коп., восстановлении выплат в прежнем размере - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий

Решение в окончательной форме составлено «13» июня 2024 года.

Дело № 2-226/2024

УИД 47RS0013-01-2024-000061-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» июня 2024 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Т.С.,

при секретаре Филатковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычева Юрия Васильевича к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» о взыскании основного долга, штрафа, компенсации морального вреда, восстановлении выплат в прежнем размере на примере выплат за летний период,

установил:

Сарычев Ю.В. обратился в суд с иском указанным иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (далее также – ЛОГКУ «ЦСЗН») о взыскании основного долга, штрафа, компенсации морального вреда, о восстановлении выплат в прежнем размере на примере выплат за летний период.

В обоснование исковых требований указано, что истец – гражданин, имеющий право на льготы и получавший их до сентября 2023 года.

19 октября 2023 года ответчик распоряжением решил отказать в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сославшись на интернет-сведения, размещенные в ГИС ЖКХ, где указано, что за истцом числится задолженность перед АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Примерно в это же время он получил уведомление от ЛОГКУ «ЦСЗН» от 03 октября 2023 года о приостановлении выплаты компенсации по ЖКУ по тем же основаниям.

Верховный Судом Российской Федерации в деле сделаны выводы о том, что сама по себе информация о задолженности у получателя компенсации – не безусловное основание для приостановления выплаты; нельзя произвольно прекратить выплаты – надо соблюсти процедуру; приостановить выплату можно только тогда, когда для задолженности нет уважительных причин или не выполнено соглашение по погашению долга. Если по поводу долга возник спор, бремя доказывания – на уполномоченном органе; если причина долга уважительная - отказать в выплате гражданину нельзя; если долга нет - приостанавливать соцподдержку незаконно.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение, в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда.

Вне зависимости от присужденной суммы в пользу истца, ссылаясь на положения п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», считает справедливым возместить причиненный ответчиком моральный вред в размере <данные изъяты>.

Просит взыскать с ответчика сумму основного долга в размере <данные изъяты>., штраф в размере 50 % - <данные изъяты>., возмещение морального вреда в размере <данные изъяты>., восстановить выплаты в прежнем размере на примере выплат за летний период (л.д. 6).

В письменных возражениях на иск представитель ответчика Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» просит в удовлетворении исковых требований Сарычева Ю.В. отказать, поясняя, что 20 сентября 2023 года Сарычев Ю.В. посредством государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и о проверке фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за предыдущий субсидируемый период.

На основании поступившего заявления в рамках электронного межведомственного взаимодействия 20 сентября 2023 года направлен запрос с Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства с целью получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности у заявителя.

29 сентября 2023 года получен ответ о наличии судебной задолженности. Сведения о судебной задолженности предоставлены поставщиком ЖКУ – акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

09 октября 2023 гола повторно направлен запрос в ГИС ЖКХ для получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности.

18 октября 2023 года получен ответ о наличии судебной задолженности. Сведения о судебной задолженности предоставлены поставщиком услуг ЖКУ – акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Правила предоставления субсидии регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

На основании полученной информации из ГИС ЖКХ филиал учреждения в Подпорожском районе вынес распоряжение об отказе в предоставлении государственной услуги от 19 октября 2023 года на основании пункта 6 Правил.

03 октября 2023 года филиал направил в адрес истца уведомление о приостановлении выплат компенсации на жилищные коммунальные услуги на основании сведений, поступивших из ГИС ЖКХ.

Правила предоставления компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области регламентируются Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 марта 2018 года № 78 «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».

В соответствии с пунктом 4.3 правил 2 выплата компенсации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором у получателя ежемесячной денежной компенсации наступили в том числе следующие обстоятельства: наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась в период не более чем три последних года. данные сведения поступили в филиал 29 сентября 2023 года.

Учитывая, что специалисты филиала строго руководствовались вышеуказанными нормативными правовыми актами при рассмотрении заявления истца на предоставление государственной услуги и вынесли верное распоряжение, нанесение морального вреда ответчиком не допущено (л.д. 23-24).

В письменных пояснениях представитель ответчика указывает, что 18 августа 2023 года из ГИС ЖКХ в рамках электронного межведомственного взаимодействия АИС «Соцзащита» в филиал учреждения в Подпорожском районе поступили сведения о наличии судебной задолженности у Сарычева Ю.В. перед АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». 07 сентября 2023 года филиал посредством АИС «Соцзащита» направил запрос в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о предоставлении сведений о наличии судебной задолженности в отношении Сарычева Ю.В.

25 сентября 2023 года из АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» поступил ответ, из которого следует, что у Сарычева Ю.В. имеется судебная задолженность.

В соответствии с подп. «г» п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление субсидии прекращается при наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более последних года.

Сарычеву Ю.В. направлено распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги.

Порядком не предусмотрен механизм и обязанность ответчика выяснения причин образовавшейся судебной задолженности. Задолженность является судебной, следовательно, судья принял подобное решение на основании действующего законодательства, в том числе признал образовавшуюся задолженность по причинам, не являющимся уважительными.

В соответствии с пунктом 63 Порядка предоставление субсидии прекращаете числе с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу известно о наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не боле чем три последних года.

Филиал получил информацию о судебной задолженности, образовавшейся у гражданина Сарычева Ю.В., в установленном законом порядке, что и явилось основанием для применения подп. «г» п. 60 Порядка.

Сарычев Ю.В. относится к категории «гражданин, расходы которого на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого смещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».

Государственная услуга предоставлена гражданину Сарычеву Ю.В. с 01 апреля 2023 года по 30 сентября 2023 года в размере <данные изъяты>., и выплачено <данные изъяты>.. В предоставлении государственной услуги отказано с 01 сентября 2023 года на основании распоряжения от 04 октября 2023 года (л.д. 64-66).

В дополнениях к возражениям представитель ответчика указал, что 16 января 2024 года из ГИС ЖКХ поступили сведения об отсутствии судебной задолженности у гражданина Сарычева Ю.В. На основании полученных данных 17 января 2024 года вынесено решение об отмене распоряжения от 19 октября 2023 года.

19 января 2024 года вынесено распоряжение о назначении государственной услуги по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 октября 2023 года по 31 марта 2024 года в размере <данные изъяты>. Данное распоряжение и уведомление от 22 января 2024 года направлено в адрес гражданина Сарычева Ю.В. на бумажном носителе посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

В уведомлении гражданину Сарычеву Ю.В. сообщалось о том, что при предоставлении государственной услуги образовалась переплата в сумме <данные изъяты>., выявленная при проведении сверки выплаченной суммы субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за субсидируемый период с 01 апреля 2023 по 31 августа 2023 года. Выплата назначенной субсидии по распоряжению от 19 января 2024 года будет производиться с учетом удержания. За период с 01 октября 2023 года по 31 января 2024 года гражданину начислена субсидия в сумме <данные изъяты>., но в связи с образовавшейся переплатой данная сумма полностью списана в счет погашения задолженности.

В соответствии с пунктами 27, 27 (1), 27 (2), 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 07 февраля 2024 года от Сарычева Ю.В. в рамках предоставления государственной услуги «Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг» поступило заявление о прекращении предоставления государственной услуги, в котором гражданин просит прекратить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании данного заявления 13 февраля 2024 года вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной услуги .

На основании сведений, поступивших 18 августа 2023 года из ГИС ЖКХ в рамках электронного межведомственного взаимодействия о наличии у получателя судебной задолженности, с 01 сентября 2023 года Сарычеву Ю.В. приостановлена выплата федеральной ежемесячной денежной компенсации. В адрес гражданина Сарычева Ю.В. направлено уведомление от 03 октября 2023 года о приостановлении выплаты компенсации.

16 января 2024 года из ГИС ЖКХ получены сведения об отсутствии судебной задолженности.

На основании данных сведений гражданину Сарычеву Ю.В. возобновлена выплата компенсации с 01 сентября 2023 года.

17 января 2024 года в лицевом счете гражданина произведен перерасчет за период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года. 25 января 2024 года сумма по перерасчету в размере <данные изъяты>. отправлена на выплату гражданину и 02 февраля 2024 года зачислена на расчетный счет Филиал Банка ВТБ (ПАО) в <адрес> (л.д. 120-121).

Протокольным определением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 88 оборот).

Истец Сарычев Ю.В., ответчик Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихсяучаствующих в деле лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсациирасходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ч. 1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

По смыслу ст. 160ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (п. 45Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.3 ст. 160ЖК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу нормативного предписания ч. 7 ст. 159ЖК РФПостановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года№ 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Согласно п. 2 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимумамаксимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (п. 3 Правил).

В соответствии с п. 6 Правил субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

В частности, п соответствии с подп. «г» р. 60 Правил № 761 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии наличия у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии.

В их перечень, согласно пп. «ж» указанного пункта Правил № 761, входят сведения, подтверждающие отсутствие у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидовна предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно сведениям ОСФР Сарычев является получателем страховой пенсии по инвалидности (л.д. 83).

Из материалов дела следует, чтораспоряжением Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» филиал в Подпорожском районе от 25 апреля 2023 года Сарычеву Ю.В. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальные услуги с 01 апреля 2023 года по 30 сентября 2023 года в размере <данные изъяты>. (л.д. 67).

20 сентября 2023 года Сарычев Ю.В. посредством государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлениемо проверке фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за предыдущий субсидируемый период, и о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 29-31).

ЛОГКУ «ЦСЗН» направлен запрос вгосударственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства с целью получения сведений о наличии (отсутствии) судебной задолженности у заявителя (л.д. 71).

03 октября 2023 года ЛОГКУ «ЦСЗН» в адрес Сарычева Ю.В. направлено уведомление о приостановлении выплаты «Федеральная ежемесячная денежная компенсация» с 01 сентября 2023 года по причине наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года» согласно сведениям, поступившим из ГИС ЖКХ (л.д. 144).

18 октября 2023 года ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» получен ответ акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о наличии у Сарычева Ю.В. непогашенной задолженности по услуге «Обращение с твердыми коммунальными отходами», задолженность по услуге «Обращение с ТКО» подтвержденная судебным актом, в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 октября 2023 года не погашена Сарычевым Ю.В. (л.д. 34, 68-69, 70, 72).

Распоряжением Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» филиал в Подпорожском районе от 19 октября 2023 года Сарычеву Ю.В. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 и наличием в ГИС ЖКХ сведений о подтвержденной судебным актом задолженности заявителя по коммунальным услугам, предоставленным АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 32).

19 октября 2023 года ЛОГКУ «ЦСЗН» после получения справки по лицевому счету по адресу: <адрес>, осуществлен перерасчет выплаченных сумм субсидий за период с 01 апреля 2023 года по 31 августа 2023 года и принято распоряжение об удержании переплаты, образовавшейся в связи со сверкой выплаченной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме <данные изъяты>. за период с 01 апреля 2023 года по 31 августа 2023 года (л.д. 140 оборот – 141).

Сарычеву Ю.В. направлено уведомление о наличии переплаты в сумме <данные изъяты>. и об отсутствии права на получение субсидии с 01 октября 2023 года, предложением возвратить в добровольном порядке излишне полученные в сумме <данные изъяты> субсидии (л.д. 141 оборот).

Упомянутые выше решения о приостановлении и о прекращении выплат компенсации и субсидии приняты ответчиком на основании сведений, размещенных в ГИС ЖКХ АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» о наличии у Сарычева Ю.В. задолженности по оплате коммунальной услуги, установленной судебным приказом мирового судьи судебного участка № 57 Подпорожского района Ленинградской области от 09 ноября 2022 года по делу (л.д. 57), что усматривается из сведений, размещенных в электронном личном деле Сарычева Ю.В. (л.д. 68-69), сведений о судебной задолженности из ГИС ЖКХ (л.д. 70).

Между тем, судебный приказ от 09 ноября 2022 года по делу отменен определением мирового судьи от 30 ноября 2022 года в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения (л.д. 58).

Из представленных ответчиком письменных материалов следует, что до принятия решения о прекращении выплаты субсидии и о приостановлении выплаты компенсации ответчиком в целях проверки актуальности сведений о задолженности направлен соответствующий запрос в АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (л.д. 71), в ответе на который сообщено об актуальности содержащейся в ГИС ЖКХ информации о задолженности Сарычева Ю.В. по коммунальной услуге (л.д. 72).

Из исследованных судом доказательств также установлено, что реестр для актуализации данных об отсутствии у истца судебной задолженности направлен АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в адрес АО «ЕИРЦ ЛО» 05 декабря 2023 года (л.д. 111). На основании указанного обращения в ГИС ЖКХ исключены сведения о задолженности Сарычева Ю.В. за коммунальную услугу (л.д. 112).

16 января 2024 годаЛОГКУ «ЦСЗН» получены из ГИС ЖКХ сведения об отсутствии судебной задолженности у Сарычева Ю.В.

На основании полученных данных 17 января 2024 года ответчиком вынесено решение об отмене распоряжения от 19 октября 2023 года (л.д. 132).

19 января 2024 года вынесено распоряжение о назначении государственной услуги по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 октября 2023 года по 31 марта 2024 года в размере <данные изъяты>. (л.д. 145).

Ответчиком за период с сентября 2023 года по 31 января 2024 года Сарычеву Ю.В. начислена субсидия в сумме <данные изъяты>., но в связи с образовавшейся переплатой данная сумма полностью списана в счет погашения имевшейся задолженности, образовавшейся в связи с переплатой, что отражено карточке лицевого счета Сарычева Ю.В. (л.д. 143).

Из карточки лицевого счета также установлено, что Сарычеву Ю.В. ответчиком выполнен перерасчет федеральной ежемесячной денежной компенсации за период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года, начислена ФЕДК за январь 2024 года, всего на сумму <данные изъяты>., которые перечислены на банковский счет истца 25 января 2024 года и фактически выплачены получателю 02 февраля 2024 года (л.д. 146, 148).

07 февраля 2024 гола от Сарычева Ю.В. в рамках предоставления государственной услуги «Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг» поступило заявление о прекращении предоставления государственной услуги, в котором просит прекратить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 149).

На основании данного заявления 13 февраля 2024 года вынесено распоряжение о прекращении предоставления данной услуги (л.д. 133).

Таким образом, представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что после установления факта отсутствия подтвержденной вступившим в законную силу судебным постановлением задолженности по оплате коммунальных услуг ответчиком осуществлен перерасчет суммы субсидии за спорный период с сентября 2023 года по январь 2024 года, сумма начисленной субсидии направлена в счет погашения образовавшейся переплаты, установленной в результате проведенной сверки данных лицевого счета, предоставленных АО «ЕИРЦ ЛО» о начислениях платы за жилье и коммунальные услуги, с фактически выплаченными суммами субсидий за период с апреля 2023 года по август 2023 года (л.д. 141).

Ответчиком также выполнен перерасчет ФЕДК за период, указанный истцом, начисленная компенсация в сумме <данные изъяты>. перечислена на банковский счет истца.

В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 12.5 Областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» предусмотрено, что право на региональную социальную доплату к пенсии предоставляется в случае, определенном частью 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пенсионеру, не осуществляющему работу и(или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом указанной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Ленинградской области (ч. 3).

Сведения о назначении истцу Сарычеву Ю.В. региональной социальной доплаты к пенсии в сумме <данные изъяты>. в период с 01 августа 2023 года по 30 сентября 2023 года отражены в перечне мер социальной защиты (поддержки) и производимых выплатах, предоставленных Социальным фондом Российской Федерации (л.д. 80-84) и опровергают доводы Сарычева Ю.В. о наличии задолженности за сентябрь 2023 года. Доказательства назначения Сарычеву Ю.В. РСД на сентябрь 2023 года в размере, указанном в расчете истца (<данные изъяты>.) истцом не представлено и в материалах дела не содержится.

При изложенных выше обстоятельствах, доводы истца о наличии у ответчика ЛОГКУ «ЦСЗН» перед Сарычевым Ю.С. задолженности в размере <данные изъяты>, из которых <данные изъяты>. – задолженность по РСД за сентябрь 2023 года, <данные изъяты>. – задолженность по выплате субсидий за период с сентября 2023 года по январь 2024 года, <данные изъяты>. – задолженность по ФЕДК с октября 2023 года по январь 2024 года (л.д. 16) – нельзя признать обоснованными. Ответчиком надлежащим образом произведен перерасчет причитающихся истцу денежных сумм субсидий, компенсаций и социальной доплаты за указанный период, представленными в дело доказательствами убедительно подтверждено отсутствие задолженности перед истцом по спорным выплатам.

При таком положении исковые требования Сарычева Ю.В. о взыскании с ЛОГКУ «ЦСЗН» задолженности в сумме <данные изъяты>. и об обязании восстановить выплаты в прежнем размере не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Выплата Сарычеву Ю.В. субсидии и ФЕДК в период с октября 2023 года по 17 января 2024 года не осуществлялась на основании принятого в установленном законом порядке решения ЛОГКУ «ЦСЗН», которое самостоятельно отменено ответчиком при установлении недостоверности сведений, послуживших основанием для его принятия, ответчиком произведен надлежащий перерасчет денежных сумм за спорный период. Временное прекращение спорных выплат не было следствием неправомерных действий ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком не были нарушены личные неимущественные права истца и оснований для взыскания с ответчика в пользу Сарычева Ю.В. компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. не имеется.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Предусмотренных указанной правовой нормой оснований для взыскания с ЛОГКУ «ЦСЗН» в пользу Сарычева Ю.В. штрафа в данном случае не имеется, права истца как потребителя ответчиком не нарушены.

С учетом изложенного, суд признает исковые требования Сарычева Ю.В. к ЛОГКУ «ЦСЗН» не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сарычева Юрия Васильевича (паспорт ) к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (ИНН , ОГРН ) о взыскании основного долга в размере 27124 руб. 36 коп., компенсации морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп., штрафа в размере 50 % в размере 13562 руб. 18 коп., восстановлении выплат в прежнем размере - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий

Решение в окончательной форме составлено «13» июня 2024 года.

2-226/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сарычев Юрий Васильевич
Ответчики
ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения"
Другие
Акционерное общество " Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
Суд
Подпорожский городской суд Ленинградской области
Судья
Андреева Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
podporozhsky.lo.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2024Передача материалов судье
06.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2024Предварительное судебное заседание
28.03.2024Предварительное судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее