Решение по делу № 2а-270/2021 от 26.02.2021

66RS0038-01-2021-000306-59

    Административное дело №2а-270/2021

    Мотивированное решение

    изготовлено 05 апреля 2021 года

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Город Невьянск Свердловской области                 22 марта 2021 года

    Невьянский городской суд Свердловской области

    в составе председательствующего судьи Балакиной И.А.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Невьянского городского округа к Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, судебному приставу-исполнителю Мезенцевой Ирине Юрьевне,

    установил:

администрация Невьянского городского округа в лице представителя Головневой А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области, ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству ***-ИП; об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 00.00.0000 по исполнительному производству ***-ИП.

В обоснование требований административный истец указал, что 00.00.0000 в администрацию Невьянского городского округа поступило постановление судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству ***-ИП по исполнительному листу № ФС *** от 00.00.0000, выданному Невьянским городским судом по делу ***, о возложении на администрацию Невьянского городского округа обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйной автодороги по .... в ..... Администрация Невьянского городского округа полагает, что взысканный исполнительский сбор не обоснован, нарушает права и законные интересы администрации Невьянского городского округа по следующим основаниям.

Решение Невьянского городского суда по делу *** вступило в законную силу 00.00.0000, постановление о возбуждении исполнительного производства ***-ИП от 00.00.0000 поступило в адрес администрации Невьянского городского округа 00.00.0000, в связи с чем, средства на исполнение решения суда в бюджете Невьянского городского округа на 2020 год не предусмотрены.

Не смотря на отсутствие денежных средств на исполнение решения суда, администрацией Невьянского городского округа принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Невьянского городского суда.

    Для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о регистрации права необходимо, чтобы автодорога была поставлена на кадастровый учет.

В соответствии с проектом планировки жилого района <*****> дорога по .... является проектной дорогой.

Для устройства вышеуказанной дороги необходимо поставить земельный участок под дорогой на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания данной территории.

00.00.0000 между администрацией Невьянского городского округа и Обществом с ограниченной ответственностью <*****>» заключен муниципальный контракт *** на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, право на распоряжение которыми принадлежит администрации Невьянского городского округа. Акт сдачи-приемки выполненных работ к муниципальному контракту был сдан 00.00.0000.

Земельный участок под объект транспортной инфраструктуры (автомобильная дорога), расположенный по адресу: ...., поставлен на кадастровый учет 00.00.0000.

В соответствии с постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п земельный участок под объект транспортной инфраструктуры передан в постоянное бессрочное пользование муниципальному бюджетному учреждению «Управление хозяйством Невьянского городского округа» для обслуживания, а именно обеспечивать отсыпку, грейдирование, уборку автомобильной дороги.

    При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом - исполнителем не принято во внимание что администрацией Невьянского городского округа приняты меры к исполнению решения суда в добровольном порядке - муниципальные контракты заключены до возбуждения исполнительного производства ***-ИП, не учтено, что размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 00.00.0000 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и занимает период времени, превышающий 5 дней, не учтено время, необходимое на исполнение контракта.

Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от 00.00.0000 о взыскании исполнительского сбора не имеет отметки об утверждении старшим судебным приставом.

    К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской Мезенцева И.Ю.

    Представитель административного истца, представитель административного ответчика – ГУФССП России по Свердловской области, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Мезенцева И.Ю. - в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте его проведения.

Явка указанных лиц в судебное заседание обязательной не признана; в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

    Исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Установлено, что решением Невьянского городского суда от 00.00.0000, вступившим в законную силу, возложена обязанность на администрацию Невьянского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйной автодороги по .... в ...., координаты: широта 57.28.56.6, долгота 60 17.12, широта 57.29.00, долгота 60.17.15, широта 57.28.54, долгота 60.17.18.

        00.00.0000 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Мезенцевой И.Ю. возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении должника – администрации Невьянского городского округа на исполнение требований исполнительного листа, выданного Невьянским городским судом по гражданскому делу ***, о возложении обязанности на администрацию Невьянского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйной, автодороги.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Мезенцевой И.Ю. 00.00.0000 с администрации Невьянского городского округа взыскан исполнительский сбор 50 000 рублей. Копия данного постановления получена должником 00.00.0000.

Данное исполнительное производство до настоящего времени не окончено.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.

Пункт 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Следовательно, течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня наступления указанного события (дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства).

Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Закона об исполнительном производстве, в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований освобождения от уплаты исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Проверив соответствие постановления о возбуждении исполнительного производства на предмет исполнения: взыскание исполнительского сбора требованиям закона (ст. 112 Закона об исполнительном производстве), суд приходит к выводу, что оно вынесено уполномоченным лицом и в пределах его компетенции.

Из материалов дела следует, что должник исполняет требования, что подтверждено:

муниципальным контрактом *** от 00.00.0000 между администрацией Невьянского городского округа и ООО «<*****> на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, право на распоряжение которыми принадлежит администрации Невьянского городского округа (л.д. 16-25).

Исполнение судебного акта осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнения судебного акта в установленный срок. При этом вышеприведенными доказательствами подтверждается, что административным истцом были предприняты необходимые и возможные действия для исполнения решения суда.

Таким образом, исполнение решения суда в данном случае обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и администрация не имела возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств, предназначенных на цели установки уличного освещения. Поскольку действия администрации Невьянского городского округа не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, в его действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на воспрепятствование действиям судебного пристава. В данном случае отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

Наличие указанных выше обстоятельств стороной административного ответчика не опровергнуто, равно как не представлено доказательств того, что был нарушен срок добровольного исполнения исполнительного документа, каким-либо образом были ущемлены права и законные интересы взыскателя, что привело бы к дисбалансу частных и публичных интересов.

Иск подлежит удовлетворению к судебному приставу-исполнителю, исходя из разъяснений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». В удовлетворении иска к межрайонному отделу, ГУФССП России по Свердловской области следует отказать.

    Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

    Административное исковое заявление удовлетворить к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой Ирине Юрьевне.

    Освободить администрацию Невьянского городского округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного в рамках исполнительного производства ***-ИП от 00.00.0000 по постановлению от 00.00.0000, вынесенному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И.Ю.

    В удовлетворении исковых требований к ГУФССП России по Свердловской области, Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области отказать.

    Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.

    Председательствующий –

2а-270/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Невьянского городского округа
Ответчики
Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по СО
ГУ ФССП по СО
Другие
Невьянский городской прокурор
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Судья
Балакина Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
neviansky.svd.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Дело оформлено
03.06.2021Дело передано в архив
22.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее