Решение по делу № 2а-84/2019 от 05.12.2018

    Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2018-001878-32

    Дело № 2а-84/2019                                      15 января 2019 года

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,

с участием административного истца – прокурора Жиркова В.Г.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа Макаровой С.М. (глава муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа),

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа по доверенности Артеевой И.В.,

представителя заинтересованного лица – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ударова А.Ю.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности ответчика выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, несанкционированные места размещения отходов на территории с. Оксино муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в границах муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Заявитель указывает, что ответчик является лицом, ответственным за исполнение обязанности по недопущению несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования.

Истец просит суд обязать ответчика в срок до 01.10.2019 ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории с. Оксино муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, расположенные: на земельном участке с кадастровым номером 83:00:040014:614 и на землях кадастрового квартала 83:00:040014 в районе географических координат: 67034’56,5” северной широты, 051011’39,5” восточной долготы, 67034’57,8” северной широты, 051011’45,3” восточной долготы, 67034’55,8” северной широты, 051011’41,6” восточной долготы.

В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. на иске настаивал по тем же основаниям. Не возражал против установления срока исполнения ответчиком решения суда при удовлетворении иска – до 31.12.2019, считая данный срок разумным. Доводы возражений ответчика на иск оценивает критически, считает необоснованными. Просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа: Макарова С.М. (глава муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа), по доверенности Артеева И.В., с иском не согласились, поддержали доводы представленного письменного отзыва на иск.

Обращают внимание, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:040014:614 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, вид разрешенного использования земельного участка - «под площадку для размещения отходов», данная площадка для размещения отходов огорожена забором. В этой связи, считают, что размещение отходов на указанном земельном участке не является несанкционированным. Просят учесть, что иного места для размещения отходов на территории муниципального образования не имеется. Пояснили, что в августе 2018 года производилась очистка территории от отходов, расположенных на земельном участке, указанном в исковом заявлении, что подтверждается договорами на оказание услуг, которые были заключены административным ответчиком. Также в сентябре 2018 года силами жителей с. Оксино проводилась очистка территории от отходов, расположенных на земельных участках с географическими координатами 67034’56,5” северной широты, 051011’39,5” восточной долготы, 67034’55,8” северной широты, 051011’41,6” восточной долготы. Поскольку в настоящее время данные земельные участки находятся под снегом у ответчика отсутствует возможность предоставить доказательства (фотоснимки) очищенной территории. Указывают, что на территории муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа не имеется мест несанкционированного размещения отходов. Полагают, что в силу действующего законодательства лицом, ответственным за надлежащее содержание данных участков, является уполномоченный орган государственной власти Ненецкого автономного округа. Считают, что расположение мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования в иске надлежащим образом не установлено. Поддержали доводы возражений на иск, указанные в письменном отзыве, предоставленном заинтересованным лицом - администрацией муниципального района «Заполярный район». Не оспаривали, что в ходе работ по очистке территории в августе - сентябре 2018 года отходы за пределы территории муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа не вывозились. Полагают, что бездействия при обращении с отходами производства и потребления ответчиком не допущено. Просили в иске отказать, считая требования необоснованными, а также в связи с тем, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. В случае удовлетворения требований просили установить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика решением суда, - до 31.12.2019.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ударов А.Ю. исковые требования считал обоснованными, поддержал доводы, приведенные в представленном письменном отзыве на иск. Со ссылкой на пункт 3 статьи 4.6 Закона Ненецкого автономного округа от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» указал, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанным Законом Ненецкого автономного округа за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения сельских поселений, в частности, по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Не возражал против установления срока исполнения ответчиком решения суда при удовлетворении иска – до 31.12.2019, считая данный срок разумным.

Представители заинтересованных лиц: администрации муниципального района «Заполярный район», Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

В представленном письменном отзыве на иск представитель администрации муниципального района «Заполярный район» указал, что одно из указанных в иске мест размещения отходов с координатами 67034’57,8” северной широты, 051011’45,3” восточной долготы, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 83:00:040014:614, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, вид разрешенного использования земельного участка - «под площадку для размещения отходов». В этой связи, считает, что размещение отходов на указанном земельном участке не является несанкционированным. Просит учесть, что в отношении остальных участков, заявленных в иске, ответчик не является их правообладателем. Полагает, что в силу действующего законодательства лицом, ответственным за надлежащее содержание данных участков, является уполномоченный орган государственной власти Ненецкого автономного округа. Указывает, что обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения коммунальных отходов является обоюдной как для органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и для уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

В представленном письменном отзыве на иск представитель Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа указывает, что заявленные в иске участки территории с несанкционированно размещенными на них отходами располагаются в границах муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа. Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в данном случае возлагается на административного ответчика. Просит иск удовлетворить.

С согласия явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая спор, суд учитывает, что в административном иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с данным административным исковым заявлением в суд в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Положениями статьи 42 Конституции РФ, преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществлять на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности ответчика выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, несанкционированные места размещения отходов на территории с. Оксино муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в границах муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Заявитель указывает, что ответчик является лицом, ответственным за исполнение обязанности по недопущению несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу частей 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 (СанПиН 42-128-4690-88) и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 42-168-4690-88 предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигающие заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Истец просит суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории с. Оксино муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, расположенные: на земельном участке с кадастровым номером 83:00:040014:614 и на землях кадастрового квартала 83:00:040014 в районе географических координат: 67034’56,5” северной широты, 051011’39,5” восточной долготы, 67034’57,8” северной широты, 051011’45,3” восточной долготы, 67034’55,8” северной широты, 051011’41,6” восточной долготы.

Размещение отходов на указанных участках территории подтверждается комиссионным актом осмотра № 6 от 03.08.2018, фототаблицей к акту осмотра, в судебном заседании допустимыми доказательствами не опровергнуто.

Проанализировав доказательства, предоставленные в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не опровергнут факт несанкционированного размещения отходов на участке территории, указанном в иске, расположенном в границах территории муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании ответчиком не предоставлено бесспорных доказательств освобождения на момент рассмотрения настоящего дела участков территории, указанных в иске, от расположенных на них отходов.

Из содержания представленных ответчиков договоров на оказание услуг не представляется возможным установить, на каком именно земельном участке проводилась очистка территории от отходов.

Кроме того, согласно пояснениям ответчика земельный участок с кадастровым номером 83:00:040014:614 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, с видом разрешенного использования земельного участка - «под площадку для размещения отходов», данная площадка для размещения отходов огорожена забором. Ответчик считает, что размещение отходов на указанном земельном участке не является несанкционированным, иного места для размещения отходов на территории муниципального образования не имеется.

Как указал ответчик в судебном заседании, в ходе работ по очистке территории в августе - сентябре 2018 года отходы за пределы территории муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа не вывозились.

Из содержания представленных актов оказанных услуг от 06.08.2018, 28.08.2018 к договорам оказания услуг по уборке и содержанию свалки ТБО с. Оксино от 01.08.2018, 20.08.2018 не следует, что отходы, расположенные на земельном участке, указанном в исковом заявлении, убраны в полном объеме.

Суд считает, что доводы, указанные ответчиком в обоснование возражений против иска, не свидетельствуют об исполнении им обязанности по недопущению несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по данному административному делу, суд исходит из следующего.

    Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах производства и потребления).

Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

На основании пункта 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

        Согласно пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

        Земельные участки, на которых в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены места размещения отходов, расположены в границах территории муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

        Согласно пункту 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

        Согласно пункту 3 статьи 4.6 Закона Ненецкого автономного округа от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения сельских поселений, в частности, по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

        Аналогичные полномочия ответчика закреплены в пункте 16 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, размещенного на официальном Интернет сайте ответчика по адресу: http://oksino-nao.ru/sovet_deputat/category/inner/8.

        Из приведенных правовых норм следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, при этом на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального образования, в том числе в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках.

        При этом организация деятельности в области обращения с отходами и мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения действующим законодательством не ставится в зависимость от формы собственности на землю, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, относится к компетенции органов местного самоуправления вне зависимости от наличия либо отсутствия у них права собственности или иного вещного права на расположенный в границах муниципального образования конкретный земельный участок, на котором несанкционированно размещены отходы.

        Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления указанных полномочий может являться основанием для обязания его в судебном порядке принять меры, необходимые для очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с подпунктом 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

По смыслу указанных норм, а также приведенных положений Закона Ненецкого автономного округа от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» на органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а на органы местного самоуправления сельских поселений – обязанность участвовать в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа и муниципального района.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства ответчик не освобождается от указанной обязанности, в связи с чем, доводы ответчика, а также заинтересованного лица - администрации муниципального района «Заполярный район» со ссылкой на то, что лицом, ответственным за надлежащее содержание участков территории, указанных в иске, является уполномоченный орган государственной власти Ненецкого автономного округа, не свидетельствуют о необоснованности заявленного иска.

Критически суд оценивает доводы ответчика в обоснование возражений против иска со ссылкой на то, что одно из указанных в иске мест размещения отходов с координатами 67034’57,8” северной широты, 051011’45,3” восточной долготы, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 83:00:040014:614, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, с видом разрешенного использования земельного участка - «под площадку для размещения отходов», в связи с чем, по мнению ответчика, размещение отходов на указанном земельном участке не является несанкционированным.

Разрешая спор, суд обращает внимание, что требования к объектам размещения отходов предусмотрены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой (пункты 2, 5, 6, 7 указанной статьи) определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как предусмотрено пунктом 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792) государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и по делу не опровергнуто, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:040014:614 не соответствует установленным законодательством требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, а также не значится в государственном реестре объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; накоплением отходов является складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Само по себе установление вида разрешенного использования земельного участка «под площадку для размещения отходов» не свидетельствует о том, что данный участок соответствует установленным законодательством требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов.

С учетом изложенного, наличие на территории муниципального образования земельного участка с видом разрешенного использования «под площадку для размещения отходов» не свидетельствует о том, что отходы на данном земельном участке размещены в соответствии с требованиями законодательства, как на объекте размещения отходов.

При этом в судебном заседании также не получено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:040014:614 соответствует требованиям, установленным Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).

В судебном заседании не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:040014:614 указанным Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра не соответствует.

В иске заявителем определено конкретное расположение мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования путем указания их (мест) соответствующих географических координат.

Иных возражений на иск ответчиком по существу не указано.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику - администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, которым не предоставлено доказательств необоснованности иска, доказательств исполнения обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, а равно доказательств того, что указанная обязанность в силу закона возлагается не на ответчика, а на иное конкретное лицо.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, считая, что прокурором избран предусмотренный законом и не противоречащий ему способ защиты права.

Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите (право на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности), требования разумности сроков исполнения судебного решения, пояснения участников дела в судебном заседании о сроках исполнения решения суда в случае удовлетворения иска, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиком, а именно, не позднее 31 декабря 2019 года, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ администрация муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины по делу не имеется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок не позднее 31 декабря 2019 года ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории села Оксино муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, расположенные:

- на земельном участке с кадастровым номером 83:00:040014:614;

- на землях кадастрового квартала 83:00:040014 в районе географических координат: 67034’56,5” северной широты, 051011’39,5” восточной долготы, 67034’57,8” северной широты, 051011’45,3” восточной долготы, 67034’55,8” северной широты, 051011’41,6” восточной долготы.

Разъяснить, что администрация муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

На решение суда могут быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

Председательствующий                                                              А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2019 года

2а-84/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Заместитель прокурора НАО
администрация МР "Заполярный район"
Администрация МО " Пустозерский сельсовет" НАО
УИЗО НАО
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
nariyanmarsky.nao.sudrf.ru
05.12.2018Регистрация административного искового заявления
05.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019Судебное заседание
21.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019Дело оформлено
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее